Обоснование выбора и определения оптимального месторасположения склада

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение значения складов в логистической системе и, в связи с этим, выбор оптимального месторасположения склада.

Содержание

Введение .....……………………………………………………………….......3
1. Значение склада в логистической системе .................................................4
1.1. Определение и виды складов ...................................................................4
1.2. Основные задачи и функции складов....................………………….......7
2. Выбор оптимального месторасположения склада ...................................10
2.1. Факторы и критерии, влияющие на месторасположение склада ........10
2.2. Методика выбора месторасположения склада ......................................13
2.3. Нахождение оптимального месторасположения склада путем логистической экспертизы ..................17
3. Оценка оптимального месторасположения склада на примере ООО «Туссон-плюс» ....................21
3.1. Расчет координат склада методом центра тяжести ..............................21
3.2. Оценка выбора месторасположения склада ..........................................23
Заключение ………………………………………………….......…………...25
Список использованных источников …………………......................……..27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ОРИГИНАЛ.docx

— 135.24 Кб (Скачать)

Такой большой объем исходной информации свидетельствует о том, что в этом случае для решения задач оптимальной дислокации складов необходимы достаточно сложные методы и модели. Однако существуют упрощенные модели и методы, в которых исходными данными являются:

  • месторасположение (координаты х, у) фирм-производителей и потребителей данной продукции (клиентов);
  • объемы поставок продукции (Q);
  • маршруты доставки (характеристика транспортной сети);
  • затраты (или тарифы) на транспортные услуги (Т) [18].

Наиболее распространенным методом определения оптимального месторасположения склада является метод «центра тяжести». Согласно этому методу, координаты размещения склада x и y определяются по формулам:

 

ФРАСТРУКТУРА

Метод центра тяжести по тарифу:

                  Σ Ti xi

Q X i c = ––––––––––,

                Σ Ti Qi

           Ti yi Qi

Yc = –––––––– .

            Σ Ti Qi

Применение описанного метода имеет одно ограничение. На модели расстояние от пункта потребления материального потока до места размещения распределительного центра учитывается по прямой. В связи с этим моделируемый район должен иметь развитую сеть дорог, так как в противном случае будет нарушен основной принцип моделирования — принцип подобия модели и моделируемого объекта [5, с. 306].

Метод пробной  точки — предлагаемый метод позволяет определить оптимальное место размещения распределительного склада в случае прямоугольной конфигурации сети автомобильных дорог на обслуживаемом

участке [19, с. 26].

Суть метода состоит в  последовательной проверке каждого отрезка обслуживаемого участка.

Модель Вон Тунена — данная модель базируется на анализе затрат. Многие из таких теорий учитывают в качестве факторов «расстояние» и «затраты». Вон Тунен предложил стратегию размещения логистических мощностей на основе минимизации затрат.

Модель Вебера — если говорить о характеристиках обработки, то здесь могут быть варианты, когда в ходе работы с сырьем его вес увеличивается, остается тем же самым или уменьшается. Если же в процессе обработки изменение веса не происходит, размещение склада возле источника сырья или возле рынка готовой продукции эквивалентно.

Модель Гувера — при анализе мест размещения учитываются как затраты, так и спрос. Некоторые при принятии решения о месте размещения складов учитывают, прежде всего, факторы спроса и рентабельности [20, с. 176].

Важно опередить, какой именно метод необходимо использовать для определения координат склада. Если попробовать определить координаты склада по всем перечисленным методам, в итоге получиться, что каждый приведенный выше метод даст разные координаты.

Для нахождения оптимального варианта расположения склада необходимо соединить решения, полученные при помощи данных методов. Использование сразу нескольких методов определения оптимального месторасположения склада повышает эффективность решения данного вопроса.

Большинство компаний при  выборе места расположения склада используют последовательность действий, которая применима также и при определении местоположения производственных мощностей: управление компании принимает решение о необходимости поиска места (или площади) для склада. Это решение должно основываться на тщательном изучении доходов и расходов с учетом добавления новых мощностей при перемещении существующих мощностей в логистической системе. Изучается и подготавливается базисная информация о предполагаемых мощностях, включая необходимую емкость склада, характеристики хранимой продукции, потребность в рабочем персонале, в инфраструктуре, включая транспортные потребности, и т.д. Группа разработчиков-проектировщиков занимается изучением вопросов, связанных с местоположением и оказывающих влияние на проект объекта (география местности, топография участка). Подготавливается перечень основных требований к предполагаемому месту размещения склада.

При выборе местоположения района застройки все возможные  варианты рассматриваются с учетом разработанного списка требований, что  существенно сокращает число вариантов. Оставшиеся допустимые варианты анализируются более детально. Отобранные в результате изучения данные уточняются непосредственно на месте. При посещении предполагаемого района застройки собирается дополнительная информация о социальном уровне населения, существующей культуре обслуживания, традициях, спросе населения и т.д. На базе полученной информации выбирается желательное местоположение строительных площадок.

 

 

 

 

 

2.3 Нахождение оптимального месторасположения склада путем логистической экспертизы

Логистическая экспертиза участка представляет собой оценку возможности использования его потенциала под логистические нужды. Оценка осуществляется экспертами в области складской логистики и состоит из ряда этапов:

  1. определение и анализ местоположения участка;
  2. выявление имеющихся ограничений (наличие «красных линий», зон отчуждения и санитарно-защитных зон, иных обременений, ограничений в застройке) по исходным данным;
  3. определение пятен застройки и состава объектов, необходимых на участке;
  4. разработка возможных вариантов размещения складского комплекса и сопутствующих объектов складской инфраструктуры на территории застройки;
  5. оценка логистических характеристик каждого варианта размещения;
  6. выбор наиболее подходящего по критериям варианта застройки и его проработка.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

1) Прежде всего, необходимо выбрать месторасположение участка. В случае, если склад необходим под свой товаропоток, выбор участка должен быть обусловлен, прежде всего, минимизацией эксплуатационных затрат (с учетом первоначальных инвестиций) за выбранный временной горизонт планирования.

Предположим, что основной бизнес заказчика расположен в столице. У него есть выбор: приобрести участок  необходимой площади в непосредственной близости от городской черты либо (вдвое-втрое дешевле) - на значительном расстоянии от нее. Даже если предположить, что участки полностью идентичны, это вовсе не значит, что нужно сразу останавливаться на более дешевом, так как уже рассматривалось выше, что необходимо учитывать транспортные расходы. В условиях постоянного роста цен на топливо перевозка товара со склада к месту назначения становится с каждым днем дороже. Поэтому, приобретая за меньшие деньги удаленный участок, заказчик обрекает себя на постоянные расходы впоследствии. Зависимость эксплуатационных затрат от удаленности склада от точки, в которую должен доставляться товар, показана на Рисунке 2. Как видно из графика, первоначальная выгода от покупки более дешевого удаленного участка с течением времени теряется. Здесь важно определиться с горизонтом планирования бизнеса будущего владельца склада [22].

 
Рисунок 2 - Зависимость эксплуатационных расходов от удаленности склада

 

2) Определившись с местом расположения, необходимо проанализировать прилегающие к участку территории с целью выявления объектов или коммуникаций, имеющих зоны отчуждения. Согласно Постановлению Министерства здравоохранения от 30 июня 2009 г. № 78 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов» для ряда объектов установлены санитарно-защитные зоны, в пределах которых запрещено строительство капитальных зданий и сооружений, а в особых случаях - и проведение подъездных путей и дорог.

К примеру, мы хотим построить склад на участке, по соседству с которым находятся линия электропередач, промышленный комплекс и жилая зона. Согласно Постановлению, размеры санитарно-защитных зон для данных объектов составляют:

  • для ЛЭП - от 20 до 55 м (в зависимости от напряжения);
  • для жилой зоны - 50 м;
  • для промышленного комплекса - от 50 м (в зависимости от типа производства) [21].

За вычетом этих зон полезная площадь участка (т.е. площадь, используемая непосредственно под строительство здания) существенно уменьшается. И это необходимо учитывать еще на этапе проектирования, иначе последствия несоблюдения законодательства могут повлечь за собой большие расходы.

Немаловажным фактором при  выборе участка является его рельеф, поскольку полы в складе, согласно нормативным документам, должны быть абсолютно ровные. Для решения данной проблемы существует несколько эффективных в каждом конкретном случае вариантов.

Когда земля слишком дорогая, можно оптимально использовать рельеф при устройстве складского здания на свайном основании. Тогда под  складом появляется площадь, которую  можно использовать, к примеру, для  парковки автотранспорта.

Если пользователей складского комплекса будет несколько, возможен вариант ступенчатой организации  здания, когда у каждого пользователя склад на своей высоте. Ступени поддерживаются подпорными стенками. Сами складские здания могут быть отдельно стоящими (каждое здание на своем уровне-ступеньке) или соединенными в единый комплекс разноуровневых зданий.

Наиболее простым с  технологической точки зрения вариантом  использования рельефа является выравнивание с выполнением баланса  грунтовых масс - перемещение грунта с высоких участков на низкие. Это требует устройства откосов грунта по периметру площадки. Как правило, они выполняются с уклоном не менее 30°, что существенно уменьшает площадку застройки, поэтому данный вид работ приемлем при большой площади участка.

В качестве разновидности  данного варианта возможно устройство подпорной стенки, что увеличит полезную площадь участка. Однако и затраты на данный вид выравнивания гораздо выше.

3) После выявления всех возможных ограничений, как внутренних, так и внешних, можно определить пятно застройки участка. На данном этапе логистической экспертизы необходимо помнить о противопожарных нормах, а именно о необходимости объездной дороги вдоль границ участка для подъезда противопожарной техники.

Однако перед тем как начинать разрабатывать компоновочные решения вариантов застройки, следует позаботиться об инфраструктуре комплекса (вода, тепло, электричество и т.д.). Для этого необходим ряд инженерных объектов, состав которых варьируется в зависимости от потребности в них. Обычно это:

  • котельная;
  • газораспределительный пункт (ГРП);
  • трансформаторная;
  • водопроводная насосная станция (БНС);
  • пожарная насосная станция;
  • пожарные резервуары;
  • канализационная насосная станция (КНС).

Крайне важно, чтобы расположение объектов на участке выполнялось  согласно нормативным и технологическим  требованиям к зданиям, сооружениям  и прилегающей территории. Большинство  из них имеют санитарно-защитные зоны, которые стоит учитывать  при планировании застройки, чтобы  избежать конфликтов с различными государственными инстанциями.

4) Теперь можно приступать к разработке компоновочных решений плана складского комплекса. При этом учитываются качественные, количественные и технологические требования заказчика к складскому комплексу, принятые согласно техническому заданию. Есть несколько вариантов использования складского комплекса, которые могут быть интересны заказчику.

 Так, компании может быть интересна концепция строительства нескольких небольших по площади (а, следовательно, ликвидных) складских блоков для дальнейшей их продажи или сдачи в аренду. Или, напротив, для обработки собственных товаропотоков больше подойдет размещение на участке единого складского здания. Возможно также, что у предприятия, помимо основной продукции, не требующей особых условий хранения, есть, к примеру, продукты глубокой заморозки - тогда лучше предусмотреть отдельное здание под склад-холодильник. Важным фактором может быть и количество погрузочно-разгрузочных фронтов, если у пользователя склада высокие показатели по суточному товаропотоку.

Таким образом, для принятия решения по концепции размещения складского комплекса на участке  застройки необходимо разработать  и проанализировать все возможные (с логистической и технологической точек зрения) компоновочные решения.

5) Оценка логистических характеристик складского комплекса

Следующий этап логистической экспертизы - составление сводной таблицы. Это кульминация работы проектировщиков по оценке потенциала участка застройки. Именно эта таблица вместе с разработанными генпланами предоставляет полную информацию о том, что можно построить на данном участке при различных концепциях использования разрабатываемого склада.

6) После принятия решения о выборе варианта застройки начинается его детальная проработка: нанесение маршрутов движения, сетки колонн и стеллажей, расчет ориентировочной ресурсоемкости складского комплекса и т.д. На финальном этапе логистической экспертизы формируется отчет о проделанной работе, содержащий всю основную информацию по участку и выбранному варианту застройки.

Каждый участок уникален по форме, размеру, местоположению, рельефу. Только проведя полноценную логистическую экспертизу, можно точно оценить его потенциал для строительства того или иного объекта. Проанализировав все исходные данные, можно еще перед началом строительства и даже проектирования оценить, будет ли рентабелен складской комплекс, построенный на данном участке, какие проблемы могут повлечь за собой существенные расходы, каковы риски не оправдать вложения.

Информация о работе Обоснование выбора и определения оптимального месторасположения склада