Методика планирования и анализа оборотных средств на промышленном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 10:47, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы - анализ управления запасами на предприятии с помощью современных логистических методов.
Для достижения цели контрольной работы необходимо решить следующие задачи:
- выделить роль и определить место логистики при организации управления запасами на предприятии;
- определить основные методы управления запасами на предприятии,
- выделить российскую специфику по оптимизации поставок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты логистического подхода при управлении запасами на предприятии…………………………………………………………7
1.1. Понятие и роль логистики………………………………………………....7
1.2 Оценка эффективности использования материальных ресурсов………23
1.3. Методы нормирования запасов.................................................................33
Глава 2. Управление запасами на примере предприятия "Стройсервис"……46
2.1. Краткая характеристика предприятия «Стройсервис»………………...46
2.2. Анализ запасов по традиционной методике……………………………49
2.3. Управление запасами с учетом методов логистики...............................60
Заключение………………………………………………………………………90
Литература……………………………………………………….………………94

Работа содержит 1 файл

диплом по логистики - копия.doc

— 699.00 Кб (Скачать)

      В содержательном же отношении процесс рационализации управления потоковыми процессами с помощью логистики сводится к трем основным проблемам:

      - формализации и моделированию  возникающих проблемных ситуаций  и улучшению тем самым постановки  задач управления на всех уровнях;

      - разработка на этой основе  более рациональной (оптимальной)  «технологии» управления потоковыми  процессами на отдельных участках  или по всей логистической  цепи в виде пространственно-временной  последовательности разработки  и исполнения управленческих решений распорядительными центрами различных рыночных структур;

      - использование более совершенных,  организационных структур, форм  и методов, технических средств  и кадров управления, адекватных  новой «технологии» управления  для более полного и точного решения логистических (информационных и оптимизационных) задач.

      В решении указанных проблем логистика  сохраняет тесную преемственность  с научными разработками по оптимальному управлению социалистической экономикой, особенно в отношении систем материально-технического обеспечения. Фонд этих разработок с необходимыми поправками на требования многоукладной рыночной экономики может быть успешно использован в будущей логистизации российской экономики, особенно в координации межсистемной деятельности.

      Следует также заметить, что преимущества, а, следовательно, эффективность и целесообразность использования логистики, возрастает по мере усложнения информационных и роста числа оптимизационных логистических задач, что наблюдаются при интегрировании рыночных структур в корпоративные и ассоциативные объединения, а также при более тесном их взаимодействии, исходя из взаимной выгоды.

      Однако  рассмотренная рационализация управления потоковыми процессами становится необходимой  и возможной в условиях экономики  России переходного периода только при обеспечении минимально-необходимой работоспособности систем управления отечественных рыночных структур.

      Работоспособность рыночных систем управления характеризуется  следующими основными параметрами, составляющими ее необходимые и достаточные условия.

      Необходимым условием работоспособности являются параметры управляемости и адаптивности рыночных структур.

      Простая форма управляемости оценивается  способностью и готовностью распорядительных центров рыночных структур и их подконтрольных органов соблюдать исполнительную дисциплину т. е. выполнять законодательные акты, приказы, распоряжения, а также другие конкретные решения и команды с достаточной полнотой и точностью.

      Однако  большинство законодательных актов  и решений разрабатываются и направляются в виде заданий нижестоящим подконтрольным структурам с достаточно высокой степенью неопределенности, чаще всего в виде нормативной социально-экономической постановки задач управления (общей целевой функции, подлежащей экстремизации, критериев-показателей прироста ее значений, а также системы ограничений, т. е. требований, при обязательном соблюдении которых только и допускается максимизация или минимизация целевой функции). Так любая подконтрольная структура может получить от материнской фирмы задание увеличить общий объем товарооборота при соблюдении качества продукции, ассортимента и сроков поставки; минимизировать транспортные издержки при соблюдении общего объема продаж, сроков поставки и качества продукции; увеличить доходы и прибыль, соблюдая все гарантии перспективного функционирования и развития фирмы и т. д.

      Соответственно  и снижение управляемости (вплоть до неуправляемости) может проявляться  в двух формах: в виде подмены  или деформации заданной целевой  функции, когда, например, работники предприятия или учреждения начинают работать по принципу «максимум привилегий и личных доходов, минимум неприятностей и забот об основной деятельности»; в виде нарушения требуемых ограничений, которые часто по своей важности и приоритетности в системе целей рыночных структур гораздо значительнее самих целевых функций. Это делает рассмотренную форму неуправляемости более опасной для жизнеспособности рыночных структур. К ней относится, например, увеличение доходов и прибыли за счет наркотиков, контрабандных товаров, запрещенной продажи оружия, недоброкачественных вино-водочных изделий, оправдания преступников, несоблюдение договорных обязательств контрагентами поставки и пр.

      В условиях слабой управляемости все  логические проекты по рационализации управления потоковыми процессами теряют свою ценность и смысл, поскольку обрекаются в этих условиях на полное или существенное невыполнение.

      Поэтому, для обеспечения минимально-необходимых  параметров управляемости в любой  ее форме, процесс логистизации должен обязательно предусматривать наличие в рыночных структурах, использующих логистику, достаточно эффективной системы управляющих воздействий (положительных и отрицательных стимулов), которые бы побуждали, учитывая мотивацию деятельности всех работников этих структур, соблюдать как исполнительную дисциплину, так и нормативную социально-экономическую поставку и реализацию логистических задач.

      Другим  параметром работоспособности, который  также составляет необходимые условия  логистизации, является адаптивность рыночных структур. Она состоит, во-первых, из их способности к самонастраиванию и саморегулированию в изменчивой внешней среде, главным образом, благодаря инвариантности построения их управляющих и управляемых систем, а также взятых на вооружение рыночных форм, методов и технических средств управления. Это позволяет управлять этими структурами из главных распорядительных центров по принципу «черного ящика», т. е. по входным и выходным параметрам потоковых процессов, не вмешиваясь в регулирование внутрифирменных оборотов этого «черного ящика».

      Повышению адаптивности способствует, во-вторых, наличие достаточно объективных и надежных индикаторов оценки последствий стратегических и тактических решений с использованием обратных связей. Без этого любая рыночная структура не в состоянии скорректировать свое функционирование и развитие, особенно в нестабильных ситуациях.

      И, наконец, в третьих, к адаптивности рыночной структуры следует отнести ее селекционную способность правильной оценки и отбора факторов жизнеспособности и жизнеобеспечения, адаптации и развития данной структуры в исторически определенной предпринимательской среде в соответствии с общественными ориентирами, ценностными установками и приоритетами.

      Оба параметра работоспособности: управляемость  и адаптивность рыночных структур сводятся к их готовности и способности реализовать свои общесистемные цели и составляют только необходимое условие, как работоспособности, так и логистизации, поскольку не раскрывают содержательную сторону их целеполагания. Поэтому достаточным условием работоспособности этих структур и одновременно обязательной предпосылкой их логистизации является необходимая сопряженность интересов и целей хозяйственных систем с общественными интересами и целями. Это достигается путем более совершенного законодательства и других достаточно эффективных управляющих воздействий (положительных и отрицательных стимулов). Результатом такого сопряжения являются улучшение целеполагания распорядительных центров хозяйственных систем. Это означает, что нормативная постановка стратегических и тактических задач управления предусматривает экстремизацию их целевых функций (доходов, прибыли, рентабельности, издержек обращения, объема поставок, инвестиций, конкурентоспособности продукции и услуг и др.), главным образом, за счет производительных и других общественно полезных факторов и источников (см. Рис. 1.1).

      Рис. 1.1  Непродуктивные факторы и источники

      Отсутствие  требуемой сопряженности в недостаточно развитой и поэтому деформированной и нестабильной экономике России переходного периода позволяет хозяйственным системам реализовать свои целевые функции (векторы ОА и ОД): получать прибыль, вытеснять конкурентов, расширить бизнес и т. д., не только и не столько за счет производительных (вектор ОС), сколько за счет непродуктивных, а подчас и антиобщественных факторов и источников (вектора ОР и ОВ).

      Поэтому стратегия и тактика их деятельности значительно ограничивает, а во многих случаях исключает эффективное использование знаний и навыков современной логистики, рассчитанных на другие более цивилизованные «правила игры», а именно на стабильную экономику и бизнес, с преобладанием производительных и других общественно-полезных факторов и источников своего успеха.

      Комбинированное использование названных факторов и источников для достижения своих  стратегических и тактических целей  также ставит серьезные препятствия  для эффективного использования  логистики.

      Таким образом, логистизацию рыночных систем управления следует осуществлять в двух главных направлениях:

      - создавать необходимые условия  для повышения степени управляемости,  адаптивности и улучшения целеполагания  логистических систем в качестве  предпосылок для их эффективной  реализации;

      - одновременно ориентировать формы  и методы логистизации систем  на реально достижимую к моменту  создания микро- и макрологистических  систем модель управления рыночными  структурами. Это означает в  свою очередь необходимость существенной  модификации применяемых в экономически развитых странах знаний и навыков современной логистики с целью их адаптации к ограниченной работоспособности рыночных хозяйственных систем переходного периода.

      Первое  направление тесно увязывается  с формированием в России смешанной экономики. Ее построение отражает объективную тенденцию развития целостных общественных систем. Поэтому смешанная экономика является одновременно базисной частью постреформенной национальной модели рыночной экономики и наиболее благоприятным объектом применения логистики.

      Второе  направление представляет программу  общесистемных и внутрифирменных  мероприятий по логистизации хозяйственных  и других систем неустойчивой экономики  переходного периода.

      Таким образом, логистизация рыночных структур в условиях реформируемой экономики России не может ограничиться только рационализацией их систем управления, а должна сопровождаться их параллельным преобразованием в логистические системы.

1.2 Оценка эффективности  использования материальных  ресурсов

 

     Необходимым условием организации производства продукции является обеспечение его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами и т.д.

     Стоимость материальных ресурсов входит в себестоимость  продукции по элементу «Материальные  затраты» и включает в себя цену их приобретения (без учета НДС и акцизов), наценки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг бирж, таможенных пошлин, плату за транспортировку, хранение и доставку, осуществленные сторонними организациями.

     Удовлетворение  потребности предприятия в материальных ресурсах может обеспечиваться двумя  путями: экстенсивным и интенсивным (рис. 1.2). Экстенсивный путь предполагает увеличение добычи и производства материальных ресурсов и связан с дополнительными затратами. Кроме того, рост объема производства при существующих технологических системах привел к тому, что темпы истощения природных ресурсов и уровень загрязнения окружающей среды вышли за допустимые пределы. Поэтому рост потребности предприятия в материальных ресурсах должен осуществляться за счет более экономного их использования в процессе производства продукции или интенсивным путем. 

     

     

     

       
 
 
 

       

       
 
 

     Рис.1.2. Основные пути улучшения  обеспеченности материальными ресурсами

     Изыскание внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов составляет содержание экономического анализа, который предполагает следующие этапы:

Информация о работе Методика планирования и анализа оборотных средств на промышленном предприятии