Международная перевозка грузов морским транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 15:16, реферат

Описание работы

Перевозка грузов осуществляется, как известно, автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским, речным транспортом. Самым экономичным считается железнодорожный, но при трансконтинентальных перевозках и даже иногда на одном континенте весь путь от отправителя до получателя на железнодорожном транспорте товар перевезти не получается.

Содержание

Введение


Общее положение о международных перевозках, особенности правового регулирования


2 Особенности международной морской перевозки


3. Источники правового регулирования международных морских перевозок


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Реферат морс перевоз.docx

— 49.15 Кб (Скачать)

     В зависимости от используемого транспорта договор международной перевозки  подразделяется на отдельные виды. Соответственно принято различать  договоры железнодорожной, автомобильной, воздушной и морской перевозок. Каждый из указанных видов договоров, в свою очередь, подразделяется на договоры перевозки грузов и договоры перевозки пассажиров и багажа. 

     Договор международной перевозки имеет  свои особенности. 

     1. Первая особенность – правовое  регулирование. 

     Такой договор регламентируется, прежде всего, международными соглашениями и конвенциями, и только при их отсутствии или  наличии пробелов – нормами национального законодательства.

     В ходе исполнения этих договоров широко применяются коллизионные нормы  транспортных конвенций или внутреннего  права (например, при отправлении  груза следует руководствоваться законом страны отправления груза, CMR оформляется в соответствии с законодательством страны отправления, и т.д.)

     Сферой  применения Конвенции CMR являются международные  автомобильные перевозки в случаях, когда место принятия груза к  перевозке и место сдачи его  получателю, указанные в договоре, находятся в разных странах, одна из которых является участницей настоящей конвенции. При этом национальность и местонахождение сторон не имеют значения. При решении вопроса о применимости Конвенции к отношениям сторон необходимо установить, какое место назначения груза изначально предполагалось сторонами, и было указано в накладной. Например, Конвенция будет применяться и в тех случаях, когда груз не покинул страну отправления, а был возвращен по требованию отправителя до пересечения границы.

     Конвенция определяет основные условия договора международной автомобильной перевозки  грузов. В частности, Конвенция предусматривает  обязательные реквизиты накладной, предусматривает порядок приема груза к перевозке и выдачи его получателю, права и обязанности сторон при автомобильной перевозке грузов, порядок распоряжения грузом в пути. Конвенция устанавливает общий срок исковой давности в 1 год.

     Вместе  с тем, конвенция не содержит правил о сроках предъявления и подтверждения заявок на перевозку, об уровне применяемых ставок, о расчетах между сторонами, о сроках подачи и загрузки транспортных средств и т.д. Условия договора перевозки, не определенные Конвенцией, будут рассматриваться по национальному праву, избранному сторонами или определяемому на основании коллизионных норм.

     Что касается регулирования в области  международных железнодорожных  перевозок грузов, то ситуация осложняется тем, что страны разделились на два основных лагеря: страны – участницы КОТИФ и страны – участницы СМГС.

     Соглашение  о международном железнодорожном  грузовом сообщении (Соглашение СМГС)

     Участниками данного соглашения являются в основном страны бывшего соц.лагеря, в настоящее время – страны СНГ, Балтии, Болгария, Вьетнам, Китай и некоторые другие.

     Правилами СМГС не устанавливается предел ответственности  железной дороги, при не сохранности  груза ущерб возмещается в  пределах действительной стоимости  груза. Несохранность груза должна быть подтверждена коммерческим актом железной дороги. При просрочке доставки перевозчик уплачивает штраф в определенном проценте от провозной платы. СМГС устанавливает также дополнительные основания, исключающие ответственность железой дороги за повреждение, утрату груза или просрочку в доставке.

     СМГС  устанавливает 9месячный срок исковой  давности, а по требованиям о просрочке в доставке грузов – 2 месяца. Право предъявлять претензии к железной дороге из договора перевозки имеют право грузоотправитель и грузополучатель. ЖД обязана рассмотреть претензию в течение 180 дней. Право на обращение в суд возникает только в случае отклонения претензии или не получения ответа в установленный срок.

     В связи с тем, что порядок и  основания предъявления претензии  жестко регламентированы СМГС, установлен перечень документов, предъявление которых является условием рассмотрения претензии дорогой, судебные тяжбы с железной дорогой очень затруднены. Поэтому лучшим выходом при перевозке груза по ЖД будет страхование груза и получение страхового возмещения от страховой компании.  

     На  территории Западной Европы действует  Бернская конвенция (Конвенция КОТИФ, или CIM) Конвенция КОТИФ также требует составление акта определенной формы при повреждении груза в процессе перевозки как условие предъявления претензии железной дороге. При этом конвенция содержит ограничения ответственности перевозчика. Срок исковой давности установлен в 1 год.  

     Специфика СМГС заключается в том, что она  содержит императивные унифицированные нормы, предусматривающие недействительность всех двусторонних соглашений, отступающих от правил СМГС. Виды специальных коллизионных привязок в этом соглашении: закон дороги отправления груза; дороги следования груза; дороги, изменяющей договор перевозки; дороги, где груз был задержан; дороги назначения груза; дороги, к которой предъявляются претензии . При этом установлена невозможность для сторон выбора применимого права и иных коллизионных привязок. Наконец, применение норм национального законодательства стран-участниц возможно только по вопросам, не урегулированным в СМГС. Поэтому возникает множество проблем с такой международной перевозкой грузов, во время которой происходит пересечение границ и государств – участников СМГС и государств – участников КОТИФ. Для преодоления таких и других возможных трудностей при международных грузоперевозках необходимо разработать и принять единую многостороннюю конвенцию о международных перевозках грузов взамен СМГС и КОТИФ.  

     2. Вторая особенность – бóльшая сложность исполнения договора. Поскольку международные перевозки грузов - перевозки грузов, выполняемые между пунктами, расположенными на территории разных государств, выполнение международных перевозок связано с дополнительными сложностями, которые обусловлены, прежде всего, контролем таких перевозок со стороны государства через таможенные органы. Поэтому специфика договора международной перевозки грузов проявляется в том, что в договоре стороны должны оговорить, как распределяться обязанности по предоставлению документов для таможенного оформления груза, по уплате таможенных платежей и сборов. По общему правилу на грузоотправителя возлагается обязанность предоставить товаросопроводительные и разрешительные документы на груз, необходимые для прохождения грузом таможенного санитарного и иного государственного контроля. Грузоотправитель несет риск неблагоприятных последствий, вызванных неправильным оформлением или не предоставлением документов на груз. Перевозчик в этом случае отвечает только за сохранность предоставленных документов. Вместе с тем, поскольку перевозчик является профессиональным субъектом хозяйствования, он должен добросовестно относиться к исполнению принятых на себя обязательств и делать все возможное для надлежащего исполнения договора перевозки.

     3. В-третьих, особенности международной  перевозки обусловлены отличиями  в порядке оформления такого  договора, специфичными условиями  ответственности перевозчика, порядком предъявления претензий и исков и т.д. 

     2 Особенности международной  морской перевозки 

     Республика Беларусь не имеет выхода к морю. По это обстоятельство не свидетельствует о том, что республика не осуществляет морских перевозок. После распада СССР и раздела его имущества был поделен и Морской Флот СССР. В результате этого раздела Беларусь получила несколько кораблей для осуществления своих перевозок морем, но в связи с экономическими трудностями в настоящее время Республика Беларусь не имеет морского флота.

     Морские перевозки осуществляются через порты соседних государств (в частности, через порты России, прибалтийских государств, Украины).

     Беларусь присоединилась к целому ряду международных конвенций в области морского судоходства. Завершена разработка проекта Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь. Разработан Минтрансом проект Положения о национальном удостоверении личности моряка.

     Договор морской перевозки грузов - это договор между отправителем (фрахтователем) и перевозчиком (фрахтовщиком) на перевозку грузов морем, по которому фрахтовщик обязуется перевезти груз фрахтователя в порт назначения и передать его получателю, а фрахтователь обязуется уплатить за перевозку оговоренную сумму (фрахт). Договор заключается в письменном виде, подтверждается чартером или коносаментом.

     Субъектами  торгового мореплавания являются Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, другие государства, юридические и (или) физические лица, включая иностранные, а также лица без гражданства, осуществляющие торговое мореплавание. Объектом торгового мореплавания являются лица фрахтующем судно для перевозки груза.

     Морской транспорт государств, имеющих морской флот, эксплуатируется в двух формах:

    • нерегулярное (трамповое) судоходство, при котором морское судно выполняет одиночные рейсы на переменных направлениях;
    • регулярное (линейное) судоходство, при котором движение морских судов осуществляется между определенными    портами по заранее объявленному расписанию.

     Кик правило, грузы доставляются при помощи регулярного судоходства. Такие перевозки в основном осуществляют объединения судовладельческих компании, получившие название линейных конвенций. Линейные конвенции создаются на важнейших Мирских путях, где имеются стабильные грузопотоки

     Организация международных морских перевозок требует обслуживания морских судов в портах Иностранных государств. По общему правилу это обслуживание выполняется агентами судовладельца и именуется агентированием судов, которое включает обеспечение морского корабля причалом, надлежащее выполнение погрузо-разгрузочных pa-Пот, снабжение морского корабля топливом и водой, оформление документации, выполнение таможенных и иных формальностей. 

     В зависимости от того, в какой форме осуществляется морская перевозка (линейная или трамповая), договор морской перевозки заключается либо без условия предоставления судна или его части (линейная), либо с таким условием (трамповая). Договор, заключаемый с условием предоставления всего судна или его части, называется договором фрахтования.  

     Договором перевозки в линейном судоходстве в большинстве случаев является коносамент. Особое значение коносамент имеет в отношениях между судовладельцем и получателем груза, являясь, по сути, единственным документом, регулирующим эти отношения. Учитывая, что белорусские предприятия в морских перевозках участвуют именно в качестве получателя, остановимся подробнее именно на этом документе.  

     Коносамент выполняет одновременно три функции: доказательства договора перевозки, расписки перевозчика в приеме груза к перевозке и товарораспорядительного документа. Известны следующие виды коносаментов:

     -коносамент на груз, погруженный на борт судна ("бортовой" коносамент). Такой коносамент выдается после погрузки груза на борт судна и содержит отметку погруженного на борт судна ,коносамент на груз, принятый к перевозке. Этот коносамент выдается после принятия судовладельцем груза к перевозке, но до погрузки его на борт судна. В дальнейшем коносамент на принятый к перевозке груз либо заменяется на бортовой, либо превращается в бортовой путем внесения в него отметки о том, что груз погружен на борт судна, и указания фактической даты погрузки;

     -чартерный коносамент выдается в трамповом судоходстве, как правило, в дополнение к чартеру; 

     -линейный коносамент выдается в линейном судоходстве. Его содержание значительно шире, чем содержание чартерного коносамента, т.к. он содержит все специальные условия, относящиеся к перевозке;  

     -сквозной коносамент выдается в случаях, если в порт назначения груз будет доставлен не на том судне, на которое он был погружен в порту отправления. Такая ситуация возникает обычно в линейном судоходстве, когда судно, на которое груз был погружен в порту отправления, не обслуживает порт назначения, но перевозчик принимает на себя обязательство произвести в каком-либо порту перевалку груза на другое судно (своей или чужой компании) и доставить груз в порт назначения, о чем на лицевой стороне коносамента делается специальная отметка. При выдаче сквозного коносамента ответственность за доставку груза в порт назначения принимает на себя судоходная компания. За сохранность груза на всем пути следования, если в договоре не указано иное, отвечает перевозчик, выдавший сквозной коносамент; коносамент на смешанную перевозку. 

     Как любая ценная бумага, коносамент может быть предъявительским, ордерным или именным.

     Коносамент, как правило, составляется по проформе. Проформа может быть разработана и утверждена:

  • судовладельцем (чаще всего при линейных перевозках);
  • международной организацией (например проформы соответствующих чартерных коносаментов, утвержденных БИМКО (Балтийской и Международной морской конференцией), или проформа коносамента на смешанные перевозки (FBL), утвержденная FIATA).

Информация о работе Международная перевозка грузов морским транспортом