Мерчедайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей истории товарно-денежных отношений продавец каждый раз старался выделить свой товар, сделать его привлекательнее. Сегодня задача заключается в том, чтобы товар был востребован, чтобы он обладал такими свойствами, которые необходимы потребителю. Казалось, сделано все: создана марка, вещь оптимально соответствует критерию «цена — качество», готова упаковка, разработаны методы коммуникации с потребителем для создания необходимого спроса и осуществляются мероприятия по продвижению. Однако остается еще один последний шанс выделить свой товар и, соответственно, заставить его лучше продаваться или продаваться вообще. Эта работа в системе маркетинговых коммуникаций называется мерчандайзингом, то есть продвижением торговых марок в розничной сети.
Мерчандайзинг получил развитие в последние двадцать лет, но особенно быстро развивается в последние годы. Произошло это по причине совершенствования и насыщения рынка, и, разумеется, обострения конкурентной борьбы (3). Особенностью рынка СНГ в данном случае является то, что мерчандайзинг получил свое развитие с приходом американских и западных мультинациональных корпораций типа Coke, Pepsi - Колы, Mars, Nestlе. Отсюда же исходит и этимология данного слова. В переводе с английского «merchandising» означает « искусство торговать» в области розничной торговли (8).
По данным исследований американского Института исследования рекламы в местах продаж (Point-of-Purchase Advertising Institute) 2/3 всех решений о покупке принимаются непосредственно в магазине (8). Следовательно, на этом этапе процесса продаж большую роль играет комплекс мер, направленных на продвижение марок непосредственно в торговом зале магазина, т.е. мерчандайзинг.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………4
1. Значение мерчендайзинга…………………………………………………..6
2. Инструменты мерчендайзинга…………………………………………….12
2.1. Дизайн магазина…………………………………………………..1
2.2. Планировка магазина……………………………………………..12
2.3. Правила выкладки, общие для всех видов товаров…………...22
2.4. Рекламные материалы……………………………………………2
2.5. Цветовая блакировка……………………………………………..25
2.6. Комплексные меры……………………………………………….26
3. Система оценки мерчендайзинговой деятельности……………………30
Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

курсавая.docx

— 119.30 Кб (Скачать)

      Товары-новинки  и дорогая продукция могут  быть представлены с помощью направленного  на них освещения для того, чтобы  выделить ее значимость. Общая освещенность также влияет на реакцию покупателя. К примеру, в помещении с неярким  светом он чувствует себя более расслаблено. В то же время человек стремится выйти из менее освещенного участка в более освещенный, поэтому приглушенный свет, который может быть хорош в антикварной лавке, не может использоваться в супермаркете.

      Хороший способ привлечь дополнительных клиентов - продажа товаров через торговые автоматы. Есть ряд товаров, которые очень удобно приобретать именно таким способом, например, сигареты и напитки. Или же товары, относящиеся к интимной сфере, например, противозачаточные средства, которые люди обычно стесняются покупать у реальных продавцов.

      Давно известный способ склонить к покупке - демонстрация свойств товара на глазах у потребителя. Например, специальный автомат для растягивания ткани продемонстрирует, насколько прочна эта джинсовая ткань. Или прочность обуви, над которой измывается бесчувственная машина, то, сгибая ее, то, опуская под воду.

      Интересно, что инструменты мерчендайзинга одинаковы для разных стран. Но в  каждой из них свои комбинации и  способы их использования, подобно  тому, как в живописи одними и  теми же кистями и красками создаются  картины, несущие на себе национальный отпечаток.

      Принимая  во внимание вышеупомянутое, стоит  всегда помнить, что все перечисленные  правила являются лишь отправной  точкой или основой мерчендайзинга. Так или иначе, они могут варьироваться  в зависимости от типа розничной  точки, методов обслуживания, расположения, торговой площади и т. д.

 

    3.Система оценки мерчендайзинговой деятельности

      Известно, что залогом успешной работы любой  системы в компании является эффективная  оценка этой работы и постоянный контроль. Отсутствие контроля и прозрачной системы  оценки через некоторый промежуток времени приводит к тому, что система  начинает сама "выбирать" - работать ей или нет. Чаще всего в таких  случаях падает эффективность.

      Система мерчендайзинга не является исключением. Предположим, что некий производитель  товаров включил инструмент мерчендайзинга в свой marketing-mix. В соответствии с генеральной маркетинговой политикой компании, позиционированием ее брендов и поставленными стратегическими и тактическими целями были поставлены задачи по ассортименту, расположению и представлению продукции компании в торговых точках - иными словами, разработана концепция мерчендайзинга. Были созданы необходимые POSM - рекламные материалы для мест продажи. Торговые представители или вновь нанятая команда мерчендайзеров были обучены внедрить данную концепцию в торговых точках. И в этот момент перед руководителем службы сбыта или начальником отдела маркетинга встает вопрос: а по какому принципу оплачивать эти новые функции? Как определить, кто из мерчендайзеров добросовестно выполняет поставленные задачи, а кто не может справиться с ними?

      Вот в этот момент и возникает необходимость  в формировании некоторой системы  оценки работы соответствующих сотрудников. Существует два подхода, которые  чаще всего выбирают в качестве инструмента  оценки мерчендайзинговой активности (9).

1. Продажи.  Если функция мерчендайзинга вменяется торговым представителям, то обычно это не подразумевает особых изменений в системе компенсаций. Традиционно торговые представители получают некий процент от продаж. Впрочем, в некоторых компаниях все же повышают фиксированную часть компенсации торгового представителя, но это скорее символический жест, который слабо связан с оценкой выполнения конкретных задач.

      Данная  система оценки имеет существенный плюс - она не требует дополнительных затрат на сбор и анализ данных. Однако при этом есть и минус - торговый представитель вправе выбрать - использовать инструменты мерчендайзинга или  нет. Кроме того, мерчендайзинг существенно  повышает продажи после первых шагов. В дальнейшем, он выполняет другие функции: повышается узнаваемость марки, поддерживается полочное пространство, легко вводится товар-новинка и  т.д.

2. Субъективная  оценка внедрения.

      Если  отдел мерчендайзинга существует сам  по себе, то оценкой персонала чаще всего занимается супервайзер. Оценку работы мерчендайзеров подчас невозможно привязать к продажам, поскольку  у мерчендайзера нет в руках  всех инструментов влияния на продажи (формирование заказа, работа с дебиторской  и кредиторской задолженностью и  т.д.). В этом случае для оценки работы мерчендайзеров привлекается супервайзер (старший группы). Он оценивает некоторые из обслуживаемых торговых точек, совершает с мерчендайзером "совместные визиты", беседует с администраторами магазинов и менеджером отдела продаж по данной территории. В результате супервайзер составляет некое мнение о том, насколько хорошо или плохо мерчендайзер выполняет свою работу. От этой оценки и зависит размер бонуса мерчендайзера.

      Опять же плюсом этой системы является ее дешевизна. Супервайзеру не нужно доплачивать  за контроль - это уже является его  функцией. Но при этом можно столкнуться  с такими проблемами как конфликт мерчендайзера с его руководителем, поскольку система оценки непрозрачна. И еще один минус: на основании  этих абсолютно субъективных оценок конкретных магазинов подчас делается вывод о работе всей системы.

В общем  и целом, построение системы оценки состоит из следующих шагов (9):

1. Четкая  формулировка задач, стоящих перед  отделом мерчендайзинга иди продаж. Например, занять 40% полочного пространства, построить единый корпоративный  блок на каждом месте продажи  или обеспечить эксклюзивное  использование холодильников. В  основу постановки задач обычно  кладется концепция мерчендайзинга.

2. Определение  набора показателей (индикаторов), которые покажут выполнение той или иной задачи (процент полочного пространства, количество проданных ассортиментных позиций, рейтинг выполнения правил расположения и т.д.). К примеру, задача по полочному пространству может быть сформулирована как "40% на каждом месте продажи", а может быть дифференцирована по разным торговым каналам и даже по сетям магазинов.

3. Включение  показателей в систему премирования  сотрудников, а также определение  приоритетов в выполнении задач.  На данном этапе необходимо  закрепить рейтинги с бонусной  системой - сколько процентов переменной  части выплачиваются за выполнение  той или иной задачи. Приоритеты  выполнения задач также могут  быть учтены на этом этапе.  К примеру, задача по занятию  полочного пространства является  наиболее важной на данный  момент. Выполнение других правил  расположения и представления  имеют смысл только после выполнения этой задачи. Следовательно, переменная часть может быть разбита на две части. Одна выплачивается за выполнение первой задачи, а другая - за выполнение второй, но при условии, что выполнена первая.

4. Определение  процедур сбора данных и анализа  информации. При проработке данного  шага необходимо учитывать не  только критерии построения четкой  системы, но и вопрос экономической  эффективности. Система оценки  не должна "стоить" дороже, чем  сумма всех бонусов, которые  будут выплачены мерчендайзерам.

      Для сбора данных, анализа и составления  отчетов, анкет может быть сформирован  собственный отдел или привлечена внешняя исследовательская компания. Для быстрого сбора и обработки  полученной с помощью отчетов  первичной информации используется программное обеспечение. На первом этапе компания рассчитывает большинство  рейтингов в ручную или используя простые доступные программы (MS Excel). Однако со временем база данных начинает "перерастать" возможности MS Excel. Кроме того, при больших объемах получаемой информации нужно обеспечить быстрый ввод данных и минимизировать участие человека в расчетах, чтобы избежать ошибок. Поэтому всегда рекомендуется пользоваться программами, написанными специально для этой цели или создавать свои.

5. Тестирование  системы оценки. Последний шаг  в разработке - это всегда проверка  работы инструмента. Пилотный  аудит покажет, все ли было  продумано на этапе разработки - от составления анкеты до  расчета показателей. Особенно  тестирования требуют относительные  показатели - рейтинги, которые достаточно  сложно бывает сразу понять, как  они связывают выполнение задачи  и бонус. Кроме того, тестирование  позволит увидеть, на каком  уровне выполнение задач находится  на данный момент и понять, сколько времени понадобится для достижения идеальной ситуации (9).

      На  первый взгляд разработка системы оценки на таком уровне - достаточно трудоемкий процесс. Однако эти ресурсы вкладываются в лояльность сотрудников, которые  представляют ваш товар перед  лицом конечного покупателя. Кроме  того, компания приобретает инструмент измерения ресурсов, вложенных в  саму систему мерчендайзинга.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Существует  множество определений мерчендайзинга, но интересно вот такое, не очень "научное" определение: мерчандайзинг - "Безмолвный Продавец " (8). В этом и есть суть мерчандайзинга - как расположить товар в магазине, чтобы он продавался наиболее эффективно и без участия продавца

      В условиях современной экономической  ситуации любая компания, которая  стремиться успешно работать на рынке потребительских товаров, должна ориентироваться не только на качество и актуальность выпускаемой продукции, на своевременную доставку её в торговые точки, но и задумываться о мерчендайзинге своей продукции. Применение мерчендайзинга имеет такое же значение для успешной продажи разработка продукции, как создание брэнда товара, проведение рекламных акций различного рода. Данная маркетинговая коммуникация позволяет эффективно продвигать тот или иной товар, марку, упаковку именно в торговом зале, где непосредственно принимается решение о покупке.

      Однако  необходимыми условиями успешного  достижения запланированных результатов  является: во-первых, активное взаимодействие производителя, дистрибьютора и  продавца; во-вторых, создание и внедрение  комплексной программы мерчендайзинга, включающей разработку инструментов мерчендайзинга и его организацию в компании и; в-третьих, ориентация на потребности  покупателя; в-четвертых, профессионализм  торговых представителей и мерчендайзеров. В результате применение данной технологии в процессе реализации продукции, с  одной стороны, делает более простым  ориентацию покупателя в предлагаемом ассортименте товаров, улучшает узнаваемость торговых марок, а с другой, - экономит бюджет компании по продвижению товара, увеличивает объемы продаж и прибыли.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Винникова Л. Мерчендайзинг: всякому товару — свое время, место и атмосфера//"Город N", 2002 г, № 45, с. 14-15.

2. Гермогенова Л.Ю. Как сделать рекламу магазина. М.: РусПартнер Лтд, 1994, 281 с

3. Котляренко М. Мерчандайзинг - это искусство.//Маркетинг и маркетинговые отношения.2001. №7. с.14-20

4. Макашов Д. Мерчендайзинг. Искусство сбыта товара. www. marketing. spb. ru

5. Наум  В.М. Маркетинг сбыта. http://www.marketing.spb.ru/read/m11/5.htm

6.Парамонова Т. Планировка магазина как важнейший элемент мерчендайзинга.//Практический маркетинг. 2000. №4

7. Черепнин Т.// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. №5

8. Черепнин  Т. МерчЕндайзинг и МерчАндайзинг//Современная торговля. 2004. май. www. prodaji. ru

9. www. 4p. ru

Информация о работе Мерчедайзинг