Методика расчета потребности предприятия в материальных ресурсах для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских рабо

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является совершенствование расчета потребности предприятия в материальных ресурсах для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и специфику научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- изучить методику расчета потребности в материальных ресурсах при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
1 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ
РАБОТЫ: ПОНЯТИЕ, ЭТАПЫ ………..………………………………………….6
1.1. Предпроектные исследования, их содержание и общая характеристи-ка…6
1.2. Содержание и этапы научно-исследовательских работ…………………….7
1.3. Организация и планирование научных исследований и изобретатель-ской
деятельности на предприяти-ях…………………………………………………....9
1.4. Характеристика опытно-конструкторских ра-бот………………………….12
2 РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСАХ ПРИ
ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И
ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ………………………………………17
2.1 Определение потребности в материальных ресурсах……………………..17
2.2 Расчет потребности в ресурсах на выполнение НИОКР………………….21
3 ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ В МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСАХ ПРИ
ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-
КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………..26
3.1 Характеристика НИОКР в Республике Беларусь………………………….26
3.2 Оценка затрат на НИОКР в Республике Беларусь…………………….…..28
3.3 Совершенствование расчета потребности предприятия в материальных
ресурсах для выполнения научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ………………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..43
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа содержит 1 файл

Курсовая Оксана КЛ.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

В 2010 г. в фонд научно-технической документации поступило 3047 отчетных документов.

Всего по состоянию на 31 декабря 2010 г. в государственном  реестре насчитывалось 32 788 НИОК(Т)Р, а фонд научно-технических (отчетных) документов составил 51 947 комплектов.

Динамика государственной  регистрации НИОК(Т)Р за период 2006–2010 гг. приведена на рис. 3.1 [4].

Рисунок 3.1 - Динамика государственной регистрации НИОК(Т)Р за период 2006–2010 гг.

 

Из представленной диаграммы  следует, что количество зарегистрированных работ в 2010 г. несколько уменьшилось по сравнению с 2009 г.

Вновь зарегистрированные в 2010 г. работы выполняет 371 организация-исполнитель, заказчиками по этим работам выступают 604 организации.

По данным государственного реестра, из общего числа зарегистрированных в 2010 г. работ наибольшее количество работ выполняется в академическом (37,53 %) и отраслевом (33,29 %) секторах, вузовском — 26,53 %, негосударственном — 2,65 %.

В 2010 г. превалируют работы, выполняемые за счет средств республиканского бюджета, — 38,86 %, финансирование из инновационных фондов составляет 13,08 %, из средств местных бюджетов — только 0,73 %.

Из иностранных источников финансируются 19,86 %, из бюджета Союзного государства Беларуси и России — 7,69 % работ.

Организации (исполнители, заказчики, потребители) обеспечивают финансирование НИОК(Т)Р в объеме 19,77 %.

Основной объем финансирования заняли в 2010 г. работы по ресурсосберегающим и энергоэффективным технологиям производства конкурентоспособной продукции (50,90 %). Объем финансирования работ по экологии и рациональному природопользованию составил 12,14 %, информационным и телекоммуникационным технологиям — 11,7 %, по новым материалам и новым источникам энергии — 9,98 %, а по технологиям производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции — 7,42 %.

 

3.2 Оценка затрат на  НИОКР в Республике Беларусь

 

В прошедшей пятилетке  показатель «Внутренние затраты  на научные исследования и разработки в процентах к ВВП» запланирован на уровне 1,2–1,4 % к ВВП в 2010 г., из них за счет расходов, финансируемых из бюджетных средств, не менее чем 0,7 % к ВВП. Фактически данный показатель составил лишь 0,7 % к ВВП, в том числе за счет бюджетных средств 0,31 % к ВВП, то есть недофинансирование из бюджета оказалось значительно меньше запланированных объемов [4].

В связи с этим отношение внутренних затрат на научные ИР из всех источников к ВВП в 2010 г. не достигло не только прогнозного показателя (1,2–1,4 % к ВВП), но и порогового значения (не менее 1,0 % ВВП) показателя научно-технологической безопасности.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136, установлено увеличение затрат на научные ИР до 2,5–2,9 % от ВВП. При этом доля бюджетного финансирования в общем объеме должна составлять не менее 46–48 %.

В целях выполнения показателя наукоемкости на запланированном в 2015 г. уровне 2,5–2,9 % к ВВП в 2012 г. требуется осуществить затраты на научные ИР из республиканского бюджета в размере не менее 1,9 трлн руб. При этом в 2012 г., по сравнению с 2010 и 2011 гг., прогнозируется сокращение финансирования из средств республиканского бюджета до 42,1 % при одновременном увеличении доли внебюджетного финансирования до 52 %.

В 2010 г. общие затраты  на научные ИР в целом по стране составили 1 303 723 млн руб. (в 2009 г. — 1 049 553 млн руб., в 2008 г. — 1 084 737 млн руб.). Внутренние затраты в 2010 г. составили 1 140 638 млн руб. (в 2009 г. — 882 874 млн руб.) (табл. 3.1).

В 2010 г. такой важный показатель развития науки, как наукоемкость ВВП, исчисляемый по сумме внутренних затрат (методика стран ОЭСР), составил 0,7 % (в 2009 г. — 0,65 %, в 2008 г. — 0,75 %, в 2007 г. — 0,97 %). В 2010 г. по сравнению с 2007 г. этот показатель снизился на 28 %. Страны ЕС поддерживают уровень наукоемкости ВВП от 2 % и выше.

В 2010 г. данный показатель составлял 57,9 % в общем объеме финансирования затрат на научные ИР, по оценке 2011 г. — 52,0–53,0 %.

Показатель наукоемкости ВВП по объему выполненных исследований, разработок и услуг научно-технического характера (методика стран СНГ) в 2010 г. составил 0,88 % (в 2007 г. — 0,73 %). Динамика показателей наукоемкости отображена на диаграмме (рис. 3.2).

 

Таблица 3.1- Объем и основные источники финансирования внутренних затрат на научные исследования и разработки

В миллионах рублей

Источники финансирования

2009 г.

2010 г.

Внутренние затраты на научные ИР

882 874

1 140 638

из них: собственные средства

111 815

140 060

средства бюджета, всего 

545 970

659 846

в том числе:

 средства республиканского бюджета

501 196

581 793

средства местного бюджета

8552

6617

средства бюджета Союзного государства

36 222

71 436

Средства внебюджетных фондов

5918

9936

Средства иностранных  инвесторов, включая иностранные  кредиты и займы

75 002

154 845

Средства других организаций

142 539

169 078

Прочие 

1630

6873


 

Рисунок 3.2 - Динамика показателей наукоемкости ВВП, рассчитанных по методикам стран ОЭСР и СНГ

 

Структура внутренних текущих  затрат на научные ИР в 2008–2010 гг., а  также фактическое освоение средств республиканского бюджета в разрезе направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности представлены в таблицах 3.2 и 3.3.

 

 

Таблица 3.2 – Структура внутренних затрат на НИОКР

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

сумма, млн.р.

структура, %

сумма, млн.р.

структура, %

сумма, млн.р.

структура, %

Внутренние текущие  затраты на ИР, всего

774 822

100,0

839 460

100,0

1 072 673

100,0

в том числе: фундаментальные исследования

114 171

14,7

129 517

15,4

176 673

16,5

прикладные исследования

201 846

26,1

225 585

26,9

277 807

25,9

Разработки

458 805

59,2

484 358

57,7

618 193

57,6


 

Таблица 3.3 – Фактическое освоение средств республиканского бюджета на НИОКР

Показатель

2006 г. 

2007 г. 

2008 г. 

2009 г. 

2010 г.

Расходы республиканского бюджета на науку

300 611,1

337 480,1

421 461,2

429 072,37

508 209,0

в % к расходной части  республиканского бюджета

1,09

0,94

0,88

0,93

1,33

в % к ВВП 

0,38

0,35

0,33

0,31

0,31


 

До 2008 г. в Беларуси наблюдалась  устойчивая тенденция увеличения как  объема ассигнований республиканского бюджета, направляемых на развитие материально-технической базы (МТБ) научных организаций, так и их доли в общем объеме средств на научную, научно-техническую и инновационную деятельность. В 2005–2007 гг. на переоснащение организаций, выполняющих научные ИР, направлялось не менее 10 % средств республиканского бюджета, предусмотренных на науку. Безусловно, постепенное увеличение внутренних затрат на ИР позволяло стабилизировать ситуацию и снижать износ существующего парка научного оборудования и приборов.

Необходимо отметить, что основная часть приобретаемого научного оборудования и приборов не имеет аналогов и не производится на территории Республики Беларусь. В связи с этим из-за ввода ограничений на закупку импортных товаров в 2008 г. отмечается резкое сокращение уровня объема фактически освоенных бюджетных средств, предусмотренных на развитие МТБ науки: в 2008 г. было использовано только 75,6 % от предусмотренных средств республиканского бюджета на МТБ науки (28,3 млрд руб.), в 2009 г. — 85,8 % (24,2 млрд руб.), в 2010 г. — 96,5 % (32,4 млрд руб.) (рис. 3.3).

Рисунок 3.3 - Финансирование развития материально-технической базы за счет средств республиканского бюджета

 

С 2008 г. резко сокращается  доля средств республиканского бюджета на развитие МТБ в общем объеме средств на научную, научно-техническую и инновационную деятельность: в 2010 г. данный показатель составил всего 6,4 % (рис. 3.4), а затраты на развитие МТБ в расчете на одного исследователя в стране составляют всего 1,2 млн руб. в год.

На протяжении 2006–2010 гг. наиболее значительной в общем  объеме средств республиканского бюджета, направляемых на развитие МТБ науки, являлась доля НАН Беларуси. Так, в 2006 г. на развитие МТБ научных организаций НАН Беларуси выделялось 16,0 млрд руб. (44,5 % общего объема средств республиканского  бюджета, направляемых на развитие МТБ науки), в 2007 г. — 16,7 млрд руб. (43,1 %), в 2008 г. — 12,0 млрд руб. (42,1 %), в 2009 г. — 13,3 млрд руб. (52,4 %). В 2010 г. данный показатель составил 23,3 млрд руб. (71,7 %).

На рисунке 3.5 представлена структура затрат на НИОКР в 2009-2010 годах.

Как можно видеть доля материальных затрат достаточно велика, что указывает на необходимость пристального внимания за расчетом потребности в матресурсах.

Рисунок 3.4 - Доля ассигнований на развитие МТБ в общем объеме средств республиканского бюджета на науку

 

Рисунок 3.5 – Структура  затрат на НИОКР 

 

В настоящее время  существуют следующие ограничения  административного характера для закупки научными организациями оборудования за счет бюджетных средств:

– необходимость согласования закупок импортного оборудования с  рабочей группой, созданной распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 17 января 2007 г. № 6р;

– запрет на осуществление  авансовых платежей по внешнеторговым договорам, введенный Постановлением Правления Национального Банка Республики Беларусь от 11 ноября 2008 г. № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт»;

– необходимость дополнительного  согласования с Министерством финансов перечней оборудования и предметов длительного пользования с поквартальной разбивкой.

Указанные ограничения  существенно затрудняют закупки  научного оборудования и приводят к недоосвоению бюджетных средств, выделяемых на эти цели.

Проведенный в 2009 г. анализ обеспеченности аналитическим и  измерительным оборудованием (с первоначальной стоимостью более 20 тыс. долл. США) научных исследований, выполняемых в рамках государственных программ согласно приоритетным направлениям научной и научно-технической деятельности, показал, что при выполнении заданий программ используется около 38 % оборудования и приборов, имеющих 100-процентный как физический, так и моральный износ, а по отдельным группам оборудования этот показатель достигает 60–73 %. Доля используемого оборудования, приобретенного в 2004–2006 гг., составляет в среднем по всем группам 35 %, а в период с 2007 по 2009 гг. — 27 %.

Основная масса уникального  научного оборудования и приборов сосредоточена в организациях, относящихся к НАН Беларуси (39 %), Министерству образования (24 %) и Министерству здравоохранения (17 %) Республики Беларусь.

Вместе с тем, несмотря на достаточно высокую долю нового оборудования, значительная часть научных организаций нуждается в закупке современного оборудования и приборов для проведения научных исследований (исследовательское и испытательное оборудование).

Кроме того, существенная часть оборудования, закупаемого из средств республиканского бюджета, используется узким кругом пользователей отдельных лабораторий или кафедр. Естественно, такая форма эксплуатации оборудования является крайне неэффективной, вследствие чего моральный износ оборудования наступает быстрее, чем физический. Для решения данной проблемы необходима качественная организация коллективного использования дорогостоящего оборудования и приборов.

Основными целями и задачами государства по развитию МТБ на 2011–2015 гг. и на перспективу до 2020 г. являются:

– решение вопроса  увеличения финансирования развития МТБ  науки до уровня, адекватного задачам построения инновационной экономики;

Информация о работе Методика расчета потребности предприятия в материальных ресурсах для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских рабо