Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 23:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение значения складов в логистической системе и, в связи с этим, выбор оптимального месторасположения склада.
Введение .....……………………………………………………………….......3
1. Значение склада в логистической системе .................................................4
1.1. Определение и виды складов ...................................................................4
1.2. Основные задачи и функции складов....................………………….......7
2. Выбор оптимального месторасположения склада ...................................10
2.1. Факторы и критерии, влияющие на месторасположение склада ........10
2.2. Методика выбора месторасположения склада ......................................13
2.3. Нахождение оптимального месторасположения склада путем логистической экспертизы ..................17
3. Оценка оптимального месторасположения склада на примере ООО «Туссон-плюс» ....................21
3.1. Расчет координат склада методом центра тяжести ..............................21
3.2. Оценка выбора месторасположения склада ..........................................23
Заключение ………………………………………………….......…………...25
Список использованных источников …………………......................……..27
3 Оценка оптимального месторасположения склада на примере ООО «Туссон-плюс»
3.1 Расчет координат склада
ООО «Туссон-плюс» является поставщиком бытовой техники различных брендов и продуктов питания. Основные направления деятельности:
Филиалы фирмы расположены во всех областных городах республики. Основной склад компании расположен по адресу: г. Минск, ул. Бабушкина, 2. Также склады расположены в Гомеле, Гродно и Витебске.
Из-за возросшего спроса на продукцию в Брестской области руководство компании поставило задачу определить оптимальное расположение склада на данной территории.
Для решения данной задачи воспользуемся методом центра тяжести. Данный метод основан на вычислении центра тяжести склада к определенным потребителям, т.е. распределительный склад будет располагаться в определенной точке ближе к покупателям. Для его применения необходимо нанести на карту области координатные оси и найти координаты точек, в которых размещены потребители материального потока. В нашем случае – это координаты городов с наибольшим товарооборотом. Координаты центра тяжести грузовых потоков, т.е. точки, в которых может быть размещен склад, определяются по формулам:
, где:
Хi – координаты города по широте;
Yi – координаты города по долготе;
Qi – объемы поставок продукции;
n – количество показателей.
Исходные данные для расчета координат нового склада представлены в Таблице 1, где указаны координаты городов и объемы поставок продукции в магазины этих городов.
Таблица 1- Исходные данные
Наименование городов |
Хi |
Уi |
Q, млн руб |
Брест |
5210' |
2370' |
370,50 |
Барановичи |
5313' |
2603' |
217,13 |
Пинск |
5212' |
2608' |
181,14 |
Кобрин |
5222' |
2437' |
107,10 |
Ивацевичи |
5271' |
2534' |
71,80 |
Берёза |
5253' |
2498' |
63,00 |
Лунинец |
5225' |
2680' |
56,50 |
Белоозёрск |
5247' |
2517' |
41,72 |
Жабинка |
5220' |
2402' |
39,20 |
Столин |
5188' |
2685' |
26,50 |
Подставив данные в формулу, получаем:
x=5238',
y=2501'.
Таким образом, получаем распределительный склад с координатами (5238'; 2501'). Данные координаты соответствуют местности в двадцати километрах от города Береза в лесном массиве. Целесообразнее построить склад недалеко от города из-за расходов на строительство склада, проведение коммуникаций и дальнейшее его содержание.
3.2 Оценка выбора месторасположения склада
При выборе места расположения склада из числа возможных вариантов оптимальным считается тот, который обеспечивает минимум суммарных затрат, включающих транспортные издержки и расходы на строительство и эксплуатацию склада.
По проведению экспертной оценки было предложено построить склад в городе Брест. Проведем оценку транспортных расходов и сравним результаты для городов Брест и Береза при условии, что издержки на строительство и эксплуатацию равны.
Транспортные издержки рассчитываются по формуле:
где:
Qi – объемы поставок продукции;
Si – расстояние от склада до города;
n – количество показателей [23, с. 43-44].
В таблице 2 указаны расстояния от городов до склада в городе Брест и рассчитанного слада возле города Берёза, а также рассчитаны транспортные издержки.
Таблица 2- Расчёт транспортных издержек
Наименование городов |
Si от Бреста, км |
Si от Березы, км |
Q, млн руб |
Транспортные издержки, млн руб | |
С1 |
С2 | ||||
Брест |
1 |
111 |
370,50 |
370,5 |
41125,5 |
Барановичи |
208 |
92 |
217,13 |
45163,04 |
19975,96 |
Пинск |
177 |
105 |
181,14 |
32061,78 |
19019,7 |
Кобрин |
50 |
60 |
107,10 |
5355 |
6426 |
Ивацевичи |
144 |
18 |
71,80 |
10339,2 |
1292,4 |
Берёза |
111 |
1 |
63,00 |
6993 |
63 |
Лунинец |
237 |
154 |
56,50 |
13390,5 |
8701 |
Белоозёрск |
133 |
29 |
41,72 |
5548,76 |
1209,88 |
Жабинка |
86 |
89 |
39,20 |
3371,2 |
3488,8 |
Столин |
245 |
193 |
26,50 |
6492,5 |
5114,5 |
Первый вариант – транспортные издержки при расположении склада в городе Брест:
С1= 129085,48 млн руб.
Второй вариант – транспортные издержки при строительстве склада возле города Берёза:
С2= 106416,74 млн руб.
Издержки организации при использовании склада в городе Берёза, рассчитанного методом центра тяжести составляют 106416,74 млн руб, что на 22668,74 млн руб меньше, чем при строительстве склада в городе Брест.
Таким образом, расчет оптимального месторасположения склада методом центра тяжести является наиболее простым и эффективным при практическом применении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:
Склады являются важнейшим элементом логистических систем. При организации движения материального потока по логистическому каналу возникает объективная необходимость в специально обустроенных помещениях или площадках, предназначенных для хранения запасов товаров различных наименований, а также выполнения над ними ряда важных логистических операций, таких как сортировка, комплектация, упаковка и другое.
Склад – это комплекс зданий, сооружений и специального оборудования, предназначенных для накопления, хранения, контроля и обработки товарных запасов, их подготовки и отпуску потребителям.
Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов. Существует ряд признаков, по которым выделяют различные виды складов: выполняемые функции; вид продукции, хранимой на складе; признаки специализации, принадлежности и т.д. Также важными являются размеры склада, его конструкция, уровень механизации, подъездные пути склада, в связи с которыми проводится классификация складов.
Склады в логистической
системе выполняют свои задачи и функции.
При этом задачи, выполняемые складами,
можно разделить на традиционные и логистические.
Склады в логистике играют как положительную,
так и отрицательную роль. Негативной
стороной складирования является увеличение
стоимости товара за счет издержек по
содержанию запасов на складах. Это –
расходы на складские операции, аренду
склада, текущие расходы по его содержанию.
Положительная роль складов заключается
в том, что благодаря им обеспечивается
выравнивание колебаний циклов производств
и потребления, создаются необходимые
технические и организационные условия
для комплектации грузов, концентрации
и распределения замесов, осуществляется
бесперебойное снабжение потребителей
всеми необходимыми товарами.
Оптимальное месторасположение склада зависит от многих факторов, основными из которых являются суммарные затраты на строительство и эксплуатацию склада, а также транспортные расходы по доставке и отправке грузов. И только комплексный учет всех значимых факторов позволяет принять правильное решение об оптимальном размещении склада в регионе.
Определение местоположения (дислокации) складов в определенной территориальной зоне является одной из основных задач, решаемых в процессе синтеза складской системы. Как правило, при этом используют компьютеры и применяют метод оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое), методы имитационного моделирования, операционное исчисление, теорию графов и т.п. Существуют также упрощенные методы и модели, позволяющие вычислить оптимальное местоположение склада: метод центра тяжести, метод пробной точки, модель Вон Тунена, модель Вебера, модель Гувера.
На практике определение местоположения складского комплекса осуществляется с помощью логистической экспертизы, которая представляет собой оценку экспертами возможности использования потенциала склада под логистические нужды. Экспертиза состоит из ряда этапов, в ходе которых выбирается несколько вариантов размещения склада и оценивается, насколько выгодно можно использовать каждый вариант.
Расчет оптимального месторасположения склада методом центра тяжести является наиболее простым и эффективным при практическом применении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Обоснование выбора и определения оптимального месторасположения склада