Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:47, доклад
В настоящее время русский этнос перешел в инерционную фазу этногенеза. Это то состояние, когда нация начинает активно использовать наколенную в прошлом культуру и знания во всех сферах жизнедеятельности. Пребывая в этой фазе народы Западной Европы сумели стать лидером в мировом экономическом процессе. Однако, Россия вступила в XXI век в состоянии, когда страна не имеет результативного предпринимательства, одобренного национальной культурой. Качественный скачок может вообще не состояться если политическое руководство страны не будет учитывать характер нынешней глобализации не отыщет в этом процессе место, достойное России как отдельного культурно-исторического мира.
Первым занялся этой проблемой Леон Батист Альберти в трактате «О семье».
Меркантилисты определили нормы поведения предпринимателя: знание дела и пополнение опыта, предусмотрительность и осторожность, соблюдение порядка, бережливое отношение к людям и времени, забота о своей репутации и т.д.
Б. Франклин дал этическим нормам денежную оценку. Деньги, по его мнению, были одновременно мерилом успеха и условием добродетели.
Р. Кантильон считал, что предпринимателей отличает готовность идти на риск.
А. Смит определил предпринимателя как собственника капитала, взявшего на себя риск ведения хозяйства.
А. Маршалл охарактеризовал предпринимателя такими качествами, как рассудительность, ловкость, изобретательность, точность, целеустремленность. Вознаграждением за труд предпринимателя являлась управленческая прибыль.
Ж.-Б. Сэй сфокусировал внимание на функции менеджера, а не на функции собственника капитала. Он полагал, что главная функция предпринимателя – принятие решений.
Й. Шумпетер напротив ведущей функцией предпринимателя считал новаторство. Предприниматель – это агент, реализующий новые факторы производства.
Позже с появлением противоречий между трудом и капиталом проблемой предпринимательства занялась и социология, так как политическая экономия не могла разрешить возникшие споры. Хозяйственное поведение переосмыслилось через призму моральных норм.
В. Зомбарт составил типологию предпринимателя капиталистического типа. Начальная стадия – разбойники, феодалы, вступившие на путь коммерции, и государственные чиновники, насаждавшие торговые компании. Вторая стадия – спекулянты, купцы, ремесленники. Завершающая стадия – совокупность всех перечисленных типов.
Так называемые «новые русские» имеют реальных исторических прототипов. Их предшественниками были «новые англичане», молодые американцы», т.е. люди с низкой культурой и криминальным менталитетом. Таким образом понятие «дикий рынок» и «цивилизованный рынок» достаточно условны. Чем больше стремление разбогатеть любой ценой, тем выше норма прибыли, а следовательно и больше готовность нарушить закон.
М. Вебер вышел на природу духа капитализма. Он различал нерациональное и рациональное поведение. Последнее в свою очередь отличают особые морально-этические ценности. Мощный стимул для формирования предпринимательского духа исходил из религиозной сферы через Beruf (предназначение). Beruf определяет предпринимательство как угодное Богу дело.
Научные исследования предпринимательства позволили сделать вывод, что социальный тип предпринимательства создается конкретной культурой, в которой он органичен. Его нельзя переносить на другую культурную почву.
3.2.Потоки свободы и берега необходимости
Каждый предприниматель сам себя создает и реализует в хозяйственной жизни. Проявление сущности предпринимателя через единство двух начал означает, что каждое сотворенное им начало должно стать частью органичного целого.
Возможны два варианта реакции внешней среды на явление из двух начал:
Данные эффекты не имеют денежной
оценки. Они проявляются через
общественное мнение в нравственном
одобрении и моральной
В результате длительного естественного отбора вырабатывается социальный тип предпринимательства, соответствующий экономической культуре данного общества. Оно несет в себе как общие признаки (вид трудовой деятельности), так и особенные черты (национальные, культурные, хозяйственные).
Различают два типа хозяйственного поведения:
На Руси с ее неблагоприятными климатическими условиями, неравномерной заселенность, огромной территорией предпринимательство приобрело особенные черты:
Западный человек исходил из
понятия одной земной жизни, поэтому
стремился реализоваться
ГЛАВА 4. ИСТОЧНИК ЭВОЛЮЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
4.1.Отрасль народного благосостояния
В эволюции русского общества и государства роль объединяющего начала всегда выполняла хозяйственная деятельность, которая формирует соответствующей формы всеобщую зависимую связь. Торговля объединяет интересы всех хозяйствующих субъектов, способствует этой связи и проверяет ее на прочность.
Когда торговля выделилась в особый вид деятельности, людей, профессионально занимающихся торговым промыслом, стали называть купцами. Торговое дело почиталось на Руси издревле. Учение о торговле как отдельная наука сложилась во второй половине XIX столетия, когда произошел поворот российского общества к собственной культуре, сложились национальные формы организации труда и хозяйства.
Торговля не только способствует материальному
процветанию. Развитие торговли и укрепление
государственности
Польза, протекающая от торговли, касается каждого гражданина и общества в целом. В торговле принимает участие всякий или в виде покупателя, или в виде продавца. Польза состоит:
Промышленность и торговля – побудители образованности и просвещения.
Потребность в образовании – объективна, она исходит из самой природы торговой деятельности. Образованность торговца предполагает усвоение ряда наук и практического опыта. Просвещение следует за образованностью.
Спрос и предложение товара – две составляющие торговли. Спрос подразделяли:
Толкование понятия «торговое предпринимательство» исходит из общих положений русской философии хозяйства: 1) приоритета нравственного начала (торговая деятельность способствовала выработке у предпринимателя уважительного отношения к честности и порядочности); 2) восприятие народного богатства как состоящего из двух начал (накопление материального богатства и духовного богатства). Учение о торговле придало ее положительным качествам обоснование и конкретность.
4.2.Масштаб доверия
Все действия торговца оцениваются по масштабу доверия. Высший руководящий принцип торгового законодательства состоит в охране честности.
Воспитание нравственного
Процесс образования протекает по двум линиям, которые могут и не пересекаться: обучение и просвещение. Обучение направлено на профессиональную выучку. А просвещение – на запуск в человеке механизма саморазвития, на расширение его сознания.
Нынешнее состояние мировой системы образования в целом характеризуется как глубочайший кризис. Причина кризиса – разрыв образования с системой нравственных ценностей. В результате система образования оказалась неспособной решать свою главную задачу – воспитание нравственного человека, носителя высокой духовности.
Сотрудничество в сфере
История свидетельствует, что межстрановая интеграция может быть успешной лишь при соблюдении определенных условий:
4.3.Учение о торговой деятельности
Причиной возникновения
Происхождение торговли обусловлено
тем, что она содействует
Для учения об организации торговли решающее значение имеют правильно очерченная задача и вытекающее из нее определение торговли.
Основы учения о торговой организации
закладывались в последней
Центральны пунктом науки о торговле стала наука о торговом предприятии. Оно представляет собой организацию труда и средств, служащую для обращения торгового капитала.
Торговля изучалась в двух плоскостях:
1) с точки зрения народного хозяйства
торговля исследовалась во времени,
пространстве и идейно как соединение
отдельных хозяйственных
На стадии ремесленной торговли и рыночных связей между городом и сельским хозяйством денежное хозяйство начинает вытеснять натуральное. С укрепление денежного хозяйства возникают предпосылки расширения городского хозяйства на всю страну. Появление торговца, выполняющего функцию посредника, вызвано расширением замкнутого домашнего хозяйства в городское, городского в национальное, национальное в мировое. Торговля связывает конечные звенья хозяйства в сфере производства и потребления, которые вследствие разделения труда зависят друг от друга. Торговле приходится преодолевать тройное разделение:
Торговля действительная или активная та, «какую производит какой-либо народ самостоятельно, не прибегая к посредству иноземных купцов, и тогда, когда ценность вывоза товаров превышает ценность привоза»
Торговля страдательная или пассивная. «Торговля, какую производит какой-либо народ через посредство иноземных купцов, и когда ценность вывоза его произведений уступает ценности привоза».
Итак, внешняя торговля рассматривалась как форма перераспределения богатства между странами.
В отечественной литературе XIX столетия прежде всего выделяли четыре рода торговли:
4.4.Пространство коммерческой деятельности
Пространство коммерческой деятельности
постоянно пребывает в