Эффективность применения логистического подхода в управлении производством ( на примере ОАО «ВАМИН Татарстан»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование влияния логистического подхода, оказываемого на деятельность организации.
Объектом данной курсовой работы является логистический подход как элемент управления материальными потоками предприятия, а предметом – его взаимосвязь с эффективностью деятельности предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
1. Теоретические основы эффективности применения логистического подхода в управлении производством.………………………………… ……….5
1.1. Понятие «управления» и «эффективность управления» предприятием………………………………………………………………..…….5
1.2. Использование логистического подхода для повышения эффективности работы организации……………………………………………………………..8
1.3. Система управления производством ("Тянущие" системы, "Толкающие" системы)………………………………………………......…………………….12
2. Производственная логистика в ОАО «ВАМИН Татарстан»…………….22
2.1. Характеристика ОАО «ВАМИН Татарстан»……………………….…..22
2.2. Анализ деятельности ОАО «ВАМИН Татарстан»……………………..26
2.3. Пути совершенствования деятельности ОАО «ВАМИН Татарстан»….34
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Эффективность применения логистического подхода в управлении производством..doc

— 217.00 Кб (Скачать)

     Как известно, общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное.   Производственная  логистика  рассматривает  процессы, происходящие в сфере материального производства. Структура общественного производства представлена в таблице: 

     Таблица 1.2.1.

     Структура общественного производства.

Общественное  производство
Материальное  производство Нематериальное  производство
Производство  материальных услуг (работ, благ) Производство  материальных благ, увеличивающих стоимость  ранее созданных благ Производство  нематериальных услуг Производство нематериальных благ
 
 

     Задачи  производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие  материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Характерная черта объектов изучения в производственной логистике - их территориальная компактность; их иногда называют "островными объектами логистики".

     Материальные  услуги по транспортировке грузов могут  являться объектом как производственной логистики, в случае использования собственного транспорта для внутрипроизводственного перемещения грузов, так и транспортной, если используется транспорт общего пользования.

     Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие, оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; .узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др. Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро-  и микроуровне.

     На  макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают  в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации  макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т.е. ассортимент и количество выпускаемой продукции.

     Качественная  гибкость внутрипроизводственных логистических  систем может обеспечиваться за счет наличия универсального обслуживающего персонала и способного к переналадке  оборудования.

     Количественная  гибкость также обеспечивается различными способами. Например, на некоторых предприятиях Японии основной персонал составляет не более 20% от максимальной численности работающих. Остальные 80% -временные работники. Причем до 50% от числа временных работников составляют женщины и пенсионеры. Таким образом, при численности персонала в 200 человек предприятие в любой момент может поставить на выполнение заказа до 1000 человек. Резерв рабочей силы дополняется адекватным резервом оборудования.

     На  микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы:

     закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры - обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия

     Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

     - отход от избыточных запасов;

     - отказ от завышенного времени  на выполнение основных и транспортно-складских операций;

     - отказ от изготовления серий  деталей, на которые нет заказа  покупателей;

     - устранение простоев оборудования;

     - обязательное устранение брака;

     - устранение нерациональных внутризаводских  перевозок;

     - превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

     В отличие от логистической традиционная концепция организации производства предполагает:

     - никогда не останавливать основное  оборудование и поддерживать  во что бы то ни стало  высокий коэффициент его использования;

     - изготавливать продукцию как  можно более крупными партиями;

     - иметь максимально большой запас  материальных ресурсов " на всякий  случай".

     Традиционная  концепция организации производства наиболее приемлема для условий "рынка продавца", в то время  как логистическая концепция - для условий "рынка покупателя".

     Когда спрос превышает предложение  можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с  учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому  приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причем чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит.

     Ситуация  меняется с приходом на рынок "диктата" покупателя. Задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делает нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда, необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос. Снижение себестоимости в условиях конкуренции достигается не увеличением размеров выпускаемых партий и другими экстенсивными мерами, а логистической организацией как отдельного производства, так и всей товаропроводящей системы в целом. 
 

1.3. Система  управления производством ("Тянущие"  системы, "Толкающие" системы).

     Для построения интегрированной информационно-управляющей  логистической системы необходимо охватывать весь процесс движения материальных потоков от прибытия на завод сырья и других материалов и до отправления готовой продукции, анализировать всю технологическую цепь предприятия. При построении технической системы каждому агрегату соответствует определенный тип или модель технических средств и элемент системы управления этим агрегатом.

     На  современном предприятии задержка в получении информации о состоянии  производства в течение 1-2 часов  может привести к его остановке. Поэтому требуется непрерывное информационное слежение за ходом производственного процесса и материальных потоков для принятия эффективных управленческих решений.

     В рамках логистической системы реализуется  пять уровней управления:

    • административный   (вышестоящий); 
    • уровень  управления   положением (распределение заказов по средствам погрузки и транспортировки, контроль выполнения заказов по отдельным параметрам, воздействие по упразднению помех и конфликтных ситуаций);
    • уровень выполнения отдельных заказов согласно плану-графику; 
    • оперативный   режим   управления   информационными материальными потоками; управление в режиме реального времени "on line"
    • реализация выполнения плана по отдельным технологическим агрегатам.

     Одним  из  существенных качественных показателей  эффективности производства является продолжительность цикла. Среднюю продолжительность производственного цикла можно выразить через отношение средней величины запасов к средней мощности предприятия, цеха, участка. Для обеспечения максимального уменьшения продолжительности производственного цикла необходимо обеспечить синхронизацию ритмов (параллельность), например, поступление заготовок и выпуск готовой продукции. Поставка заготовок к рабочим местам организуется по четкому графику. Для достижения высокой производительности, ритмичности и снижения уровня запасов нежелательно на одном производственном участке планировать заказы с большим различием продолжительности цикла. Для гармонизации производства, сокращения времени производственного цикла и снижения запасов крупные заказы рекомендуют делить на части. Для уменьшения средней продолжительности производственного цикла должна быть реализована дисциплина обслуживания в порядке поступления заявок.

     Существует  два варианта управления материальными  потоками в рамках внутрипроизводственной системы, между которыми имеется принципиальное различие. Один из вариантов основан на так называемой толкающей логистике, второй - на логистике цели. Толкающая логистика реализуется системой МРП, а логистика цели - системой "Канбан".

     "Тянущие" системы.

     Особое  внимание на Западе уделяется сокращению времени и издержек обращения, связанных  с характером производственных процессов. Фирмы стремятся к минимизации  материальных запасов.

     Благодаря широкому внедрению гибких производственных систем в наиболее развитых странах появилось больше возможностей оптимизировать товаропотоки и создать гибкие цехи производства, где подача необходимых комплектующих изделий и полуфабрикатов осуществляется роботами и передвижными устройствами, управляемыми дистанционно. Они   также направлены на минимизацию материальных запасов.

     Новая концепция оценки производственных фондов зародилась в конце 70-х годов  в Японии. Основные ее черты можно  сформулировать следующим образом:

     1) любое предприятие должно иметь  производственные основные и оборотные фонды, но роль каждой из названных частей неодинакова;

     2) каждое предприятие должно иметь  запасы, главной частью этих запасов  являются резервы производственных  мощностей, которые могут быть  реализованы сразу же, по мере  возникновения надобности в них;

     3) запасы сырья и материалов  иметь сверх минимума нерационально;

     4) центральное место на пути  совершенствования производства  должна занимать работа по  сокращению запасов.

     Японскую  систему управления запасами, функционирующую  на описанной основе, часто называют системой "Ноль запасов". Эта система предполагает наличие минимального запаса материальных ресурсов у фирмы-потребителя и содержание максимального запаса у фирмы-производителя.

     Целевая логистика, в рамках которой непосредственно реализуется принцип системы "Канбан" - "точно в срок" (ТВС), основывается на управлении материальными   потоками   в   зависимости   от  фактической   загрузки производственных ячеек. Она носит название "тянущей".

     В первом случае каждый технический агрегат имеет информационные и управляющие связи с центральным органом управления; во втором - управляющее

     воздействие центрального органа прилагается только к последнему агрегату логистической  системы на выходе готового продукта, и информационные связи, сигнализирующие о состоянии технологических агрегатов, направляются от выхода ко входу технологической цепи. Активность предыдущих блоков логистической цепи проявляется лишь тогда, когда на следующей ступени уровень запаса материалов достигает минимального значения. Эти связи обеспечивают реализацию тянущего принципа функционирования логистической системы. Система "Канбан" позволяет выпускать продукцию высокого качества с минимальными запасами. Это существенно повышает ее конкурентоспособность, особенно на внешних рынках.

     "Канбан" представляет собой прямоугольную  карточку в пластиковом конверте. Используются два вида карточек: карточка отбора и карточка  производственного заказа. В карточке  отбора указывается количество  деталей, которое должно быть  взято на предшествующем участке обработки, в то время как в карточке производственного заказа указано количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующем участке. Эти карточки циркулируют как внутри заводов, так и между фирмами-поставщиками. Они содержат информацию о количестве необходимых деталей, обеспечивая функционирование производства по системе " точно вовремя" (ТВС). "Канбан" является   информационной   системой,   обеспечивающей   оперативное регулирование количества производимой продукции на каждой стадии производства.

Информация о работе Эффективность применения логистического подхода в управлении производством ( на примере ОАО «ВАМИН Татарстан»)