Проблемы и перспективы развития технических средств таможенного контроля как части таможенной инфраструктуры РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 20:40, дипломная работа

Описание работы

Для проведения исследования была поставлена цель – определить современное состояние, проблемы использования и направления дальнейшего развития технических средств таможенного контроля.

Поэтому задачами исследования выделены:

определение круга проблем, связанных с организацией таможенного контроля и развитием таможенной системы России;
анализ используемых современных технических средств таможенного контроля;
изучение взаимосвязи развития таможенной инфраструктуры и организации таможенного дела в РФ.

Содержание

Введение

1. Таможенная инфраструктура России

1.1 Характеристика таможенной инфраструктуры и подходы к её развитию

1.2 Технические средства таможенного контроля как часть таможенной инфраструктуры

2. Влияние технических средств таможенного контроля на совершенствование таможенных процедур

2.1 Современные требования к процедуре таможенного контроля

2.2 Анализ использования технических средств таможенного контроля

3. Направления развития и использования технических средств таможенного контроля

3.1 Мобильные инспекционно-досмотровые комплексы – оптимальный вариант развития технических средств таможенного контроля

3.2 Проблемы и пути решения использования технических средств таможенного контроля

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Проблемы и перспективы развития технических средств таможенного контроля как части таможенной инфраструктуры РФ.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

      Однако  максимальной гибкостью применения для решения оперативного задач  среди модификаций инспекционно-досмотровых  комплексов обладают мобильные рентгеновские  досмотровые системы (МРДС). Зачастую стационарная установка инспекционно-досмотровых систем нецелесообразна. Именно поэтому использование мобильных рентгенотелевизионных досмотровых систем является идеальным решением. Время развертывания такой системы из походного состояния в рабочее составляет от 15 минут до 1 часа. Среди МРДС существует разделение на низкоэнергетические, среднеэнергетические и высокоэнергетические, последние из которых пока еще находятся в стадии проработки.

      Для решения оперативной задачи досмотра полностью загруженных контейнеров и транспортных средств предназначены среднеэнергетические МРДС. Модели среднеэнергетических МРДС предлагаются многими ведущими производителями рентгеновских систем. Так, рентгенотелевизионная мобильная установка «НСV-Моbi1е» фирмы «Smiths Heimann» способна за час пропускать до 25-30 грузовиков. Система полностью независима, не требует внешней инфраструктуры и готова к использованию по назначению на любой территории, имеющей площадку 30 х 50 м. Проверка происходит на месте без вскрытия контейнера, с помощью рентгеновского просвечивания досматриваются полностью груженые автомобили и контейнеры для выявления возможных контрабандных вложений, оружия, взрывчатых веществ, наркотиков, людей и т.д. Применение системы занимает немного времени и требует малого числа операций. Простой в эксплуатации интерфейс пользователя обеспечивает проведение анализа изображения и проверку сопровождающих документов.

      Инспекционно-досмотровые  комплексы могут исполняться  также в различных модификациях по требованию заказчика: с перемещением контейнера либо транспортного средства относительно приемоизлучающей системы, или с перемещением приемоизлучающей системы относительно транспортного средства с системами транспортирования в виде транспортных тележек и др. К модификациям можно также отнести ИДК для контроля железнодорожных составов и авиационных контейнеров.[42]

      Согласно  плану действий ФТС России по реализации Концепции развития таможенных органов  РФ, мероприятия по оснащению таможенных органов Российской Федерации ИДК предусматривают развертывание в пунктах пропуска 72 инспекционно-досмотровых комплексов, в том числе на автомобильных пунктах пропуска - 24, морских (речных) - 10, воздушных - 10, железнодорожных - 6, а также мобильных ИДК - 22. Из них 17 ИДК (11 комплексов на автомобильных пунктах пропуска и 6 -в крупнейших морских портах) планируется в рамках Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)».[8,42] 

      Таблица 2

      Перспективы применения инспекционно-досмотровых комплексов и их структура по видам транспорта к 2010 году

Расположение  по специализациям пунктов перехода  
Количество  ИДК, ед.
 
Удельный  вес, %
автомобильные 22 26,50
морские 6 7,23
воздушные 8 9,64
мобильные 47 56,63
всего 83 100,00

      В середине 2007 года на вооружение Ростовской таможни поступил первый в России мобильный ИДК. До 2010 года пункты пропуска ЮТУ планируется оснастить еще 9-ю мобильными и 13-ю стационарными комплексами.[44]

      К 2010 году в таможенных органах должно работать уже 83 ИДК: 22 в автомобильных пунктах пропуска, 6 в морских, 8 в воздушных, а также 47 мобильных комплексов.[44]

      Недостаточное развитие инфраструктуры таможенных органов, прежде всего в части технического оснащения пунктов пропуска, не только препятствует международной торговле, но и угрожает национальной безопасности страны, значительно осложняет оперативную обстановку на границе и создает предпосылки к совершению «таможенных» правонарушений и преступлений.

      За  период 2006-2008 годов в деятельности Федеральной таможенной службы произошли значительные изменения. Новый алгоритм таможенного дела определен Концепцией развития таможенных органов, основными направлениями деятельности ФТС России и критериями эффективности работы таможенных органов, утвержденными Правительством Российской Федерации. Целью принимаемых мер является, прежде всего, повышение уровня администрирования, основывающегося на безусловном соблюдении требований государственного контроля внешнеэкономических связей с одновременным максимальным содействием внешней торговле.

      В арсенале таможенников начали появляться современные технические средства таможенного контроля, которые помогают выявлять наркотические средства, взрывчатые вещества, оружие и боеприпасы в  багаже физических лиц и в транспортных средствах. Сейчас в регионе эксплуатируются передвижные рентгенаппараты конвейерного типа, переносные рентгеновские комплексы «Шмель», сканеры скрытых полостей «Ватсон», другие виды сканирующей и анализирующей техники. Но этого все же недостаточно.[44]

      Сегодня в регионе назрела острая необходимость в оснащении таможенных органов и пограничных подразделений ФСБ России радиолокационными станциями для обнаружения движущихся транспортных средств вне зоны визуального наблюдения как в дневное, так и в ночное время.

      Реализация  обозначенных проектов в ближайшей  перспективе позволит решить следующие  задачи:

  • достичь оптимального времени, затрачиваемого на проведение таможенного контроля, и повысить его эффективность;
  • увеличить пропускную способность автомобильных пунктов пропуска, оснащенных инспекционно-досмотровыми комплексами;
  • сократить время на выполнение таможенных формальностей в пунктах пропуска по оформлению и контролю крупногабаритных грузов до 15 минут;
  • эффективно выявлять и предотвращать контрабанду наркотиков, взрывчатых веществ, оружия и иных предметов таможенных правонарушений.

      В ходе исследования выявлены следующие  проблемы, касающиеся эффективности  развития таможенного дела в ЮТУ, а также применения современных  средств таможенной инфраструктуры, особенно оснащения таможен техническими средствами таможенного контроля:

  • значительный ущерб российской экономике наносят незаконное перемещение и недостоверное декларирование товаров, «сращивание» участников внешнеэкономической деятельности с преступным сообществом;
  • неудовлетворительная ситуация сложилась по фактам крупной системной контрабанды;
  • коррупционные проявления, которые сопровождают контрабандную деятельность;
  • недостатки в производстве дел по административным правонарушениям;
  • рост числа приостановленных уголовных дел;
  • недостаточное оснащение пунктов пропуска современными информационно-техническими средствами таможенной инфраструктуры.

      В ЮТУ активно пытаются решить данные проблемы, поэтому задачами на 2009 год выделены следующие направления:

  • развитие новых информационных технологий;
  • укрепление служебной и исполнительской дисциплины в таможенных органах;
  • размещение инспекционно-досмотровых комплексов и их эффективное использование;
  • в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию необходимо усиление работы подразделений таможенной инспекции;
  • в связи с Олимпиадой-2014 в Сочи основная нагрузка по ее таможенному обеспечению ляжет на южнороссийских таможенников, и уже сейчас не только ФТС России, но и ЮТУ необходимо начать конструктивную работу, чтобы на должном уровне организовать таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств на стадии строительства олимпийских объектов и соблюдение таможенных правил участниками и гостями Олимпиады.

 

       3. Направления развития технических средств таможенного контроля 

    1. Мобильные инспекционно-досмотровые комплексыоптимальный вариант развития тстк
 

      Максимальной  гибкостью применения для решения  оперативных задач среди модификаций  ИДК обладают мобильные ИДК (МИДК). Зачастую стационарная установка инспекционно-досмотровых систем нецелесообразна. Именно поэтому использование мобильных рентгенотелевизионных досмотровых систем является идеальным решением. Время развертывания такой системы из походного состояния в рабочее составляет от пятнадцати минут до одного часа. С точки зрения энергетики излучения среди МИДК существует разделение на низкоэнергетические, среднеэнергетические и высокоэнергетические.

      Началом внедрения МИДК в России можно  считать эксплуатацию в интересах  МВД России мобильной низкоэнергетической инспекционно-досмотровой установки «SilhouetteScan Mobile 300» (энергия излучения 300 кэВ), поставленной и введенной в эксплуатацию в 2001 г. ЗАО «Техно-С.Петербург». Преимуществом данных систем являются повышенная производительность и возможность обслуживания одним сотрудником, однако они имеют невысокое значение глубины проникновения 
излучения в объект - по стали не более 50 мм.

      Для решения оперативной задачи досмотра полностью загруженных контейнеров  и транспортных средств предназначены среднеэнергетические и высокоэнергетические МИДК. Модели данного типа предлагаются ведущими производителями рентгеновских систем.

      В 2002 г. была проведена опытная эксплуатация инспекционно-досмотрового комплекса  НСV-Моbilе с энергией линейного ускорителя 2,5 МэВ на многостороннем автомобильном пункте пропуска «Брусничное» Северо-Западного таможенного управления. Результаты опытной эксплуатации за пять месяцев 2002 г. признаны положительными: за данный период наработано 172 часа, проинспектировано 359 единиц транспортных средств. Из них операторами ИДК были обнаружены подозрительные объекты в 46 случаях. Технические характеристики и возможности данного ИДК, заявленные фирмой-производителем, получили практическое подтверждение.[43]

      В 2006 г. началось оснащение ИДК пунктов пропуска через Государственную границу РФ, расположенных в регионе деятельности Южного таможенного управления. Начало практической эксплуатации ИДК можно связать с поставкой в Ростовскую таможню в мае 2006 г. первого мобильного ИДК, приобретенного на средства федерального бюджета, выделенные ФТС России для оснащения техническими средствами.

      С точки зрения эксплуатационных и  технических параметров - это совершенно новая, усовершенствованная модель рентгенотелевизионной мобильной  установки «НСV-Моbilе», выпущенная концерном «Smiths Heimann Gmbh», которая способна, по данным производителя, пропускать за час до 25-30 грузовиков. «НСV-Моbilе» смонтирован на базе шасси автомобиля Меrсеdеs, что позволяет быстро перемещать комплекс для целей таможенного контроля. В работе системы, помимо общеизвестных транспортных средств, используются высококачественные компоненты (генератор, оборудование кондиционирования воздуха и т. д.) и оборудование, оптимально обеспечивающее множество дополнительных принадлежностей. Электроника имеет собственную систему обогрева, которая поддерживает оптимальную температуру и работает в условиях российской зимы.

      Комплекс  полностью автономен - не требует  внешней инфраструктуры, работая  от установленного на нем дизель-генератора, но позволяет провести подключение и к стационарным системам электроснабжения.

      Проверка  происходит на месте без вскрытия контейнера, с помощью рентгеновского просвечивания досматриваются (независимо от плотности его укладки) полностью  груженые автомобили и контейнеры для выявления возможных контрабандных вложений, оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств и т. д. А новая конструкция манипулятора придает системе большую гибкость в использовании: для проведения работ не требуется значительного пространства, система готова к использованию по назначению на любой территории, имеющей ровную площадку 30 X 50 м с поперечным уклоном не более 3%.

      Уникальность  комплекса в его технических  характеристиках. Машина весит 23 т, что  в полтора раза легче предыдущей установки. Все системы (однокорпусный дизайн и сканер, смонтированный на автомобиле) работают на пневматике и электричестве, а не на различных видах масел, что позволяет существенно сократить время развертывания (менее 15 мин), увеличить скорость движения до 85 км/ч и маневренность. Мощность линейного ускорителя, равная 3,8 МэВ (ширина рентгеновского пучка 2 мм), позволяет рассмотреть в самом центре полностью загруженного транспортного средства замаскированный опасный груз. Система обладает проникающей способностью по стали до 270 мм.[43]

      Максимальный  размер проверяемого объекта:

  • ширина - до 2,8 м;
  • высота - до 4,5 м;
  • длина (для грузовых автомобилей) - от 18 до 27 м в соответствии с требованиями по зоне безопасности.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития технических средств таможенного контроля как части таможенной инфраструктуры РФ