Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:25, реферат
Компания ОАО "РЖД" является крупнейшим системообразующим элементом российской экономики, важнейшим звеном транспортной системы страны, осуществляющим более 40% грузооборота и свыше 35% пассажирооборота транспорта общего пользования в России.
Проводимые в настоящее время структурные преобразования железнодорожного транспорта коренным образом меняют механизмы управления процессами его функционирования.
Во исполнение поручений Президента
Российской Федерации, Советом директоров
ОАО «РЖД» определены приоритеты
инновационного развития Компании. Совместно
с Российской академией наук актуализированы
Стратегические направления научно-
На их основе утверждена Стратегия инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года, в рамках которой определены двенадцать ключевых направлений. Они реализуются на основании утвержденной в 2011 году Программы инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 г.
Перечень этих направлений таков:
– система управления перевозочным процессом и транспортная логистика;
– инфраструктура;
– подвижной состав;
– система управления и обеспечения безопасности движения поездов;
– повышение надежности работы и увеличение эксплуатационного ресурса технических средств;
– высокоскоростное движение и инфраструктура;
– корпоративная система
– повышение экономической
– повышение энергетической эффективности основной деятельности;
– охрана окружающей среды;
– система технического регулирования;
– внедрение инновационных
Программа инновационного развития ОАО «РЖД» содержит комплекс мероприятий, направленных на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, а также мер, стимулирующих инновационное развитие ключевых отраслей промышленности Российской Федерации. В ней предусмотрено: увеличение финансирования НИОКР, внедрение инновационных образцов железнодорожной техники и обеспечение процесса локализации производства.
Важная роль в Программе отведена вопросам подготовки кадров, воспитания молодежи, обеспечения непрерывного образования.
Реализация Программы требует постоянного участия ОАО «РЖД» в процессе модернизации, разработке, а также в закупке новейшей продукции и технологий.
При этом следует отметить, что
в современных рыночных условиях
преимущество отдается тем продуктам,
которые в наибольшей степени
соответствуют интересам
Программа реализуется в тесном
научно-техническом
В настоящее время ОАО «РЖД» активно сотрудничает в сфере исследований и разработок с такими крупными компаниями, как ОАО «Роснано», ОАО «Трансмашхолдинг», ОАО «Синара – Транспортные машины», «Сименс АГ» (Германия), «Кнорр-Бремзе Систем» (Германия), «Альстом» (Франция), «Финмекканика» (Италия), SKF (Швеция) и «Татравагонка» (Словакия).
В Компании сформирована структура и внедрена корпоративная система управления инновационной деятельностью. В аппарате управления ОАО «Российские железные дороги» и на местах определены ключевые руководители и центры компетенций, обеспечивающие полный цикл внедрения инновационных проектов от определения стратегических направлений и целевых параметров развития до получения новых продуктов и оценки их результативности.
Это позволяет планомерно двигаться в заданном направлении и достигать поставленных целей.
Несмотря на проведенные в последние
годы мероприятия по обновлению подвижного
состава и реконструкции
В связи с этим считаем, что в условиях устойчивого роста объемов перевозок создание и внедрение инновационных технологий является единственным путем для повышения эффективности железнодорожного бизнеса, значимости и конкурентоспособности железных дорог.
Инновационная деятельность Компании
многогранна и охватывает практически
все сферы ее деятельности, она
интегрирована в бизнес-
Компания выступила
Мероприятия Программы в области
создания и внедрения инновационной
продукции включают как планы
НИОКР, так и трансфер передовых
технологий. Совместные разработки ОАО
«РЖД» с зарубежными и
При этом локализация производства
признана перспективным путем
Но локализацию производства не
следует смешивать с «
Успешно реализуются совместные проекты российских производителей с иностранными партнерами в области разработки и производства инновационного подвижного состава. Среди них следует отметить сотрудничество Группы «Синара» с компанией «Сименс АГ», ЗАО «Трансмашхолдинг» с компанией «Альстом». Наряду с задачами повышения энергетической эффективности важная роль отведена решению экологических проблем работы железнодорожного транспорта. В Компании разработана и реализуется Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года.
Природоохранные мероприятия в Компании выполняются в рамках ежегодно реализуемых инвестиционных проектов «Обеспечение экологической безопасности», «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте», а также технического перевооружения ОАО «РЖД».
С момента создания Компании, за период 2003–2011 годы, только по целевому, ежегодно реализуемому инвестиционному проекту «Обеспечение экологической безопасности» на мероприятия по охране окружающей среды израсходовано более 3,9 млрд. рублей. В рамках проекта по внедрению ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте и на техническое перевооружение, ежегодно на экологическую составляющую приходится более 1 млрд рублей. А в 2011 году затраты на природоохранные мероприятия составили более 1,9 млрд рублей.
Реализация природоохранных мероприятий за период 2008– 2011 годы по сравнению с базовым 2007 годом позволила сократить выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников на 43%, сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты – на 21%, образование отходов – на 34%.
В качестве примера комплексного
подхода к решению вопроса
экологического развития, энергосбережения
и снижения энергоемкости транспортной
инфраструктуры можно привести реализацию
концепции «Умный вокзал». Пилотным
проектом является модернизация железнодорожного
вокзала в городе Анапа, где должно
быть реализовано снижение потребления
энергоресурсов более, чем на 50%. Это
соответствует максимальному
В названной концепции
заложены не только самые современные
технологии энергосбережения (питание
от солнечных батарей, светодиодная
техника, кондиционирование воздуха
за счет использования альтернативных
источников энергии), но и инновационные
решения в области
В конце июля в Анапе завершился пилотный проект по установке на здании железнодорожного вокзала системы солнечных модулей. На сегодняшний день на крыше вокзала в Анапе разместились 560 модулей солнечных батарей общей мощностью 70 кВт. В результате использования системы солнечных модулей вокзал в дневное время является энергонезависимым от общего электроснабжения.
Практическая реализация положений «Стратегии инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года» несомненно позволит Компании достичь главной цели: занять лидирующие позиции на рынке транспортных услуг как внутри страны, так, со временем, и на международных магистралях.
[
Список литературы: