Обоснование выбора и определения оптимального месторасположения склада

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение значения складов в логистической системе и, в связи с этим, выбор оптимального месторасположения склада.

Содержание

Введение .....……………………………………………………………….......3
1. Значение склада в логистической системе .................................................4
1.1. Определение и виды складов ...................................................................4
1.2. Основные задачи и функции складов....................………………….......7
2. Выбор оптимального месторасположения склада ...................................10
2.1. Факторы и критерии, влияющие на месторасположение склада ........10
2.2. Методика выбора месторасположения склада ......................................13
2.3. Нахождение оптимального месторасположения склада путем логистической экспертизы ..................17
3. Оценка оптимального месторасположения склада на примере ООО «Туссон-плюс» ....................21
3.1. Расчет координат склада методом центра тяжести ..............................21
3.2. Оценка выбора месторасположения склада ..........................................23
Заключение ………………………………………………….......…………...25
Список использованных источников …………………......................……..27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ОРИГИНАЛ.docx

— 135.24 Кб (Скачать)

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Преимущества складского хозяйства

Склады позволяют преодолеть временные, пространственные, количественные и качественные несоответствия между  наличием и потребностью в материалах или товарах в процессе производства и потребления.

Все склады, независимо от своего типа, в  общих чертах выполняют одни и  те же функции. К числу основных функций относятся:

  1. прием и контроль качества поступающей продукции;
  2. накопление и поддержание запасов продукции на должном уровне;
  3. хранение продукции в надлежащих условиях;
  4. сортировка, комплектация и упаковка продукции;
  5. предварительная подготовка и отправка грузовых партий продукции потребителям;
  6. предоставление логистических услуг [9, с. 180].

 

  Прием поступающей продукции  включает в себя операции по разгрузке транспортного средства, проверку сопровождающей документации и пломб, первичный контроль продукции по количеству.

Потребляемая  продукция часто производится разными поставщиками, и потому в число функций склада входит накопление товарных запасов, поступающих от разных производителей. Поддержание товарных запасов осуществляется за счет слежения за уровнем запасов на складе и своевременного их пополнения.

Хранение  продукции в надлежащих условиях предполагает соблюдение на складе определенных режимов температуры и влажности, а также проведение специальных  мероприятий с целью минимизации  потерь продукции во время хранения.

Сортировка  продукции позволяет упорядочить материальные потоки, идущие через склад. Комплектация продукции в партии отправки по отдельным потребителям осуществляется по мере поступления потребительских заказов.  В некоторых случаях осуществляется также упаковка продукции.

Наконец, перед отправкой грузов потребителям происходит их предварительная подготовка (например, маркировка), после чего осуществляется погрузка партий продукции на транспортные средства и их отправка потребителям.

В каждом конкретном случае список функций, выполняемых складом, может расширяться или сокращаться, в зависимости от условий его  работы. Так, например, прием грузов на товарном складе требует осуществления  операций разгрузки транспортного  средства, в то время как на складе готовой продукции промышленного  предприятия при высоком уровне операции разгрузки могут вообще отсутствовать. В то же время, в составе  функций товарного склада вполне может присутствовать и такая  специфическая функция, как доставка заказанной продукции получателям [10, с. 202].

Оказание клиентам различных логистических услуг обеспечивает фирме высокий уровень обслуживания потребителей. Среди таких услуг можно выделить:

  • подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, распаковка, маркировка, загрузка контейнеров);
  • проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;
  • придание продукции товарного вида,
  • предварительная обработка товаров (например, древесины);
  • транспортно-экспедиционные услуги [11, с. 198].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Выбор оптимального месторасположения склада

2.1 Факторы и критерии, влияющие на месторасположение склада

При выборе места расположения склада из числа возможных вариантов  оптимальным считается тот, который  обеспечивает минимум суммарных  затрат на строительство и дальнейшую эксплуатацию склада и транспортных расходов по доставке и отправке грузов. Затраты на транспорт включают:

  • первоначальные капиталовложения на развитие транспортной сети (на строительство и реконструкцию подъездных дорог, приобретение подвижного состава, строительство гаражей, объектов ремонтного хозяйства и т.д.);
  • эксплуатационные расходы по доставке и отправке грузов (расходы, связанные с транспортировкой груза, содержанием и ремонтом транспортных средств, устройств и объектов) [12, с. 95].

Расходы на строительство  и эксплуатацию складов включают, в первую очередь, затраты на строительство здания (сооружения) и приобретение оборудования, а также затраты, связанные с их дальнейшей эксплуатацией (содержание и ремонт здания и оборудования, расходы на заработную плату, электроэнергию и т.д.). При увеличении мощности и размеров складов удельные капитальные затраты на 1 т грузооборота и запасы хранения сокращаются, что говорит в пользу строительства более крупных складов. Однако, с другой стороны, это чаще всего влечет за собой сокращение числа складов, и, следовательно, увеличение транспортных расходов при доставке [12, с. 96].

Рассмотрим основные критерии, по которым определяется выбор местоположения склада:

  • на пути основных потоков товаров (запад-восток, между регионами и т.д.);
  • вблизи мест потребления товаров (мегаполисы, города);
  • в месте пересечения транспортных артерий (автодорог, ж/д и автодорог и т.д.);
  • вблизи мест производства товаров (фабрика, завод) [13, с.29].

Выбор места склада зависит  от его целевого назначения. Так, склад для хранения сырья и материалов и обеспечения непрерывности снабжения производства располагается обычно на территории предприятия. 
Крупный оптовый склад обычно размещается вблизи городов. Товар доставляется крупными партиями (автопоездами, контейнерами, вагонами), а вывоз осуществляется средне- и малотоннажными автомобилями. Большое развитие получили крупные продуктовые магазины-склады, где покупатель может приобретать товары мелкими партиями по сниженным ценам. Склады обычно размещаются вблизи или на пересечении крупных автомагистралей или недалеко от крупных городов, имеющих как автомобильное, так и железнодорожное сообщение. Основной задачей этих складов является сортировка партий товаров в региональные центры. Поставка и отгрузка товаров осуществляется крупнотоннажными автомобилями и контейнерами, в том числе и по железной дороге [14, с. 420].

Крупные торговые компании, имеющие большой товарооборот и  много магазинов в разных регионах, идут по пути строительства крупных региональных складских центров, которые в свою очередь могут состоять из нескольких складов. С этих складов осуществляется как снабжение сети магазинов, так и прямая доставка товаров покупателям. При этом в магазинах запасы товаров находятся на минимальном уровне или даже вообще отсутствуют, позволяя всю торговую площадь занимать образцами товаров, а доставка товаров покупателю осуществляется после оплаты покупки товаров и зачастую бесплатно для него. Склады в этих региональных складских центрах обычно разделяются для хранения крупных и мелких товаров, а также хранения бракованных товаров. Такая специализация вызывается разными условиями хранения и обработки товаров и в рамках одного склада их совмещение создает дополнительные трудности и, соответственно, затраты.


Среди внешних факторов, оказывающих влияние на выбор месторасположения склада, можно выделить:

  • близость к рынкам сбыта;
  • наличие конкурентов;
  • близость к рынкам снабжения;
  • уровень жизни населения (покупательская способность относительно товарных позиций, реализуемых компанией) в потенциальных регионах сбыта;
  • наличие трудовых ресурсов (потенциальных сотрудников складского хозяйства);
  • заработная плата (средний уровень заработной платы складского персонала, принятый в данном регионе);
  • транспортные коммуникации (близость к федеральным или региональным магистралям, возможность строительства железнодорожных веток или подъездных путей и т.п.);
  • налоги, финансирование;
  • наличие железнодорожного транспорта;
  • существующие транспортные коммуникации;
  • наличие земельных участков для размещения требуемых мощностей в регионах и их стоимость;
  • водные коммуникации;
  • разрешение экологической службы города на создание склада [15, с. 123].

Так, в крупных городах стоимость земельных участков очень дорогая. К тому же, во многих городах запрещено строительство производственных предприятий, а существующие объекты постепенно выводятся за пределы городской черты. Отсутствие коммуникаций может серьезно удорожить строительство склада. Без современных средств связи уже невозможно осуществлять любую деятельность и строительство линий связи также может существенно повлиять на стоимость. На складе должен работать квалифицированный персонал. Недостаточное наличие трудовых ресурсов в месте нахождения склада также может привести к увеличению расходов склада на доставку сотрудников из ближайших населенных пунктов. До принятия решения о строительстве склада необходимо принять во внимание климатические и геологические условия в этом месте, так как могут потребоваться дополнительные затраты на строительство и эксплуатацию склада.

Как видно, оптимальное месторасположение склада зависит от многих факторов. И только комплексный учет всех значимых факторов позволяет принять правильное решение об оптимальном размещении склада в регионе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методика выбора месторасположения склада

Задача размещения складской сети, как и любая логистическая задача, является оптимизационной. Поскольку, с одной стороны, строительство новых и покупка действующих складов и их эксплуатация связаны со значительными капиталовложениями, а с другой стороны, увеличение складов и складской сети должно обеспечить сокращение издержек обращения за счет приближения к своим клиентам.

Задачи, связанные с размещением  одного или нескольких складов, решаются с помощью различных математических моделей. Но чем больше складов в  складской сети, тем сложнее задача.

В некоторых случаях в  своих поисках компании прибегают  к компьютерному моделированию. Компьютеризированные модели размещения можно разделить на четыре категории:

— планарные модели;

— модели складирования;

— сетевые модели;

— модели дискретного или  смешено-целочисленного программирования [17].

Определение расположения складов независимо от выбора моделей начинается с разработки стратегии размещения складской сети. Еще Эдгар Гувер разработал ставшую традиционной систему размещения складов (типизацию стратегий позиционирования):

— в местах сбыта (позиционирование относительно рынка);

— в местах производства (позиционирование относительно продукта);

— промежуточное размещение (промежуточное позиционирование).

Обычно склады размещают  вблизи получателей, то есть в местах сбыта, чтобы оперативнее пополнять запасы клиентов. Главным критерием при оценке работы этих складов является обеспечение необходимого качества услуг получателям (например, розничным торговцам). Быстрое реагирование на изменение их потребностей позволяет сократить расходы от упущенных продаж, снизить запасы товаров у получателей. Ассортимент товаров такого склада очень широк, продукция поставляется многими производителями, расположенными в разных местах. При выборе места для склада целесообразно располагать его ближе к потребителям, занимающим значительную долю в поставках, или в местах концентрации многих потребителей. Это обеспечит минимизацию транспортных расходов [17].

Размещение складов вблизи мест производства товаров обеспечивает возможность формирования крупных  отправок в адрес получателей. Такая  система складов эффективно действовала  в советское время: крупнейшие склады находились в городах, где печаталась основная масса книжной продукции (Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Саратов  и др.). Они обеспечивали доставку товаров достаточно крупными партиями на книжные базы в областных центрах.

Промежуточное размещение складов  может быть эффективным, если и производители, и получатели размещены достаточно равномерно и среди них нет  очень крупных объектов, к которым  целесообразно приближать склады.

Для логистических посредников главным правилом при размещении складов является приближение к рынку потенциальных клиентов любой сферы бизнеса (производство, торговля, сфера услуг, включая гостиницы и рестораны, и даже сфера шоу-бизнеса). Вот почему создавая склады, провайдеры логистических услуг выбирают для их размещения самые крупные региональные центры, где сосредоточены основные бизнес-структуры, где высокая плотность населения и значительный покупательский спрос, в первую очередь это столичные центры и города с миллионным населением.

Определение местоположения (дислокации) складов в определенной территориальной зоне является одной из основных задач, решаемых в процессе синтеза складской системы. Ее решают вместе с задачей построения самой системы распределения. Как правило, при этом используют компьютеры и применяют метод оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое), методы имитационного моделирования, операционное исчисление, теорию графов и т.п.

При определении числа  и оптимальной дислокации складов компаниям, особенно предприятиям оптовой торговли и сетевой розницы, обычно требуется большой объем исходной информации, которая включает:

  • перечень всей продукции и ассортиментных наборов, хранимых и обрабатываемых на складе;
  • дислокацию основной массы покупателей, точек хранения, источников пополнения товарных запасов склада (или поставщиков торговой фирмы);
  • спрос на каждую единицу продукции (ассортимент) от определенной территориальной группы потребителей;
  • транспортные тарифы (издержки);
  • длительность доставки, транзита, цикла заказа, логистического цикла;
  • затраты или тарифы на складирование;
  • затраты на закупку товарных партий;
  • размеры грузовых отправок по каждой позиции номенклатуры продукции и смешанных отправок;
  • уровни хранимых запасов по местам дислокации складов, способы контроля и пополнения запасов;
  • затраты, связанные с процедурами заказов;
  • уровень потребительского логистического сервиса;
  • требуемые инвестиции в строительство (реконструкцию, аренду) склада;
  • возможное складское технологическое оборудование и ограничения по размерам, мощности, весу;
  • возможных партнеров по распределению и разделение складских функций между ними и т.д. [17].

Информация о работе Обоснование выбора и определения оптимального месторасположения склада