Методика расчета потребности предприятия в материальных ресурсах для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских рабо

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является совершенствование расчета потребности предприятия в материальных ресурсах для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и специфику научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- изучить методику расчета потребности в материальных ресурсах при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
1 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ
РАБОТЫ: ПОНЯТИЕ, ЭТАПЫ ………..………………………………………….6
1.1. Предпроектные исследования, их содержание и общая характеристи-ка…6
1.2. Содержание и этапы научно-исследовательских работ…………………….7
1.3. Организация и планирование научных исследований и изобретатель-ской
деятельности на предприяти-ях…………………………………………………....9
1.4. Характеристика опытно-конструкторских ра-бот………………………….12
2 РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСАХ ПРИ
ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И
ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ………………………………………17
2.1 Определение потребности в материальных ресурсах……………………..17
2.2 Расчет потребности в ресурсах на выполнение НИОКР………………….21
3 ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ В МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСАХ ПРИ
ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-
КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………..26
3.1 Характеристика НИОКР в Республике Беларусь………………………….26
3.2 Оценка затрат на НИОКР в Республике Беларусь…………………….…..28
3.3 Совершенствование расчета потребности предприятия в материальных
ресурсах для выполнения научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ………………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..43
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа содержит 1 файл

Курсовая Оксана КЛ.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

– снятие ограничений, в  первую очередь административного характера, для закупки научными организациями научного (в том числе высококачественного импортного) оборудования;

– создание системы стимулирования полноценного участия заказчиков НИОК(Т)Р в финансировании развития МТБ науки;

– уменьшение степени  износа научного оборудования до уровня, необходимого для качественного осуществления научных исследований;

– обеспечение рационального  и эффективного использования имеющегося уникального оборудования и приборов, в том числе и через развитие системы ЦКП.

Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 г.» определены расходы на развитие МТБ науки в размере 86,5 млрд руб., что составляет 10 % общего объема финансирования науки. В дальнейшем необходимо обеспечить полное освоение указанных средств, а также продолжить поступательное увеличение расходов на развитие МТБ науки как за счет бюджета, так и за счет иных источников.

В направлении снятия административных ограничений закупок оборудования:

– разрешить органам  казначейства осуществлять оплату импортного научного оборудования на основании перечней, утверждаемых ГКНТ, без рассмотрения на заседаниях рабочей группы, созданной распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 17 января 2007 г. № 6р;

– внести изменения в  Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь от 11 ноября 2008 г. № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт», предусматривающие нераспространение действия данного постановления на операции по договорам закупки научного оборудования, приборов и комплектующих изделий согласно перечням, утверждаемым ГКНТ;

– Министерству финансов исключить практику дополнительного  согласования перечней научного оборудования, приборов и комплектующих изделий с поквартальной разбивкой, а также предусмотреть возможность уточнения наименований и стоимости закупаемого научными организациями научного оборудования, приборов и комплектующих изделий согласно перечням, утверждаемым ГКНТ, в соответствии с заданием на государственную закупку и результатами конкурсного отбора, с последующим информированием ГКНТ о произошедших изменениях.

 

3.3 Совершенствование расчета потребности предприятия в материальных ресурсах для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

 

Существующая в стране система финансирования инновационной  деятельности, включающая инновационные и другие фонды, сегодня не обеспечивает направление ресурсов в необходимых объемах на разработку наиболее перспективных технологий, внедрение инноваций в производство. Поскольку Республика Беларусь ограничена в ресурсах, которые можно было бы направить на государственную поддержку инноваций, определение небольшого перечня наиболее востребованных технологий представляется весьма актуальным.

Инновациями, которые  должны пользоваться финансовой поддержкой со стороны государства в первоочередном порядке и необходимом объеме, должны быть научно-технические разработки, относящиеся к V и VI технологическим укладам. Согласно классификации, предусмотренной Методическими рекомендациями по оценке эффективности научных, научно-технических и инновационных разработок, утвержденными постановлением Национальной академии наук Беларуси (НАН Беларуси) и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ) от 3 января 2008 г. № 1/1, к таким инновациям относятся научные, научно-технические разработки, являющиеся изобретениями и (или) не имеющие аналогов в мире, либо они сопоставимы с товарами (услугами, технологиями), существующими в развитых странах.

В условиях отсутствия залежей  нефти и газа Республика Беларусь не имеет возможности постепенного, плавного перехода на инновационный путь развития. Однако страна обладает главным ресурсом, который при условии грамотного государственного управления может обеспечить быстрый переход экономики на качественно новый научно-технологический уровень: интеллектуальным потенциалом белорусских ученых, изобретателей и рационализаторов, являющихся авторами инноваций.

Необходимо пересмотреть основы инновационной политики государства, главной целью которой должен стать конкретный создатель инноваций (автор или коллектив авторов). Кроме того, в качестве важной задачи инновационного развития Республики Беларусь рассматривается создание механизма оперативной разработки инноваций в соответствии с потребностями рынка и их эффективного внедрения в производство. Наиболее существенным элементом этого механизма является обеспечение финансирования разработки и внедрения инноваций в необходимых объемах за счет средств государства и привлеченных других ресурсов.

Целесообразно предусмотреть  в законодательстве Республики Беларусь допустимые, выработанные практикой наиболее развитых стран меры поддержки, стимулирования, защиты прав и интересов авторов инноваций, включая:

– материальное поощрение;

– содействие в получении  патентов;

– обеспечение оперативного внедрения в производство научно-технических разработок;

– закрепление права  автора на долю в выручке от реализации продукции, созданной с использованием его инноваций (в том числе в рамках трудовых отношений или государственного заказа);

– защиту прав (в том  числе имущественных) авторов научно-технических разработок и изобретений, созданных в рамках трудовых отношений или за счет средств государства.

На основании вышесказанного предлагается следующее.

1. Пересмотреть понятие  инноваций, трактуя их как новые  (значительно усовершенствованные) товары (услуги) или технологии, обладающие высоким рыночным потенциалом, не имеющие аналогов в мире либо способные конкурировать с аналогичными товарами (услугами) или технологиями, существующими на рынках развитых стран. На основании такой трактовки проанализировать реальное состояние и определить перспективы инновационного развития Республики Беларусь, в том числе при реализации ГПИР на 2011–2015 гг.

2. Предложить компетентному  иностранному инвестиционно-консалтинговому агентству провести для Совета Министров Республики Беларусь глубокий, независимый и объективный анализ состояния и перспектив белорусской экономики.

В подготовленном агентством отчете должны быть определены:

– инвестиционная привлекательность  экономики Республики Беларусь, отдельных секторов и предприятий;

– перспективы белорусской  экономики и ее конкурентоспособность  в мировом экономическом пространстве в соответствии с различными сценариями развития;

– предприятия, приватизацию которых следует осуществить  в первоочередном порядке с целью получения наибольшего экономического эффекта для государства;

– наиболее перспективные  отрасли и секторы экономики  Республики Беларусь, на развитии которых должна строиться экономическая политика государства.

В развитие последнего пункта специализированные иностранные консультанты, обладающие опытом поиска, отбора, внедрения в производство и вывода на мировой рынок инноваций, должны провести детальные исследования по вопросам рыночных перспектив реализации и внедрения конкретных инноваций в приоритетные отрасли, а также инновационной политики Республики Беларусь. На основании данного исследования должен быть составлен прогноз инновационного развития Республики Беларусь на 10–15 лет.

3. Значительно увеличить  финансирование со стороны государства  наиболее перспективных (в мировом масштабе) инновационных проектов, а также сформировать механизмы привлечения негосударственных ресурсов на разработку и внедрение инноваций (развитие деятельности инновационных и венчурных фондов, привлечение инвестиций и стимулирование кредитования банками инновационной деятельности, активизация финансирования предприятиями интересующих их разработок). Учитывая ограниченные возможности бюджета Республики Беларусь, для решения этой задачи необходимо в перечне приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011–2015 гг., утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. № 378, определить (при участии иностранного консультанта) наиболее перспективные направления инновационного развития и ряд конкретных технологий для концентрации государственного финансирования на данных инновационных проектах. Остальные направления научно-технической деятельности могут быть профинансированы за счет различных негосударственных источников.

4. Обеспечить повышение  квалификации руководителей и специалистов, отвечающих за вопросы разработки государственной инновационной политики, создания инновационной инфраструктуры, поддержки, стимулирования и финансирования инновационной деятельности путем направления на обучение и стажировки в соответствующие учреждения наиболее инновационно развитых стран.

5. Провести анализ  и унификацию нормативных правовых актов Республики Беларусь по вопросам государственной поддержки инновационной деятельности с приведением законодательства в соответствии с лучшими мировыми аналогами. Например, резиденты Парка высоких технологий (ПВТ) освобождены от уплаты налога на прибыль, в то время как резиденты других научно-технологических парков уплачивают этот налог по ставке 10 %. Вместе с тем создание информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения (что является основной целью деятельности резидентов ПВТ) требует значительно меньших затрат средств и времени по сравнению с инновационными разработками резидентов научно-технологических парков, для реализации которых необходимы соответствующие исследования, в том числе в специальных лабораториях, многократные эксперименты (зачастую дорогостоящие), а также специальное оборудование (включая импортное). При этом резиденты научно-технологических парков в отличие от резидентов ПВТ несут высокие риски провала планируемых результатов разработок, неприменимости в производстве или невостребованности на рынке созданных ими инновационных технологий (товаров, услуг). В данной ситуации целесообразно установить льготы в форме отмены обязанности по уплате налога на прибыль для резидентов всех научно-технологических парков.

Пересмотр инновационной политики Республики Беларусь в соответствии с данными предложениями обеспечит высокую динамику инновационного развития и повышение конкурентоспособности экономики Республики Беларусь.

Результаты ИР являются основным видом технологических инноваций. Однако прямой связи между затратами на технологические инновации и объемом отгруженной инновационной продукции не существует, так как между затратами на ИР и массовым выпуском новой продукции есть значительный временной лаг.

Наибольший объем отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, производит Министерство промышленности, концерн «Белнефтехим» и Министерство архитектуры и строительства.

Наиболее многочисленные НИИ и КБ, на которых трудятся сложившиеся научные коллективы, налажено устойчивое сотрудничество с другими предприятиями, академической и вузовской наукой, функционируют в Министерстве промышленности.

В целом по промышленности величина внутренних затрат на ИР слабо влияет на объем отгруженной инновационной продукции. Одна из причин — недостаточность выделяемых на эти цели средств. В белорусском машиностроении, микробиологии, химии удельные затраты на ИР в 2–4 раза ниже, чем в США и странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Таким образом, участие  отраслевой науки в реализации программ различного уровня будет способствовать увеличению доли инновационных разработок с высокой добавленной стоимостью.

Основой дальнейшего развития отраслевой науки может стать формирование в Беларуси кластеров и холдингов.

Предлагается создание следующих инновационно-промышленных кластеров:

– нефтехимический кластер  в г. Новополоцке (ядро — ОАО «Нафтан» и УО «Полоцкий государственный университет»);

– агромашиностроительный кластер в г. Гомеле (ядро — РУП  «Гомсельмаш» и УО «Гомельский государственный технический университет им. П. П. Сухого»);

– автотракторостроительный кластер в г. Минске (ядро — РУП  «Минский тракторный завод», РУП «Минский автомобильный завод», РУП «МЗКТ», РУП «Минский моторный завод», УО «Белорусский национальный технический университет»);

– ИТ-кластер в г. Минске (ядро — резиденты ПВТ, УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»).

Кроме того, предлагается создание в системе НАН Беларуси (на базе ГНПО «Порошковой металлургии») корпорации (А/О) по примеру ОАО «Роснано» или Государственной корпорации «Ростехнологии».

Предполагается развитие научно-практических центров в легкой промышленности, в химии и нефтехимической промышленности, в лесоперерабатывающей отрасли, в фармацевтиче ской промышленности и др.

Планируется также формирование крупных объединений — холдингов:

– в промышленном производстве — «БелАЗ» (карьерная и дорожно-строительная техника), «БелАвтоМаз» (автомобильный), «Минский моторный завод» (дизелестроение), «Горизонт» (бытовая техника), «БелОМО» (оптическая электроника), «Станкостроение», «Амкодор» (дорожно-строительная, сельскохозяйственная, лесная и специальная техника), межотраслевого производственного холдинга по производству наземного подвижного состава городского и пригородного электротранспорта и транспорта с электроприводом на базе ОАО «Белкоммунмаш»;

– масложирового холдинга, ликеро-водочного холдинга, холдинговой  компании «Белорусский сахар»;

– холдинговой компании «Белорусский цемент», металлургического  холдинга (на базе ПО «БМЗ» и ПО «Белвтормет»);

Информация о работе Методика расчета потребности предприятия в материальных ресурсах для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских рабо