Концепции и функции логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 21:56, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время коммерческие отношения формируются в условиях высокой конкуренции, неопределенности и неустойчивости рыночной среды. Для того чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, уже недостаточно использовать лишь маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами. Наиболее прогрессивным научно-прикладным направлением в данной области является логистика.

Содержание

Введение 3
1 Концептуальные положения логистики 4
2 Участники процесса управления материальными потоками в экономике и их логистические функции 6
3 Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, финансами и планированием производства 10
Заключение 12
Список использованных источников 13

Работа содержит 1 файл

!Логистика.doc

— 61.14 Кб (Скачать)

     • ускорение продвижения материальных ресурсов от поставщиков;

     • изменение траектории движения потока и его конечной точки;

     • замена одних материальных ресурсов другими;

     • использование резервов оптово-торговых предприятий;

     • страхование поставок за счет запасов;

     • включение в товарный оборот излишних и ненужных данному предприятию материальных ресурсов;

     • управление совокупным запасом на основе оперативного маневрирования материальными ресурсами через региональные коммерческие центры и товарные биржи;

     • дробление материального потока на мелкие партии поставки;

     • изменение частоты поставок;

     • поставки материальных ресурсов высокой  степени технологической готовности;

     • вовлечение в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов и т. д.

     Функция анализа включает комплекс задач, предусматривающих  установление причинно-следственных связей между достигнутыми результатами и затраченными средствами, выявление влияния различных факторов на фактическое значение параметров потока, расчет эффективности управления и функционирования системы в целом. Полученная аналитическая информация используется для новых циклов управления и плановых расчетов.

     Функция контроля устанавливает соответствие фактических параметров движения потока заданным.

     В современной логистике, как на макро-, так и на микроуровне, различают, две группы функций: оперативные и координационные5.

     Оперативные функции связаны с выполнением  конкретных операций в сферах снабжения, производства и распределения. К  таким функциям относятся управление:

     • движением сырья и материалов от поставщика или пункта приобретения к производственным складам;

     • движением комплектующих от поставщиков  или пунктов приемки к производственным складам или торговым хранилищам;

     • уровнем производственных запасов  через контроль движения полуфабрикатов по всем стадиям производственного процесса и перемещения готовой продукции на оптовые склады;

     • движением готовой продукции  с оптовых складов на различные  рынки сбыта;

     • оперативной организацией потоков  конечной продукции к потребителям.

     Данные  функции управления конкретными  операциями практически в полном объеме выполнялись и выполняются  в рамка традиционного управления. Методы контроля состояния управляемых объектов, генерирования управляющих воздействий и техника, их реализации остаются теми же, что используются уже в течение многих лет независимо от появления и применения концепции логистики.

     Для следования концепции логистики оперативные функции управления должны быть дополнены координационными.

     Функции логистической координации:

     • анализ рынков, на которых действует  предприятие;

     • выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах для различных производственных подразделений;

     • выявление динамики потребностей в  материальных ресурса в зависимости от протекания производственного процесса;

     • прогнозирование динамики рыночной ситуации;

     • сбор и анализ информации о фактическом  состоянии и потенциальных изменениях в потребностях имеющейся клиентуры;

     • анализ и прогнозирование возможного расширения круга клиентуры, предложения  по такому расширению.

     Для логистического управления характерно то, что важнейшее значение приобретает целеполагание, выработка критериев эффективности достижения поставленных целей, а также оперативная увязка конкретных операций, выполняемых предприятием (фирмой), с запросами рыночного окружения.

     Перечень  функций логистики остается неизменным для различных вариантов рыночной ситуации и наличных технологических, организационных и иных возможностей предприятия (фирмы). Однако характер этих функций, интенсивность, относительная значимость и степень взаимовлияния могут существенно варьироваться в зависимости от видов поступающих заказов и способов их удовлетворения.

     Производственно-распределительные процессы делят на три категории:

     1) повторяющиеся (циклические) производственные  процессы;

     2) процессы с малым разнообразием  номенклатуры выпускаемых изделий и с большими объемами выпуска (поставки) каждого наименования;

     3) процессы с высоким разнообразием  номенклатуры выпускаемых изделий и с малыми объемами выпуска (поставки) каждого наименования.

     Примером  процесса первого типа является производство и распределение подшипников, электромоторов, проверенных временем и устоявшихся медицинских препаратов, расфасованных по емкостям напитков и т. п.

     В случае, когда речь идет о поставке стандартизованных товаров с  выбором из постоянного ассортимента, используется узкоспециализированное и высокопроизводительное оборудование. Сборка изделий производится с использованием сборочных конвейеров. Поставщики сырья, материалов и комплектующих, как правило, являются постоянными. Персонал также обычно является постоянным, обладает большим опытом и высокой квалификацией.

     Тогда функции анализа рынка сводятся к приведению клиентуры и поставщиков во взаимное соответствие с возможностями фирмы. Все виды запасов могут быть минимизированы. Должностные инструкции персонала всех видов и уровней в основном будут оставаться неизменными. Оперативные функции логистики в этом случае сводятся, как правило, к традиционным задачам управления и слежения за производством, перемещения грузоединиц с помощью различного рода конвейеров и автоматизированных транспортных средств, контроля различных директивных дат и времени выполнения операций. Пребывание изделия в производственно-сбытовой системе очень недолгое.

     В процессах второго типа речь идет о поставке изделий с некоторым  разнообразием их номенклатуры и  значительным объемом выпуска каждого  наименования. Например, производство и поставка различных моделей  автомобильных двигателей для комплектации разных вариантов собираемого автомобиля. Здесь применяется не узкоспециализированное, а специальное технологическое оборудование типа переналаживаемых производственных линий. Персонал имеет более широкую, чем в предыдущем случае, квалификацию. Используются типовые формы наряд-заказов и рабочих инструкций. В этих условиях координационные функции логистики сводятся к определению очередности и объемов запуска заказов, контролю за их выполнением, анализу условий сохранения и расширения круга клиентуры и к контролю за их выполнением, организацией и управлением связей с поставщиками материалов и комплектующих, необходимых для обеспечения выпускаемой номенклатуры.

     Оперативные функции логистики в этом случае формируются исходя из того, что  все запасы и незавершенное производство не могут быть сведены к минимуму. Однако их объемы по отношению к  выходу и поставляемым объемам заказов  невелики. Время пребывания изделия  в производственной системе больше, чем в предыдущем случае, хотя в  абсолютном значении и не очень велико. Скорость движения материального потока от входа к выходу достаточно велика.

     В процессах третьего типа речь идет о позаказном изготовлении и поставке изделий любого наименования. Разумеется, имеются в виду изделия, входящие в специализацию данной производственно-сбытовой системы. Объемы каждого заказа могут быть очень малы. Они могут быть мелкосерийными или даже индивидуального характера. Показательным примером является поставка штампов и пресс-форм для их последующего использования по функциональному назначению. В этих условиях используется универсальное, а не специализированное оборудование. Персонал обладает широкой квалификацией. Объемы запасов и незавершенного производства велики по отношению к выходу. Время пребывания изделия в производственно-сбытовой системе также велико, а скорость движения материального потока от входа к выходу очень небольшая.

     Для выполнения каждого заказа требуются  своя документация и свои должностные  инструкции.

     Координационные функции логистики, определяющие анализ рынка, формирование портфеля заказов, установление оперативных связей в  сфере производства и распределения, прогнозирующие поступление заказов  и др., приобретают особо важное значение.

 

  3 Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом,  
финансами и планированием производства

 

     Планирование, управление, контроль и осуществление  логистической деятельности тесно  переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Зачастую логистическая функция «растаскивается» по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое — содержанием запасов, третье — сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.

     Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции.

     Служба  логистики, взаимодействует с такими службами предприятия, как: маркетинг, планирование производства и финансы6.

     Логистика и маркетинг. Наиболее существенная взаимосвязь у логистики с маркетингом. Выделим следующие задачи, решаемые на производственном предприятии службой маркетинга:

     1. Анализ окружающей среды и  рыночные исследования.

     2. Анализ потребителей.

     3. Планирование товара, определение  ассортиментной специализации производства.

     4. Планирование услуг, оптимизация  рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг.

     Если  первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, то задачи третья и четвертая должны решаться совместно.

     Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость  выпуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все в разрезе нового вида продукции.

     Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для физического распределения строгие рамки требований логистического сервиса. Выполняются эти требования системой логистики. Таким образом, логистику можно рассматривать как инструмент реализации стратегии маркетинга.

     Логистика и планирование производства. Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Соответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока (следовательно и организующая снабжение предприятия), должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей.

     С другой стороны, логистика взаимодействует  с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции.

     Существенной  функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих  в цеха, непосредственно к рабочим  местам и перемещение изготовленной  продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

Информация о работе Концепции и функции логистики