Классификация и характеристика информационных потоков в логистической системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть понятия логистической системы и информационного потока, определить какие виды бывают логистических потоков, а также рассмотреть рекомендации и внедрения информационных логистических систем.
Для выполнения указанных целей необходимо решить задачи:
- изучить теоретические основы информационных потоков;
- изучить как управляется информационный поток;
- проанализировать информационные потоки.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы информационных потоков 6
1.1 Понятия логистической системы и информационного потока 6
1.2 Классификация и характеристика информационных потоков и систем. 8
Глава 2 Управление информационным потоком 15
2.1 Информационное обеспечение в логистике 15
2.2 Обработка логистической информации 19
Глава 3 Анализ информационных потоков 22
3.1 Организация входных потоков информации о книгах (информационный обмен с поставщиками) 22
3.2 Организация внутренних потоков информации (информационное обслуживание сотрудников) 24
3.3 Организация выходных потоков информации (информационное обслуживание покупателей) 26
Заключение 29
Список используемых источников 31

Работа содержит 1 файл

Копия курсач.docx

— 68.17 Кб (Скачать)

     Информационный  поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним  или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

     - опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

     - опережающий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;

     - одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;

     - вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения [4, C. 230].

     Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.

     Информационный  поток характеризуется следующими показателями:

     - источник возникновения;

     -  направление движения потока;

     - скорость передачи и приема;

     - интенсивность потока и др.

     Формирование  информационных систем невозможно без исследования потоков в разрезе определенных показателей. Например, решить задачу оснащения определенного рабочего места вычислительной техникой невозможно без знания объемов информации, проходящей через это рабочее место, а также без определения необходимой скорости ее обработки.

     Управлять информационным потоком можно следующим  образом:

     - изменяя направление потока;

          - ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;

     - ограничивая объем потока до величины пропускной  способности отдельного узла или участка пути.

     Измеряется  информационный поток количеством  обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени.

     Способы измерения количества информации, содержащейся в каком-либо сообщении, изучаются  в раздело кибернетики, который  называется теорией информации. Согласно этой теории за единицу количества информации принята так называемая двоичная единица – бит. При использовании электронно-вычислительной техники информация измеряется байтами. Байт – это часть машинного слова, состоящая обычно из 8 бит и используемая как одно целое при обработке информации в ЭВМ.

     Применяются также производные единицы количества информации: килобайт и мегабайт.

     В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также:

     - количеством обрабатываемых или  передаваемых документов;

     - суммарным количеством документострок в обрабатываемых или передаваемых документах.

     Следует иметь в виду, что помимо логистических  операций в экономических системах осуществляются и иные операции, так же сопровождающиеся возникновением и передачей потоков информации. Однако логистические информационные потоки составляют наиболее значимую часть совокупного потока информации.

     Рассмотрим  в качестве примера структуру  совокупного информационного потока в крупном магазине продовольственных товаров. Основную часть общего объема обращающейся здесь информации (более 50%), составляет информация, поступающая в магазин от поставщиков. Это, как правило, документы, сопровождающие поступающий в магазин товар, так называемые товарно-сопроводительные документы, которые в соответствии с вышеприведенными определениями образуют входящий информационный поток.

     Логистические операции в магазине не ограничиваются получением товаров от поставщиков. Внутримагазинный торгово-технологический  процесс также включает в себя многочисленные логистические операции, которые сопровождаются возникновением и передачей информации, используемой внутри магазина. При этом доля образованной информации, используемой внутри магазина, составляет приблизительно 20%.

     В целом примерно 2/3 общего объема обрабатываемой в магазине информации может составлять информация, необходимая для управления и контроля логистических операций. На производственных предприятиях или предприятиях оптовой торговли доля логистических информационных потоков еще значительнее[4, С.232].

     Информационные  системы в логистике могут  создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а, могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран (рисунок  2). 

     

       

     

     

     

     

Рисунок 2 – Виды информационных систем

     На  уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяют на три группы:

     • плановые;

     • диспозитивные (или диспетчерские);

     • исполнительные (или оперативные).

     Логистические информационные системы, входящие в  разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т. е. техническим, информационным и математическим обеспечением.

     Плановые  информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:

     - создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

     - управление условно-постоянными,  т. е. малоизменяющимися, данными;

     - планирование производства;

     - общее управление запасами;

     - управление резервами и другие  задачи.

     Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:

     - детальное управление запасами (местами  складирования);

     - распоряжение внутрискладским (или  внутризаводским) транспортом;

     - отбор грузов по заказам и  их комплектование, учет отправляемых  грузов и другие задачи.

     Исполнительные  информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п.

     Создание  многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечения, которое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой – высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных   систем управления в сфере логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным условиям.

     В настоящее время создаются достаточно совершенные пакеты программ. Однако применимы они не во всех видах информационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.

     Наиболее  высок уровень стандартизации при  решении задач в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими трудностями адаптировать здесь стандартное программное обеспечение. В диспозитивных информационных системах возможность приспособить стандартный пакет программ ниже. Это вызвано рядом причин, например:

     - производственный процесс на  предприятиях складывается исторически и трудно поддается существенным изменениям во имя стандартизации;

     - структура обрабатываемых данных  существенно различается у разных пользователей.

     В исполнительных информационных системах на оперативном уровне управления применяют, как правило, индивидуальное программное обеспечение.

 

Глава 2 Управление информационным потоком

2.1 Информационное обеспечение в логистике

     Под информационным управлением понимается организация и использование систем информационного обеспечения производственно-хозяйственных процессов на предприятии. Оно базируется на системном подходе, который охватывает все виды деятельности, связанные с планированием и управлением процессами, нацеленными на обеспечение предприятия релевантной информацией. Каждое предприятие должно иметь свою стратегию интеграции информационного обеспечения принятия решений, определяемую паспортными данными изделия, его жизненным циклом и технологией изготовления, выбранным способом обработки данных, средствами передачи информации клиентам и партнерам и другими факторами [5, C.192].

     Чрезвычайно велико значение информационного обеспечения логистического процесса. Подчеркивая самостоятельное значение для эффективного функционирования предприятия управления информационными потоками и ресурсами, многие специалисты выделяют особую, информационную логистику.

     Действительно, в центре эффективного  управляемого материального потока должен находиться эффективно управляемый поток информации. Различают три варианта взаимодействия материальных и информационных потоков, когда информация опережает, сопровождает и поясняет материальный поток после его прохождения.

     Опережение  информационным потоком материального  ставит своей целью устранение узких  мест в производственном процессе. Опережающий информационный поток  во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; опережающий  информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза.

     Сопровождающие, когда одновременно с материальным потоком идет информация о количественных и качественных параметрах материального потока позволяет быстро и правильно идентифицировать товарно-материальные ценности и направить их по назначению.

     Прохождение информационного потока с отставанием  от материального обычно допускается только для оценки последнего. Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству и качеству, разнообразные претензии, подтверждения, информация о взаимных расчетах и т.д.

     Цель информационного обеспечения в логистике заключается в том, чтобы получить возможность управления, контроля и комплексного планирования движения материалов и изделий. Для этого необходимо полный контроль всей массы создаваемой и передаваемой информации. Все более насущной становится проблема непрерывного учета результатов функционирования системы, что способствует оперативному внесению изменений как в построение, так и в реализацию хода производственных процессов и товародвижения. Сегодня преуспевают те компании, которые в состоянии быстрее всех собрать и обработать достоверную информацию (о состоянии финансов и складов, о движении материалов, о ценах у конкурентов и т.д.) и, проанализировав ее, принять то или иное решение, - чтобы не отстать и сыграть на опережение [5, C. 193].

     Превращение параметров и данных в информацию для управления подчиняется определенным принципам. Главным из них является принцип минимального необходимого количества информации, в основе которого лежат принципы универсализации и оптимальной детализации информации. Не менее важным является принцип надежности собираемой информации. Высокая степень случайности возникающих событий часто ведет к неустойчивым показателям, имеющим временный характер, которые могут оказывать хотя и временное, но существенное влияние на величину других показателей. Из динамики и случайной изменчивости современного производства вытекает необходимость соблюдения принципа постоянства сбора производственной и коммерческой информации.

Информация о работе Классификация и характеристика информационных потоков в логистической системе