Основные показатели эффективности управления товародвижением

Автор: g********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 22:43, контрольная работа

Описание работы

Логистика – наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Проблемы логистики уже более 25 лет в нарастающих масштабах привлекают внимание ученых, специалистов, руководителей фирм, предприятий и корпораций развитых стран мира. Этот острый интерес проявляется в научном и практическом планах. Проникновение логистики в сферу экономики в существенной степени обязано компьютеризации управления. В действительности мы имеем дело с быстро развивающейся инфраструктурой в сфере экономики и организации производства и с новым научным направлением.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 49.12 Кб (Скачать)

    Совокупность  форм, методов и средств комплексного управления движением продукции  составляет логистическую инфраструктуру формируемого рынка средств производства. Она включает элементы организационного, информационного, коммуникационного  обеспечения рыночной системы.

    Различные подходы к организации материального  потока проиллюстрируем на примере  снабжения магазинов бакалейными товарами со складов оптовой базы. Участники этого процесса: оптовая база, транспортное предприятие и сеть обслуживаемых продовольственных магазинов.

    Рассмотрим  два варианта организации материального  потока, имеющие принципиальное отличие  друг от друга. Первый вариант носит традиционное название «самовывоз», второй — «централизованная доставка».

    Вариант 1(Самовывоз) характеризуется следующими признаками:

  • отсутствует единый орган, обеспечивающий оптимальное использование транспорта. Магазины самостоятельно договариваются с транспортными организациями и, получив машину, приезжают по мере необходимости на базу за товаром;
  • на складах базы, на транспорте и в магазинах применяются исторически сложившиеся технологические процессы грузопереработки, не согласованные между собой. Некоторое согласование имеет место лишь в местах передачи груза;
  • ни оптовая база, ни магазины не предъявляют жестких требований к типам используемого транспорта — главное вывезти товар;
  • возможно, что в ряде магазинов не созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товара.

    Анализ  характерных признаков «самовывоза» показывает, что у участников логистического процесса отсутствует единая цель —  рациональная организация совокупного  материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности.

    Очевидно, что здесь имеет место классический способ формирования системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока. Действительно, мы видим здесь три, самостоятельно сформированные подсистемы:

    - подсистема, обеспечивающая прохождение материального потока на складах оптовой базы;

    - подсистема, обеспечивающая его  обработку на транспорте;

    - подсистема, обеспечивающая его  обработку в магазинах.

    Эти подсистемы соединены между собой, в значительной степени механически. Однако, несмотря на это, в целом, они образуют работоспособную систему, обеспечивающую прохождение совокупного материального потока по всей  цепи: 

           оптовая база  транспорт  магазины

    Вариант 2 (централизованная доставка) характеризуется  следующими признаками:

  • участники логистического процесса создают единый орган, цель которого — оптимизация именно совокупного материального потока;
  • исторически сложившиеся технологические процессы на предприятиях, участниках логистического процесса корректируются в соответствии с требованиями оптимальной организации именно совокупного материального потока;
  • разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза;
  • разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза товаров в магазины;
  • создается парк специализированных автомобилей, а также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизировать совокупный материальный поток.

    Анализ  характерных признаков второго  варианта организации материального потока показывает, что для централизованной доставки товаров участники логистического процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного материального потока. Изучаются требования, которым он должен удовлетворять. Формируются варианты его организации, из которых по специальным критериям отбирается лучший. Таким образом, вариант 2 является примером системного подхода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока по цепи: 

            оптовая база  транспорт   магазины 

    Второй  вариант организации материального  потока, т.е. системный подход к товароснабжению  розничной торговой сети также позволяет:

    - повысить степень использования материально-технической базы, в том числе транспорта, складских и торговых площадей;

    - оптимизировать товарные запасы  у всех участников логистического  процесса;

    - повысить качество и уровень логистического сервиса;

    - оптимизировать размеры партий товаров. 
 

2. Методы экономического  стимулирования эффективности

организации товародвижения. 

    Осуществляемая  в настоящее время трансформация  функций и организационных структур управления производственным обеспечением в полной мере распространяется на функции и структурные формирования, обеспечивающие управление товародвижением, органически включает их модификацию  в сферах государственного управления и хозяйственной деятельности. Для  интенсификации коммерческих связей развития эшелонированной логистической  системы обслуживания требуется  надежное информационное обеспечение  каналов связи. Необходимо совершенствование  всей системы и способов накопления, обработки и использования производственной, транспортной, финансовой информации на основе компьютеризации3.

    Различные аспекты логистического управления в работах ИТКОРа, других институтах и на кафедрах ряда ВУЗов страны. Но эти исследования не приобрели  пока ещё комплексного характера, свойственного  логистике как науке. Например, если анализируется состояние, перспективы  и условия развития складского хозяйства  в одном из регионов, то такая  работа должна сочетаться с моделированием товаропередвижения и организационной  структуры управления производственным обеспечением в данном регионе.

    Развитие  логистики помимо стремления предприятий  к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определили следующие два фактора4:

  1. Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения.
  2. Создание гибких производственных систем.

    Значительное  воздействие на развитие логистики  оказал переход от рынка продавца к рынку покупателей. Если в допереходный период решение о выпуске продукции предшествовало разработке сбытовой политики, то в условиях перенасыщения рынка императивом стало требование о формировании производственных программ в зависимости от объемов и структуры рыночного спроса.

    Приспособления  к интересам клиентуры в условиях острой конкуренции потребовало  от фирм-изготовителей продукции  адекватной реакции на эти условия, и результатом стало повышение  качества обслуживания, и, прежде всего, сокращения времени выполнения заказов  и соблюдения согласованного графика  поставок. Тем самым фактор времени  наряду с ценой и качеством  продукции стал определять успех  функционирования предприятия на современном  рынке.

    Усложнение  проблем реализации при одновременном  росте требований к качеству процесса распределения вызвало у фирм продуцентов аналогичную реакцию  относительно своих поставщиков  сырья и материалов. В итоге  образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала модификации  существовавших моделей организации  в сфере снабжения и сбыта.

    Активно развернулись работы по оптимизации  отдельных направлений товародвижения. Замена традиционных конвейеров роботами привела к значительной экономии живого труда и созданию гибких производственных структур. Но работа по принципу «малыми  партиями» повлекла соответствующие  изменения в системе обеспечения  производства материальными ресурсами  и сбыта готовой продукции. Во многих случаях поставки больших  объемов сырья, полуфабрикатов и  конечной продукции стали не только не экономичны, но и просто не нужны. В связи с этим отпала необходимость  иметь большие складские емкости  на предприятиях и возникла потребность  в транспортировке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. При этом возросшие расходы на перевозку в значительной мере покрылись  за счет сокращения складских издержек.

    Кроме факторов, непосредственно определивших развитие логистики, необходимо отметить и факторы, способствовавшие созданию возможностей для этого5:

  1. Использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач.
  2. Ускорение НТП в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения.
  3. Унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода ограничений импортных и экспортных и т.д.

    Формирование  концепции логистики было ускорено разработкой теории систем и теории компромиссов. В соответствии с первой, проблема товародвижения стала рассматриваться  как комплексная. Важнейшее требование теории заключается в обязательном анализе всех составляющих системы  товародвижения, их внутренних и внешних  взаимосвязей.

    Урегулирование  взаимоотношений в рамках логистики  стало возможным с помощью  теории компромиссов. Именно на ее основе достигается эффект, устраивающий систему  в целом. Применительно к товародвижению выбираются решения, оказывающие позитивное воздействие на сокращение общих  затрат или повышение суммарной  прибыли, хотя бы и в ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы.

    Важную  роль в создании объективных возможностей для развития логистики сыграл технический  прогресс в средствах связи и  информатики. Применение современных  средств информационного отслеживания материальных потоков способствует внедрению «безбумажной» технологии. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно  получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать  управленческие решения. С помощью  «компьютерной логистики» на протяжении всей цепи обслуживания осуществляется анализ деятельности фирмы и дается оценка ее положения по сравнению с конкурентами. Информационные системы обеспечивают также данные о емкости рынка и его насыщенности товарами.

    Были  приняты меры по регулированию международного товародвижения, с целью упростить, минимизировать или устранить факторы, усложняющие прохождение товаропотоков. В результате было сокращено время  нахождения грузов в пути, повышена точность их доставки и сохранности, уменьшены запасы материальных ценностей  на приграничных зонах.

    Одновременно  создавались международные распределительные  центры, менялись схемы размещения складов. Тара, подвижной состав и  технические параметры путей  сообщения унифицировались, что  позволяло использовать автоматические системы считывания и адресования  грузов. Увеличение объемов материальных потоков в международных сообщениях диктовало необходимость устранения чрезмерной детализации правил и  норм, установленных на двусторонней основе. Начался процесс координации  инвестиций в создание межнациональной  логистической инфраструктуры.

    Совокупность  работ по проблемам логистики  могла бы составить самостоятельное  направление в исследованиях  нескольких институтов. Предметом их должны быть материалопотоки либо отдельных  видов продукции, либо в отдельных  регионах, либо некоторые функции  логистического управления.

    Перспективы развития логистики как научно-практического  направления в экономической  жизни обусловлены также возможностями  обмена опыта отечественных ученых между собой и изучением работ  зарубежных специалистов, активно занятых  разработкой и внедрением форм и  методов современной логистики.  
 
 
 

3. Организация управления  товародвижением. 

    Особенность складывающейся ситуации в современных  условиях заключается в том, что  оптимальные результаты субъектами товарного производства, обмена и  потребления могут быть достигнуты лишь в случае реализации логистического подхода - рассмотрения и реализации различных стадий товародвижения в  рамках единой системы. Действительно, коммерческий успех любого предприятия, компании, фирмы в существенной мере зависит от состояния развития торговли, торговой инфраструктуры, от того, насколько  рационально организовано товародвижение, система распределения, движения продукции  в сфере обращения. Логистический  подход гарантирует системность, целостность, оптимизацию суммарных издержек и т.п., обеспечивает более точную увязку процессов планирования, организации, управления, контроля и регулирования  движения потоков экономических  ресурсов в пространстве и во времени  от их первичного источника до конечного  потребителя.

Информация о работе Основные показатели эффективности управления товародвижением