Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 11:30, курсовая работа
Логистика (от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать) - это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Закупочно-заготовительная логистика это управление материальными потоками с целью эффективного обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Товар заказывается тогда, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков.
Недостаток этого метода - в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, измельченностью заказов и множеством поставщиков.
Так например, закупая товар у производителя предприятие может столкнуться с проблемой самостоятельного формирования необходимого ассортимента. Данные условия характерны для производителей занимающихся массовым производством и выпускающих широкую номенклатуру товаров. При таких условиях осуществлять закупку товара у посредника, который специализируется на формировании нужного ассортимента и поставках его потребителю является более выгодным.
Другим преимуществом закупки товара у посредника является возможность приобрести широкий ассортимент нужного товара относительно небольшими партиями. В результате сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента.
Из-за того, что посредники закупают крупную партию товара, цена товара у посредника может оказаться ниже, чем у изготовителя.
Предположим, изготовитель реализует товар по следующим ценам:
Посредник, закупив крупную партию по 80 руб., разукрупняет ее и реализует мелкооптовым покупателям с 15 процентной наценкой, т.е. по 92 руб. за ед. Поскольку посредник специализируется на разукрупнении партии, то при установки небольшой наценки на реализуемый товар посредник покрывает свои издержки и имеет прибыль.
Установленная изготовителем маржа между ценой для мелкооптовых и крупнооптовых покупателей в размере 25% направлена в первую очередь на стимулирование продажи товара крупными партиями. Размер маржи зависит от того на кого ориентируется изготовитель. Если изготовитель заинтересован в реализации товара мелкооптовым покупателям, то маржа будет минимальна. В нашем примере она не превышает 15 %.
Немаловажным фактором, влияющим на принятие решения об осуществлении закупок, является удаленность склада продавца от склада покупателя. При наличии выше перечисленных факторов в пользу посредника может оказаться, что посредник может располагаться территориально на более отдаленном расстоянии, чем изготовитель товара. Дополнительные транспортные расходы в этом случае могут превысить разницу в ценах изготовителя и посредника.
Прогрессивной логистической системой используемой при осуществлении доставки товаров является система «Точно в срок». Применение данной системы позволяет существенно повысить эффективность закупок и снизить затраты. Принцип работы системы основывается на том, что заказывается столько товара сколько можно потребить, не используя склада. Большое значение имеет временной фактор. Успешное использование системы напрямую зависит от взаимодействия продавца и покупателя, т.е. повышается ответственность двух сторон.
Определение
сроков и размеров закупок сводится к расчетам
по какой-либо одной формуле и считается
формальной механической работой.
2.1.Описание предприятия
Торговое предприятие, ООО «МК». Предприятие является частной собственностью. Руководство деятельностью осуществляет Генеральный директор. Предприятие имеет расчетный (текущий) счет в Банке, имеет отдельный баланс. Предприятие самостоятельно ведет финансово-хозяйственную деятельность.
ООО «МК» зарегистрирован как частное предприятие, которое возглавляет непосредственный начальник (собственник имущества). Предприниматель самостоятельно осуществляет свою деятельность, на свой риск, получает прибыль от пользования имуществом, продажи товаров
В состав предприятия входят:
1) директор;
2) главный бухгалтер;
3) бухгалтер;
4) 6 продавцов;
5) водитель.
Руководство деятельностью предприятия «МК» осуществляет директор, который:
-заключает договоры с юридическими и физическими лицами;
-осуществляет оперативное руководство деятельностью отдела;
-защищает
имущественные интересы и
-заключает и расторгает трудовые договоры (контракты) с работниками с соблюдением действующего законодательства и штатного расписания;
-определяет состав, численность и заработную плату работникам.
Главный бухгалтер:
-ведет бухгалтерскую отчетность;
-осуществляет
руководство деятельностью
-начисляет заработную плату.
Бухгалтер осуществляет:
- приемку товара по количеству и качеству;
- ведение бухгалтерской
- ведение кассовых операций.
Продавцы отдела:
-осуществляют приемку товара по количеству и качеству;
-помощь при выборе товара и консультацию;
-ведут отчет о совершенных продажах.
Основной целью предприятия является удовлетворение потребностей покупателей в розничной продаже компьютерной техники (доля рынка 33%), занимает одно из мест в рейтинге упоминания компьютерных фирм и является одной из самых интенсивно развивающихся компаний в Петербурге. Исходя из целей предприятия, предметом деятельности, осуществляемой предприятием, являются:
- широкий выбор офисной, компьютерной и фото- видеотехники;
-оказание услуг консультации работников отдела;
-предоставление
удобной для персонала и
«МК»- компания специализирующаяся на производстве и реализации компьютеров, решении вопросов сетевой интеграции, а также на поставках офисной и мобильной техники, комплектующих и расходных материалов как организациям так и частным лицам. За 1,5 года своего существования ООО «МК» стал достаточно известным среди населения Санкт- Петербурга и завоевал свою нишу на рынке. Деятельность предприятия направлена на сегмент рынка с определенными запросами (широкий выбор расходных материалов ленточек для матричных принтеров, картриджей к современным цветным лазерным принтерам, комплектующие, необходимые для модернизации и расширения возможностей компьютеров). Оценивая ситуацию на сегодняшний день, можно сказать, что предприятие рентабельно. Есть постоянные покупатели, регулярно посещающие и делающие покупки в магазинах «МК». Имеется широкий ассортимент компьютерной техники и расходных материалов, который обновляется каждый месяц.
В дальнейшем предприятие планирует осваивать новые сегменты рынка. Увеличение объемов продаж, минимальные сроки поставок, заказ оптимального количества товара, рациональное размещение ассортимента на складах - основные задачи предприятия на сегодняшний день.
2.2.Характеристика ассортимента и система закупок
В магазинах «МК» представлен широкий ассортимент компьютерной техники, расходных материалов. Это эксклюзивная и высокопроизводительная компьютерная техника российских и зарубежных производителей. Наибольшим предпочтением пользуются компьютеры, ноутбуки и портативные устройства, различные принадлежности и аксессуары.
Весь
ассортимент фирмы можно
товаров (рис 2.1) , которые предлагают отечественные и зарубежные производители.
Рис.2.1. Анализ ассортимента товаров
1 – это небольшая группа товаров, в которую входят аксессуары (компьютерная литература, игровые принадлежности, расходные материалы)
2- группа товаров комплектующих (блоки питания для корпусов, видеокарты, устройства ввода).
3- группа товаров оргтехники (сканеры штрих кодов, ламинаторы, уничтожители бумаги);
4-
группа товаров периферии (
5- группа товаров компьютерной техники (системные блоки, ноутбуки и различная портативная техника);
В продаже имеются новые модели различной компьютерной техники, а так же есть ассортимент, который давно присутствует на прилавках и не вызывает интереса по причине устаревания моделей. Эти товары составляют значительную часть от общего ассортимента, что затрудняет расширение нового ассортимента (занимает место на прилавках, на складе).
Для полного удовлетворения спроса покупателей, фирма должна отслеживать динамику продаж (какая модель лучше продается или же пользуется наибольшим спросом) и в зависимости от этого составлять заказ, который будет соответствовать спросу и прибудет в назначенный срок. Но как такового отдела маркетинга и снабжения, который бы занимался курированием рынка спроса и сбыта в структуре управления ООО «МК» нет.
Источниками товароснабжения являются московские и санкт-петербургские оптовые фирмы, где формируется необходимый ассортимент. Заказ выполняет старший менеджер или непосредственно на месте директор. Ассортимент периодически обновляется новыми моделями, которые пользуются повышенным спросом у покупателей. А нереализованный товар остается лежать «мертвым грузом» в результате чего происходит затоваривание отдела.
Предприятие определяет для себя наиболее существенные критерии, и должно качественно проработать рынок, исследовав различные варианты поставок. На практике выбор часто определяется личными отношениями, что в известной мере гарантирует надежность, ценой и качеством товара. Нередко закупка, один раз проработав рынок поставщиков, придерживается прежних партнеров даже при существенном изменении рыночной ситуации. Конкуренция заставляет поставщиков снижать цены и повышать качество, если не товара, то сервиса. Улучшение соотношения цены-качества иногда не затрагивает постоянных покупателей, которым товар предоставляется на прежних условиях.
Предприятие, при всей надежности и привлекательности основного поставщика, работает не с ним одним, а с 3-мя - 5-ю разными. Внезапное прекращение поставок одним из поставщиков неспособно значительно ограничить возможности предприятия. Применение такого деления повышает надежность функционирования предприятия, но увеличивает затраты, т.к. снижается разовый объем закупаемых партий товара и, соответственно, оптовая скидка. Рассматриваемое предприятие работает с постоянными партнерами. Традиционные методы закупок в «МК» - заказывается либо большая партия товаров (в основном – ЖК мониторы, ноутбуки, системные блоки), либо небольшой ассортимент новых моделей для изучения спроса на них и различной мультимедийной техники. Оба этих метода являются экономически не выгодными. Закупка товара одной партией влечет за собой большую потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала. Закупка мелкими партиями несет за собой вероятность заказа избыточного количества товара, который окажется не востребованным среди потребителей; необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе.
Для перевозки товаров используется железнодорожный транспорт, так как отличается регулярностью перевозок, обладает высокой провозной способностью и стоимость перевозки самая низкая по сравнению с другими видами транспортных средств. Поступивший товар принимает бухгалтер по количеству и качеству, на каждый товар присваивает ценник, оформляет на весь ассортимент накладную и отправляет товар на склад.