Автор: g********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 22:43, контрольная работа
Логистика – наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Проблемы логистики уже более 25 лет в нарастающих масштабах привлекают внимание ученых, специалистов, руководителей фирм, предприятий и корпораций развитых стран мира. Этот острый интерес проявляется в научном и практическом планах. Проникновение логистики в сферу экономики в существенной степени обязано компьютеризации управления. В действительности мы имеем дело с быстро развивающейся инфраструктурой в сфере экономики и организации производства и с новым научным направлением.
Подход к объектам товародвижения как к системам выражает главную особенность концепции логистики. Специфика торговой деятельности рассматривается с использованием понятия связности, позволяющего выявить отношения экономического подчинения, обмена деятельностью или договорных отношений между субъектами - участниками логистического процесса.
В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это — задачи прогнозирования спроса и производства, а следовательно, и объема перевозок, задачи определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков, задачи организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.
Материальные
потоки образуются в результате деятельности
различных предприятий и
Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения.
Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.
В
табл. 1 дается перечень основных логистических
функций и их примерное распределение
между различными участниками логистического
процесса. Каждая из этих функций представляет
собой достаточно однородную (с точки
зрения цели) совокупность действий. Например,
конечной целью всех мероприятий по формированию
хозяйственных связей является установление
отношений делового партнерства между
различными участниками логистического
процесса, т. е. формирование связей между
элементами макрологистических систем.
Таблица 1
Основные
логистические функции и их примерное
распределение между различными участниками
логистического процесса
Название логистической функции | Участник логистического процесса | |||
Транспорт общего пользования, экспедиционная фирма | Предприятия оптовой торговли | Коммерческо-посреднические организации | Склады готовой
продукции предприятий- | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация | Х | Х | Х | |
Определение объемов | Х | Х | ||
Прогнозные оценки потребности в перевозках | Х | Х | Х | |
Определение
последовательности продвижения товаров
через места складирования, определение
оптимального коэффициента складской
звенности при организации |
Х | |||
Развитие, размещение и организация складского хозяйства | Х | Х | ||
Управление запасами в сфере обращения | Х | Х | ||
Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения | Х | |||
Выполнение
операций, непосредственно предшествующих
и завершающих перевозку |
Х | Х | ||
Управление складскими операциями** | Х | Х |
* Под операциями, непосредственно предшествующими и завершающими перевозку товаров, подразумеваются упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы и ряд других операций.
** Складские операции включают в себя сдачу и приемку грузов по количеству и по качеству, хранение, подсортировку и подготовку необходимого покупателю ассортимента, организацию доставки мелкими партиями и т.д.
Отметим две характерные особенности приведенного комплекса логистических функций:
- все перечисленные в табл. 1 функции взаимосвязаны и направлены на управления материальным потоком. Другими словами, весь комплекс логистических функций, в совокупности, также подчинен единой цели;
-
носителями перечисленных
Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики.
Рассмотрим теперь более детально, как распределяются задачи по управлению материальными потоками между различными подразделениями отдельного предприятия.
Планирование, управление, контроль и осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Зачастую логистическая функция «растаскивается» по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое — содержанием запасов, третье — сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.
Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции.
Рассмотрим, как взаимодействует служба логистики с другими службами предприятия.
Наиболее существенная взаимосвязь у логистики с маркетингом. Выделим следующие задачи, решаемые на производственном предприятии службой маркетинга6:
1. Анализ окружающей среды и рыночные исследования.
2. Анализ потребителей.
3. Планирование товара, определение ассортиментной специализации производства.
4. Планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг.
Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, то задачи 3-я и 4-я должны решаться совместно.
Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все в разрезе нового вида продукции.
Решая
задачу 4-ю, маркетинг определяет для
физического распределения
Служба
логистики на предприятии тесно
взаимодействует с
Слабая взаимосвязь производства с логистикой приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.
Одной
из основных составляющих цены товара
являются транспортные расходы. Контроль
и управление транспортными, а также складскими
затратами это функция, реализуемая совместно
службой логистики и службой финансов.
Заключение
Управление
материальными потоками всегда являлось
существенной стороной хозяйственной
деятельности. Однако лишь сравнительно
недавно оно приобрело
В
условиях перехода к рыночным отношениям
единые системы нормативов совершенствования
материально-технической базы теряют
свое прежнее значение. Каждый субъект
хозяйствования самостоятельно оценивает
конкретную ситуацию и принимает
решения. Как свидетельствует мировой
опыт, лидерство в конкурентной борьбе
приобретает сегодня тот, кто
компетентен в области
Список
используемой литературы
и источников
Информация о работе Основные показатели эффективности управления товародвижением