Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 00:29, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей истории товарно-денежных отношений продавец каждый раз старался выделить свой товар, сделать его привлекательнее. Сегодня задача заключается в том, чтобы товар был востребован, чтобы он обладал такими свойствами, которые необходимы потребителю. Казалось, сделано все: создана марка, вещь оптимально соответствует критерию «цена — качество», готова упаковка, разработаны методы коммуникации с потребителем для создания необходимого спроса и осуществляются мероприятия по продвижению. Однако остается еще один последний шанс выделить свой товар и, соответственно, заставить его лучше продаваться или продаваться вообще. Эта работа в системе маркетинговых коммуникаций называется мерчандайзингом, то есть продвижением торговых марок в розничной сети.
Мерчандайзинг получил развитие в последние двадцать лет, но особенно быстро развивается в последние годы. Произошло это по причине совершенствования и насыщения рынка, и, разумеется, обострения конкурентной борьбы (3). Особенностью рынка СНГ в данном случае является то, что мерчандайзинг получил свое развитие с приходом американских и западных мультинациональных корпораций типа Coke, Pepsi - Колы, Mars, Nestlе. Отсюда же исходит и этимология данного слова. В переводе с английского «merchandising» означает « искусство торговать» в области розничной торговли (8).
По данным исследований американского Института исследования рекламы в местах продаж (Point-of-Purchase Advertising Institute) 2/3 всех решений о покупке принимаются непосредственно в магазине (8). Следовательно, на этом этапе процесса продаж большую роль играет комплекс мер, направленных на продвижение марок непосредственно в торговом зале магазина, т.е. мерчандайзинг.
Введение …………………………………………………………………………4
1. Значение мерчендайзинга…………………………………………………..6
2. Инструменты мерчендайзинга…………………………………………….12
2.1. Дизайн магазина…………………………………………………..1
2.2. Планировка магазина……………………………………………..12
2.3. Правила выкладки, общие для всех видов товаров…………...22
2.4. Рекламные материалы……………………………………………2
2.5. Цветовая блакировка……………………………………………..25
2.6. Комплексные меры……………………………………………….26
3. Система оценки мерчендайзинговой деятельности……………………30
Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………36
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………4
1. Значение
мерчендайзинга…………………………………………
2. Инструменты
мерчендайзинга…………………………………………
2.1. Дизайн магазина………………………………………
2.2. Планировка магазина……………………………
2.3. Правила выкладки, общие для всех видов товаров…………...22
2.4. Рекламные материалы……………………………
2.5. Цветовая блакировка……………………………
2.6. Комплексные меры……………………………………
3. Система
оценки мерчендайзинговой
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
На
протяжении всей истории товарно-денежных
отношений продавец каждый раз старался
выделить свой товар, сделать его
привлекательнее. Сегодня задача заключается
в том, чтобы товар был востребован,
чтобы он обладал такими свойствами,
которые необходимы потребителю. Казалось,
сделано все: создана марка, вещь
оптимально соответствует критерию
«цена — качество», готова упаковка,
разработаны методы коммуникации с
потребителем для создания необходимого
спроса и осуществляются мероприятия
по продвижению. Однако остается еще
один последний шанс выделить свой
товар и, соответственно, заставить
его лучше продаваться или
продаваться вообще. Эта работа в
системе маркетинговых
Мерчандайзинг получил развитие в последние двадцать лет, но особенно быстро развивается в последние годы. Произошло это по причине совершенствования и насыщения рынка, и, разумеется, обострения конкурентной борьбы (3). Особенностью рынка СНГ в данном случае является то, что мерчандайзинг получил свое развитие с приходом американских и западных мультинациональных корпораций типа Coke, Pepsi - Колы, Mars, Nestlе. Отсюда же исходит и этимология данного слова. В переводе с английского «merchandising» означает « искусство торговать» в области розничной торговли (8).
По данным исследований американского Института исследования рекламы в местах продаж (Point-of-Purchase Advertising Institute) 2/3 всех решений о покупке принимаются непосредственно в магазине (8). Следовательно, на этом этапе процесса продаж большую роль играет комплекс мер, направленных на продвижение марок непосредственно в торговом зале магазина, т.е. мерчандайзинг.
Мерчандайзинг
всегда ориентирован на определенный
результат: стимулирование желания
конечного потребителя выбрать
и купить продвигаемый товар. Его
целью является увеличение объемов
продаж через сети розничной торговли
и привлечение новых
Целью
данного исследования является изучение
организации службы мерчендайзинга
в компании, изучение инструментов
мерчендайзинга как средства невербальной
маркетинговых коммуникации, а также
средств оценки эффективности мерчендайзинга.
Значение
мерчендайзинга осознали давно. Первые
прообразы универсальных
За рубежом первоначальная инициатива по внедрению идей мерчендайзинга исходила от наиболее организованных розничных торговцев, которыми являлись сети супермаркетов. Ни для кого не секрет, что среди ассортимента каждой товарной группы можно достаточно четко выделить марки и упаковки, которые завоевали наибольшую популярность среди потребителей, и торговля которыми приносит основную прибыль владельцу магазина. В их продвижении и заинтересованы розничные торговцы (4).
Статистика свидетельствует: покупатели оставляют на 13% больше денег в тех магазинах, где мерчендайзинг продукции безупречен (8).
От соблазна использовать мерчендайзинг для стимулирования сбыта не удержались и производители (поставщики) товаров. Действительно, если в торговом зале представлены 5 сходных по характеристикам, качеству и цене товаров от 5 различных поставщиков и есть некоторые рычаги, с помощью которых можно влиять на выбор покупателя, то тот производитель (поставщик), который позаботится об эффективном мерчендайзинге своей продукции, получает возможность значительно расширить объемы своих продаж за счет снижения продаж аналогичной продукции конкурентов.
Так, в результате своей эволюции, мерчендайзинг стал еще и инструментом, дающим ощутимые конкурентные преимущества. Многие корпоративные производители сделали мерчендайзинг частью своей маркетинговой стратегии (9).
При организации мерчандайзинга в компании обычно рассматривают следующие критерии: количество магазинов, которое компания хочет покрыть работой по мерчендайзингу; время, необходимое для мерчендайзинга одной торговой точки; необходимая частота посещений торговых точек (9).
Перед
тем, как рассмотреть четыре варианта
организационных структур, следует
отметить, что под функциями
Таким образом, в описанных ниже схемах мерчендайзер не занимается составлением заказа, решением вопросов оплаты, документооборотом и т.д. Все эти функции выполняет торговый представитель.
Существует несколько способов организации функции мерчендайзинга в компании. Рассмотрим их положительные стороны и ограничения.
Исходная ситуация. Все торговые точки на территории разделены на части по географическому признаку либо по торговым каналам. Каждая часть закреплена за старшим менеджером. У него в подчинении находятся торговые представители, которые посещают клиентов и берут заказы.
Рис.
1.1. Организационная структура
Старший менеджер приобретает новые функции: планирование, организация и контроль работы мерчендайзеров. Данный вариант наиболее подходит компаниям, у которых не всегда стабильна доставка или продажа товара.
Преимущества:
Недостатки:
При
выборе данного варианта не рекомендуется
подчинять каждого
Исходная ситуация та же. Кроме того, большинство клиентов – это магазины без самообслуживания, павильоны или киоски. Либо прайс-лист компании содержит 3-15 позиций. То есть время на мерчендайзинг в торговой точке исчисляется минутами. В этом случае нет необходимости нанимать новый персонал, достаточно разработать концепцию мерчендайзинга и обучить действующих торговых представителей ее внедрению.
Преимущества:
издержки на покрытие транспортных расходов, мобильной связи, заработная плата и т.д. остаются на прежнем уровне.
Недостатки:
Исходная ситуация - служба продаж и доставки работает без перебоев. Количество обслуживаемых клиентов велико. Компания ставит цель тотального мерчендайзинга всех торговых точек на рынке или всех торговых точек в определенном торговом канале (например, все супермаркеты или все магазины небольшой площади, павильоны и киоски).
Рис. 1.2.Организационная структура
Отдел мерчендайзинга образуется независимо от отдела продаж. Он может находиться под юрисдикцией как директора по продажам, так и под началом отдела торгового маркетинга. В отделе мерчендайзинга простраивается собственная структура – на каждые 7-10 мерчендайзеров имеется супервайзер (старший мерчендайзер).
Преимущества:
Недостатки: