Мерчедайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей истории товарно-денежных отношений продавец каждый раз старался выделить свой товар, сделать его привлекательнее. Сегодня задача заключается в том, чтобы товар был востребован, чтобы он обладал такими свойствами, которые необходимы потребителю. Казалось, сделано все: создана марка, вещь оптимально соответствует критерию «цена — качество», готова упаковка, разработаны методы коммуникации с потребителем для создания необходимого спроса и осуществляются мероприятия по продвижению. Однако остается еще один последний шанс выделить свой товар и, соответственно, заставить его лучше продаваться или продаваться вообще. Эта работа в системе маркетинговых коммуникаций называется мерчандайзингом, то есть продвижением торговых марок в розничной сети.
Мерчандайзинг получил развитие в последние двадцать лет, но особенно быстро развивается в последние годы. Произошло это по причине совершенствования и насыщения рынка, и, разумеется, обострения конкурентной борьбы (3). Особенностью рынка СНГ в данном случае является то, что мерчандайзинг получил свое развитие с приходом американских и западных мультинациональных корпораций типа Coke, Pepsi - Колы, Mars, Nestlе. Отсюда же исходит и этимология данного слова. В переводе с английского «merchandising» означает « искусство торговать» в области розничной торговли (8).
По данным исследований американского Института исследования рекламы в местах продаж (Point-of-Purchase Advertising Institute) 2/3 всех решений о покупке принимаются непосредственно в магазине (8). Следовательно, на этом этапе процесса продаж большую роль играет комплекс мер, направленных на продвижение марок непосредственно в торговом зале магазина, т.е. мерчандайзинг.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………4
1. Значение мерчендайзинга…………………………………………………..6
2. Инструменты мерчендайзинга…………………………………………….12
2.1. Дизайн магазина…………………………………………………..1
2.2. Планировка магазина……………………………………………..12
2.3. Правила выкладки, общие для всех видов товаров…………...22
2.4. Рекламные материалы……………………………………………2
2.5. Цветовая блакировка……………………………………………..25
2.6. Комплексные меры……………………………………………….26
3. Система оценки мерчендайзинговой деятельности……………………30
Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

курсавая.docx

— 119.30 Кб (Скачать)

      Поскольку товары повседневного спроса востребованы наибольшим числом посетителей, то около  данных точек продажи скапливается достаточно большое количество покупателей. Поэтому данные товарные группы должны располагаться по внешнему периметру  торгового зала, чтобы сделать  покупку наиболее удобной.

Рекомендации:

  • Товары повседневного спроса – мясо, овощи, молочная продукция, хлебобулочные изделия. Следует избегать расположения этих товаров друг с другом. Покупатель чаще всего планирует покупку продуктов всех этих групп. Следовательно, основные точки продажи данных продуктов должны находиться в различных местах периметра торгового зала, между ними располагаются остальные товары. В этом случае покупатель будет вынужден осмотреть весь торговый зал.
  • Очевидно, что при планировании размещения товарных групп следует также обращать внимание на специфику товаров: мясопродукты, молочные продукты, фрукты и овощи, свежемороженые продукты. Учитываются особенности хранения каждого типа товара, (температура, влажность, возможность размещения запаса на полках), а также "несовместимость" некоторых товарных групп (рыбные и молочные продукты).
    • Расположение основных и дополнительных точек продажи

      Места размещения в торговом зале подразделяются на основные и дополнительные. К первым принято относить полки клиента (производителя марки) в специализированной секции торгового зала. Дополнительными могут быть: мобильный стеллаж или стойка, дисплей, холодильник, др. конструкции, то есть все то оборудование, которое позволит производителю эффективно разместить свою продукцию. Такие обособленные места называются точками продаж. Зачастую количество товаров находящихся на дополнительных местах может быть больше, чем на основном.

      Дополнительную  точку располагают отдельно от основной, тем самым даем потребителю еще  один шанс увидеть и выбрать определенную марку. Как правило, в основном месте производитель стремится разместить максимально возможное количество товарных единиц своих марок, а в дополнительном — самые популярные, которые призваны дублировать основные. Бывают и исключения, когда пространства в специализированной секции не хватает, тогда акцент может быть смещен в сторону его расширения за счет дополнительного торгового оборудования.

    • Замедление движения покупателя

      Слишком широкие проходы и тенденция  к расположению стоек и прилавков  в строгом геометрическом порядке  ведет к "обесчеловечиванию" магазина. Покупатель не успевает заметить и  захотеть купить какой-либо товар, когда  переходит от секции к секции, поэтому  необходимо замедлить скорость движения покупателя в магазине. При этом нужно не уменьшать проход, а сузить его в середине или на пересечениях с другими проходами. Часто для  сужения прохода используются: дисплей, декоративная колонна, стойка с плакатом.

      Менее очевидный, но не менее эффективный  способ замедления движения покупателя в магазине - это использование  музыки. Медленная спокойная музыка создает более расслабляющую  атмосферу в магазине, побуждая покупателей  не спешить и оставаться в магазине. Быстрая музыка обладает противоположным  эффектом - прогулочный шаг превращается в более быстрый, что в основном используется в часы - пик для  ускорения движения покупателей.

    1. Правила выкладки, общие для всех видов товара
 
      Правильная выкладка - это способ увеличения продаж за счет такого расположения товара на полках и прилавках магазина, при котором:
  • все товары хорошо видны на прилавке;
  • представляют собой единую систему, гамму;
  • каждый товар выложен в самом выгодном и привлекательном для покупателя виде;
  • рекламные материалы и аксессуары дополнительно привлекают внимание и создают положительный эмоциональный настрой;
  • покупателю легко осуществить покупки.

      Важность  этих факторов тем более очевидна, что 80% решений о покупке конкретной торговой марки, по мнению экспертов, делается непосредственно у прилавка: человек  решает, что ему купить, только когда  видит товар (2). 

Законы восприятия.

  1. Закон "Фигуры и фона": один объект ярко выделен на фоне других. Этот закон используют, если хотят привлечь внимание к конкретному товару для его продвижения. Выделение может быть за счет яркой и нестандартной упаковки, дополнительной подсветки, стикеров, но рекламные материалы не должны отвлекать внимание.
  2. "Уровень глаз": наибольшая концентрация внимания приходится на уровень глаз, поэтому продвигаемый товар нужно расположить именно там, чтобы человек его не искал и в любом случае его увидел.
  3. "Мертвая зона": это нижний левый угол, поэтому нижние полки должны занимать либо редко покупаемые позиции, либо крупные упаковки, либо товар целенаправленного спроса.
  4. "Закон переключения внимания": если взгляд не фиксирует привлекательный для себя объект, то внимание переключается на другое пространство в поисках "фигуры" - поэтому нельзя располагать товар в строгую линеечку, так как человек просто пройдет мимо в поисках чего-нибудь яркого (за исключением тех, кто ищет конкретный товар).
  5. "Закон группировки": товар должен располагаться на витрине/прилавке группами, не в разнобой. Товар должен объединяться в группы по нескольким основаниям одновременно, например, по торговой марке, по виду товара, по весу/размеру упаковки и по цене. Это позволяет задержать внимание покупателя на товаре и, соответственно, стимулирует покупку (в магазинах часто товар располагается иначе).
  6. Мелкий товар должен лежать ближе к покупателю, крупный можно расположить подальше.
  7. Закон наилучшей выкладки. У каждой продукции есть «удачные» и «неудачные» стороны, например. Крышка NIVEA Creame, которая так хорошо известна покупателям. Выкладка «удачной» стороной ускоряет процесс распознавания покупателем продукции (7).
  8. Закон оптимальной протяженности зрительного контакта. Вы достигните оптимальной концентрации внимания покупателя, если фейсинг продукции (фейсинг, от английского "facing", - специальный термин "лицевая часть упаковки товара) составляет 30 см. Если фейсинг слишком длинный, то внимание покупателя снижается (1).

      Одним из условий существования мерчандайзинга остается наличие товара на полках и его доступность. Поэтому выкладка продукции имеет первостепенное значение. Среди основных правил принято  различные критерии размещения товара на полках (3):

1) по  уровню 

  • стремится занять вертикальные блоки (легче выделить и найти продукцию потребителю);
  • на уровне глаз (это полка, на которую чаще всего обращают внимание);
  • на один уровень ниже или выше глаз (соответственно занимают вторую и третью позиции);
  • самый нижний уровень лучше не использовать (менее всего обращают внимание, и найти товар гораздо труднее);

2) на  уровне (на полке) 

  • на расстоянии вытянутой руки (самое доступное и удобное место);
  • слева направо (по размеру упаковки: от маленькой к большой). Это правило реже применимо при выкладке в вертикальных блоках;
  • от светлого к темному (в левой части продуктовой линейки выставляются товары со светлой упаковкой, далее, по мере сгущения красок, и правее — темные). Таким образом, продукция не раздражает глаза потребителя и воспринимается как единое целое — сравните с цветами радуги;
  • «в стенах» ударных позиций (или замка) (под ударными позициями понимаются наиболее популярные марки одной товарной группы, внутри которых располагаются менее известные);

3) среди  конкурентов 

  • рядом с сильным (чтобы заимствовать популярность);
  • подальше от слабого;
  • сами по себе (если мы лидеры или обладаем уникальными свойствами);

4) дублирование 

  • повторение одной и той же позиции марки в слитном ряду (позволяет увеличить вероятность обратить на себя внимание);

      Основополагающий  принцип размещения (выкладки) —  поиск нужного товара должен быть максимально облегчен. 

2.4. Рекламные  материалы (P.O.S.) 

      Правила оформления — не менее значимая часть продвижения товара в розничной  сети. Основополагающий принцип оформления — постоянное обновление материалов. Рекламные (P.O.S.) материалы должны:

а) находиться непосредственно возле точки  продаж товара или на пути следования к нему;

б) быть уместны и не вызывать недоумения или раздражения, быть хорошо видны  потенциальному покупателю;

г) быть актуальными, так как материалы  определенной рекламной кампании работают только ограниченное время.

2.5. Цветовая  блокировка (colour blocking)

      В среднем посетитель супермаркета пробегает  взглядом по полкам товаров со скоростью 1,2 м/с с расстояния 2,5 метра. Чтобы выделить нужную упаковку среди сотен других, продавцы и дизайнеры иногда используют цветовую блокировку. Суть ее в том, что товары с упаковкой одного цвета на полке расставляют вместе. В результате создается одноцветный блок товаров. В то же время блоки, сочетающие различные цвета, могут рождать полезные для продажи ассоциации. Например, блоки белого, зеленого и синего цветов могут вызвать ассоциацию с расслабляющим и освежающим прибоем. Такое сочетание хорошо использовать в отделе, где продаются гели для душа и другие моющие средства.

      Обратным  способом привлечения может служить  контраст - не только цветовой, но и  по форме. Например, привычный товар - литровая пачка сока - на полке явно выделяется более узкой и вытянутой  упаковкой.  

2.6.Комплексные меры 

      Во  многих супермаркетах существует система  рекламного оповещения потребителей через  показ рекламных роликов на большом  видеоэкране. Такая система используется на протяжении многих лет. Единственная проблема с высокотехничными инструментами  заключается в том, что покупатель концентрирует свое внимание на них  самих, вместо того, чтобы думать о  покупке. С другой стороны, эта система  позволяет привлечь покупателя к  конкретной продукции, которая, в противном  случае, осталась бы незамеченной среди  нескольких тысяч других в супермаркете.

      Широко  распространено использование звуковых эффектов. Причем, оно не ограничивается только передачей устных объявлений. Звуковые эффекты могут создавать  в разных отделах магазина соответствующую  атмосферу (к примеру, динамичная музыка в спортивном отделе и громкие  звуки из видео-стен) либо соответствующий настрой (заставляющий, скажем, покупателя двигаться быстрее или, напротив, расслабляющий).

      Чтобы изменить настроение покупателя и спровоцировать его на покупки, часто используют внутри магазина различные запахи. Научный Центр Химии Monell в Филадельфии  запустил свои пилотные проекты, цель которых - изучить влияние тех  или иных запахов на покупателей. Например, известный, в данном случае цветочно-фруктовый, запах заставлял  случайных посетителей ювелирного магазина задерживаться там дольше. А очень низкий уровень некоторых  запахов мог изменить индивидуальный ход мыслей и настроение (например, расслабленное и доверительное). В Великобритании отдельные продавцы товаров для дома используют запах  булочной/кафе, чтобы побудить клиентов войти в магазин и купить товары, ничего общего с едой не имеющие: одежду, осветительную аппаратуру и т. д.

      В Лондоне есть фирма Marketing Aromatics, которая  предлагает создать "неповторимую атмосферу  в магазине, расслабить пациентов  в комнате ожидания, взбодрить  торговый персонал или вызвать ассоциации в сознании покупателей", используя  разнообразные техники: "от центральной  вентиляционной системы до ручных распылителей, жидкостей, гранул, гелей и порошков. Имеются даже чувствительные к давлению ленты с микрокапсулами. Все это  создает желаемый настрой, устраняет  неприятные запахи, пропитывая продукт  или фирменную литературу, подтверждая  уникальный признак компании - ароматический  логотип". Как видно, ниша подобных фирм на российском рынке далеко не заполнена.

      Для многих родителей поход в магазин  вместе с детьми сущая мука. Дети все время чего-то хотят и просят. Некоторые магазины предлагают следующую  услугу. Ребенку при входе даются пачки йогурта. Малыш, поглощенный  едой, менее капризен. А потом  на выходе родители оплачивают эти йогурты, предъявляя пустые упаковки. Товары для детей не рекомендуется ставить слишком высоко, вне поля зрения ребенка. Он должен увидеть и захотеть. Еще лучше, если ребенок потрогает игрушку. Прикосновение есть древнейшая и одна из первых форм заявления права на собственность. Оно лишь укрепит желание обладать именно этой игрушкой, и ребенок попросит купить ему ее.

      При размещении товара в торговом зале используются различные психологические  и эмоциональные эффекты, такие  как (7):

  • эффект от использования различных цветов.

      Используя определенные цвета для создания необходимых эффектов, можно существенно  увеличить продажи. Цвета могут  использоваться для создания акцентов. Например, голубой цвет символизирует  спокойствие и релаксацию. Белый  цвет - ощущение чистоты, ясности и  новых начинаний. Красный цвет - побуждение, ускорение. Желтый цвет – стимулирование.

  • эффект, оказываемый освещением.

      Выигрышные  черты товара может подчеркнуть  и правильно подобранное освещение. Освещение подчеркивает разнообразие и качество представленной продукции, а также делает ее обозримой. Торговое оборудование должно быть освещено таким образом, чтобы вся основная продукция и информация о ней была четко и ясно видна. В тоже время необходимо постараться избежать вертикального, яркого освещения продукции, резких теней, но также и отсутствия теней;

Информация о работе Мерчедайзинг