Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:21, доклад
Логистика (от гр. logistike– «искусство вычислять, рассуждать») – это наука, рассматривающая организацию, планирование, контроль и регулирование движения сквозного материального и сопутствующего ему информационного потоков в пространстве и времени от их начального источника непосредственно до конечного потребителя с целью снижения совокупных затрат.
Максимальный желательный запас в системе "Минимум-максимум" выполняет роль "максимального" уровня. Его размер учитывается при определении размера заказа. Он косвенно (через интервал времени между заказами) связан с наиболее рациональной загрузкой площадей склада при учете возможных сбоев поставки и необходимости бесперебойного снабжения потребления.
Постоянно рассчитываемым параметром системы "Минимум-максимум" является размер заказа. Его вычисление основывается на прогнозируемом уровне потребления до момента поступления заказа на склад организации.
РЗ = МЖЗ - ПУ + ОП,
где РЗ — размер заказа, шт.,
МЖЗ — максимальный желательный заказ, шт.,
ПУ — пороговый уровень запаса, шт.,
ОП — ожидаемое потребление до момента поставки, шт.
9.1. Задачи логистики запасов в снабжении, производстве, сбыте и распределении.
К базисным логистическим функциям относятся снабжение, производство и сбыт (распределение). Действительно, указанные три логистические функции осуществляются практически любым товаропроизводителем.
Снабжение - обеспечение фирмы-производителя или торговой компании необходимыми видами материальных ресурсов или готовой продукции.
Производство - создание необходимых обществу продуктов личного и производственного потребления с использованием орудий и предметов труда.
Сбыт (распределение) - физическое перемещение и управление запасами готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и/или логистических посредников.
Запасы сырья, материалов, инструмента, готовой продукции и т.д. — это обязательный элемент каждой экономической системы, который сглаживает неравномерность производства, доставки, распределения и потребления материальных благ.
Наличие запасов материально-производственных ценностей на предприятии может оказывать как положительный, так и отрицательный эффект на экономику организации. Критерием служит четкая экономическая обоснованность количества и номенклатуры запасов. Излишние запасы отвлекают из оборота организации значительные финансовые ресурсы, тормозя движение оборотных средств. Необоснованные запасы материальных ценностей ведут к увеличению издержек на хранение и соответственно к удорожанию готовой продукции на выходе с предприятия. Обоснованный и экономически оправданный объем запасов позволяет предприятию организовать бесперебойные поставки сырья и материалов в производство и готовой продукции к покупателям.
Большинство запасов предприятия непосредственно связано с его деятельностью. Промышленные и производственные предприятия имеют внушительные запасы сырья, материалов, деталей, комплектующих, готовой продукции, оборудования, инструмента и запасных частей для оборудования и т.д. в той степени покуда это не ведет к серьезному удорожанию продукции на выходе.
Управление запасами — это один из наиболее значимых процессов в организации, требующий квалифицированного и опытного подхода. Специалист в области управления запасами несет ответственность за:
прогнозирование,
нормирование (определение необходимых и достаточных нормативов запаса по каждой номенклатурной группе),
планирование, организацию и контроль,
стимулирование и регулирование сроков и объемов выполнения заказов производства на сырье и материалы.
Управление запасами на предприятии сводится к решению трех основных задач:
определение необходимого объема запаса (норматива) по каждой номенклатурной группе;
создание и отладка системы управления запасами, своевременным пополнением запасов в соответствии с определенной нормой;
разработка стратегии по минимизации затрат на движение материального потока в организации, потерь на хранение излишков запасов, поиск и заключение договоров с поставщиками товарно–материальных ценностей, наиболее подходящих предприятию по цене и качеству продукции.
9.2. Служба логистики в структуре предприятия
Для систематизации логистических процессов, а также внедрения логистического управления в повседневную деятельность компании, необходимо создание самостоятельного подразделения в организационной структуре компании - службы логистики, находящейся в прямом подчинении руководства компании.[1]
На предприятии, имеющем СЛ все функции, необходимые для эффективного выполнения заказов, объединяются в мощный централизованно управляемый механизм, позволяющий решать задачи практически любой степени сложности ответственно, сложно и профессионально. При этом СЛ не подменяет собой соответствующие структурные подразделения. В организационной структуре предприятия почти все функциональные области взаимодействуют с ней, обеспечивая оптимизацию деятельности и устойчивость предприятия. СЛ должна тесно взаимодействовать с различными функциональными подразделениями компании.
СЛ не должна физически подменять собой соответствующие функциональные подразделения компании. В большинстве случаев количество и объемы заказов могут быть такими, что они не позволят специалистам СЛ качественно и детально охватить все аспекты выполнения заказов. В этой связи необходимо разграничивать процесс управления заказами от процесса собственно координации. Перед СЛ ставится задача не разрешения возникающих проблем и конфликтных ситуаций, а их анализ и перераспределение по другим службам компании, не погружение в многочисленные, порой сугубо технические детали процесса выполнения заказа, а координация укрупненных блоков задач.
СЛ играет роль одного из основных подразделений, без которого реализуемые товары были бы лишены одного из главных потребительских свойств – быть доступными потребителю.
Создание СЛ позволит увязать в единую систему задачи логистического управления внутренними бизнес-процессами компании с бизнес-процессами партнеров и потребителей.[5]
Важной задачей при организации СЛ на предприятии является рациональная организация отделов и групп внутри службы логистики.
10.1. Логистическая система
Логистическая система — совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.
Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Отличаются эти системы высокой степенью согласованности входящих продуктивных сил с целью управления сквозными материальными потоками.
Объектами лог. Систем являются: промышленное предприятие, территориально-
Любая логистическая система состоит из совокупности элементов, так называемых звеньев логистической системы, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Внутрисистемные связи более крепкие, чем связи с внешней средой. Обычно они имеют циклический характер, так как отражают последовательность передачи материального и информационного потоков между звеньями соответствующей логистической цепи. Логистическая система отличается от других экономических систем: наличием управляемых потоковых процессов, системной целостностью и ее специфичностью, нацеленностью на производство организации управления.
Логистические системы делятся на:
1) производственные, транспортные, складские, которые относятся к функциональным подсистемам;
2) информационные, правовые, кадровые, относящиеся к обеспечивающим подсистемам.
Свойства лог. Системы:
1)Оптимальность: От итогов управляющих воздействий и реализуемых оценок зависит оптимальность применения определенных систем. Оптимизационные решения, принимаемые в логистических системах, позволяют сохранить стабильность управления при принятии последующих управленческих решений, упрощают выбор альтернативных вариантов и облегчают анализ вопросов, от которых зависят первичные предпосылки решения проблем управления потоковыми процессами.
2)Адаптивность: Способность логистических систем к адаптации сложно переоценить в условиях неопределенности окружающей среды. Широкий выбор предлагаемых товаров и услуг в условиях рынка повышает степень неопределенности спроса на них. Что является причиной резких колебаний количественных и качественных критериев материальных, финансовых, информационных и других потоков, движущихся через логистические системы.
Логистический цикл явл. Важной характеристикой системы и состоит из:
1) времени на оформление заказа в определенном порядке;
2) времени на доставку и передачу заказа поставщику.
3) времени выполнения заказа поставщиком, которое включает: период ожидания заказа, период выполнения заказа.
4) времени доставки готовой продукции заказчику.
10.2. Грузовая единица как элемент логистики
Грузовая единица — некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовая единица это тот элемент логистики, который своими параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое. Формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и на складах.
Существенными характеристиками грузовой единицы являются следующие:
o размеры грузовой единицы;
o способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.
Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.
В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200×800 и 1200 X1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах.
Базовый модуль. представляет собой прямоугольник со сторонами 600×400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.
Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально-технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя.
На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары.
Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование
Пакетирование обеспечивает:
o сохранность продукта на пути движения к потребителю;
o возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;
o максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта;
o возможность перегрузки без переформирования;
o безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.
Осн. Методы пакетирования: обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой, использование термоусадочной пленки.
11.1. Организация управления логистической деятельностью
Можно выделить некоторые структуры фирм и организацию управления логистикой в них.
При организационной структуре подразделение логистики несет ответственность за обеспечение ресурсами процесса производства в нужный момент и в нужном количестве. Оно имеет совещательные функции в отношении планирования и контроля производства в производственных подразделениях. При такой организации управления материалами и функции логистики подчинены вице-президенту или главному управляющему.
В последнее десятилетие наблюдается тенденция к группировке и централизации управления всей системой логистики. Такой подход позволяет решать многие конфликты между различными функциями. Кроме того, централизация обеспечивает определенные выгоды в области консолидации отгрузок, более эффективного анализа издержек логистики. Форма группировки и степень централизации зависят от ассортимента продукции и рыночной среды, в которой функционирует данная форма.
Управляющий логистикой обычно отвечает за следующий круг проблем:
транспорт и перевозки;
контроль запасов и производственных планов;
управление продажами и заказами;
обслуживание потребителей и складские операции на региональных складах;
управление складским хозяйством;
исследования в области логистики и совершенствование системы.
Управляющий логистикой контролирует процесс снабжения и соответствующий ему информационный поток и систему связи.
11.2. Склады, их определение и виды: основные функции и задачи складов в логистических системах.
Пepeмeщeниe мaтepиaльныx пoтoкoв в лoгиcтичecкoй цeпи нeвoзмoжнo бeз кoнцeнтpaции в oпpeдeлeнныx мecтax нeoбxoдимыx зaпacoв, для xpaнeния кoтopыx пpeднaзнaчeны cooтвeтcтвyющиe cклaды.
Склaды - этo здaния, coopyжeния и paзнooбpaзныe ycтpoйcтвa, пpeднaзнaчeнныe для пpиeмки, paзмeщeния и xpaнeния пocтyпившиx нa ниx тoвapoв, пoдгoтoвки иx к пoтpeблeнию и oтпycкy пoтpeбитeлю.
Склaды мoжнo paздeлить нa двe ocнoвныe гpyппы:
cклaды нa yчacткe движeния пpoдyкции пpoизвoдcтвeннo-тexничecкoгo нaзнaчeния (cклaды гoтoвoй пpoдyкции пpeдпpиятий-изгoтoвитeлeй, cклaды cыpья и иcxoдныx мaтepиaлoв пpeдпpиятий - пoтpeбитeлeй пpoдyкции пpoизвoдcтвeннo-тexничecкoгo нaзнaчeния, и cклaды cфepы oбpaщeния пpoдyкции пpoизвoдcтвeннo-тexничecкoгo нaзнaчeния);
Информация о работе Логистическая операция и логистическая функция