Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:15, реферат
Практика показывает, что логистический подход к транспортным процессам за последнее десятилетие коренным образом изменился, что управление грузоперевозками стало одной из высокоприбыльных и развитых сфер экономики и бизнеса. Это стало возможным благодаря новым хозяйственным отношениям, которые возникли между владельцами грузов, перевозчиками и транспортно-экспедиторскими компаниями на основе новейших информационных технологий.
4.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ
Введение
Практика показывает, что логистический подход к транспортным процессам за последнее десятилетие коренным образом изменился, что управление грузоперевозками стало одной из высокоприбыльных и развитых сфер экономики и бизнеса. Это стало возможным благодаря новым хозяйственным отношениям, которые возникли между владельцами грузов, перевозчиками и транспортно-экспедиторскими компаниями на основе новейших информационных технологий.
Время
и качество становятся самыми критическими
факторами в системе транспортной логистики.
«Все транспортные операции должны подчиняться
важнейшему требованию логистики – доставке
«точно в срок» с обеспечением сохранности
груза. Поэтому возникают вопросы взаимодействия
между перевозчиком, логистическим оператором
и потребителем транспортных услуг на
базе информационных ресурсов интегрированной
логистики.
Информационные
потоки и логистическая
информационная система
Информационное обеспечение в транспортной логистике играет одну из ключевых ролей. Поэтому менеджеры и специалисты должны уметь вырабатывать управленческие решения по его внедрению и развитию и применять их в масштабе предприятия или транспортно-логистической сети.
Основным
побудительным мотивом
Классики интегрированной логистики Д. Бауэрсокс и Д. Клосс, справедливо подчеркивают: «Фирмы с передовыми логистическими системами считают, что дешевле с помощью информации искать оптимальные решения, чем осуществлять неоптимальное перемещение запасов».
Управление данными в ЛИС обеспечивает все виды операций, необходимых для исполнения заказов по транспортировке грузов, контроля за операциями и оценки их эффективности. В результате ИОТЛ формируется два информационных потока:
1) планирование и координация производственной, транспортной деятельности и размещение запасов;
2) оперативная деятельность, связанная с управлением транспортированием и грузопереработкой.
В ЛИС весь ход подготовки и принятия решений является процессом переработки информационного потока. Различают три варианта взаимодействия транспортных и информационных потоков: информация опережает, сопровождает, поясняет транспортно-материальный поток.
Опережение материального потока информационным ставит своей целью устранение узких мест в логистическом процессе. Опережающий информационный поток во встречном направлении содержит сведения о заказе, в прямом направлении – предварительное сообщение о предстоящем прибытии груза.
Сопровождение, когда одновременно с транспортным потоком идет информация о количественных и качественных параметрах, позволяет быстро и правильно идентифицировать грузы и направить их по назначению.
Отставание информационного потока от транспортного обычно допускается только для пояснения и оценки последнего. Вслед за транспортным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству и качеству, претензиях и взаиморасчетах.
Цель ИОТЛ заключается в том, чтобы получить возможность эффективного управления, контроля и комплексного планирования движения транспортно-материального потока. Все более насущной становится проблема непрерывного учета результатов функционирования системы, что способствует оперативному внесению изменений как в построение, так и реализацию хода интегрированного процесса «поставка – транспортировка».
Информационный
процесс с помощью
§ транспортировка потоков информации внутри ЛИС;
§ накопление информации и хранение данных в базе знаний;
§ фильтрация потока – избирательная переработка одних и «фильтр» других информационных данных и сопровождающих документов;
§ объединение и разделение информационных потоков в структуре ЛИС и сетях коммуникаций;
§ различные элементарно-информационные преобразования (копирование, тиражирование информации, обработка и систематизация данных, поиск и выдача информации, создание информационных моделей) и управление информационным потоком;
§преобразование информации, связанной с осуществлением логистических операций.
В этой связи ИОТЛ должно соответствовать следующим основным требованиям:
§ системность обслуживания с учетом характера деятельности потребителей, решаемых ими задач при управлении транспортно-логистическими процессами, качественном удовлетворении информационных потребностей;
§ надежность обслуживания, что предполагает обеспечение информацией логистических менеджеров и участников транспортно-логистических цепочек в нужные сроки и в наиболее удобном для них виде;
§ полнота информационного обслуживания выполняемых процессов (операций) и доведение необходимой информации до конкретного потребителя;
§ дифференцированность, состоящая в том, что каждый потребитель индивидуально обеспечивается информацией, которая способствует решению поставленных задач.
Структура развития логистических услуг еще несовершенна. По опубликованным данным Института товародвижения и конъюнктуры оптовых рынков (ИТКОР) в России сложилась следующая структура оплаты логистических услуг (%):
§ приемка продукции и ответственное хранение – 16,8;
§ производственные услуги – 36,0;
§ консалтинговые услуги – 0,2;
§ информационные услуги – 0,4;
§ транспортно-
§ прочие услуги – 13,0.
Информационные
ресурсы интегрированной
Рис. 1. Информационные ресурсы транспортной логистики
В транспортной логистике информация является одним из ключевых факторов конкурентоспособности. Конкурентоспособность ТЛП обеспечивает такая ЛИС, которая способна обеспечить информационную поддержку:
§ базовых логистических операций;
§ управленческого контроля;
§ анализа оперативных и стратегических решений.
ЛИС для эффективного обслуживания ТЛП должна иметь такие качества, как:
§ доступность – простота и легкость доступа к логистической информации;
§ точность – информация должна точно отражать текущие операции,
§ динамичность – изменение процессов при выполнении заказов, консолидации грузов при грузоперерабоке в транспортных терминалах;
§ своевременность - информация измеряется промежутком времени между моментом, когда происходит событие, и моментом, когда оно находит отражение в ЛИС;
§ возможность сосредоточить внимание на наиболее трудных и не поддающихся автоматизации процессов и решений;
§ гибкость – структура информационной системы должна предусматривать ее совершенствование и настройку на нужды клиентов;
§ эффективность оформления отчетных данных – экраны ПК и отчеты должны содержать нужную информацию в удобной форме.
На рис. 2 представлена иерархическая структура ИОТЛ, которая содержит пять уровней. На первом (нижнем) уровне ЛИС функциональная система непосредственно обслуживает транспортно-логистические сделки и операции. Она включает прием заказа, распределение запасов, консолидацию грузов, сам процесс транспортировки (отправка и доставка), предоставление информации клиентам о ходе выполнения заказа. Весь функциональный цикл заказа управляется с помощью оперативной информации. Учитывая большой поток данных и операций, существенное значение имеет производительность информационных систем.
На втором уровне осуществляется логистическая координация входящих и исходящих потоков. Подсистема учитывает ограничения и загрузку транспортных мощностей, взаимоувязку производственных, складских и транспортных ресурсов, а также потребности производства и снабжения.
На уровне «Управленческий контроль» (третий уровень) происходит оценка результатов функционирования ТЛП. На основе полученных результатов менеджер по логистике осуществляет оценку экономической эффективности, уровня сервиса и качества предоставленных транспортных услуг, пропускной способности системы и др.
На уровне «Анализ решений» (четвертый уровень) происходит анализ и оценка всех возможных последствий для всей логистической системы. Стандартные объекты анализа:
§ маршруты и графики движения транспортных средств;
§ стратегический анализ и управление затратами;
§ управление запасами;
§ конфигурация логистической сети;
§ интеграция
(использование) логистических посредников
в цепочке поставки и транспортировки.
Рис. 2. Иерархическая структура информационного обеспечения логистического предприятия (интегрированная модель)
Ценность четвертого уровня определяют его характеристики. Он способствует проверке и настройке программы системы на любой период времени. Блок «Анализ решений» осуществляет координацию логистических функций на основе аналитической обработки информации, проводит в жизнь планы, намеченные в ходе стратегического планирования. Его ключевая роль – функция «переключения» режима ускорения или замедления темпов развития ТЛП, «слежения» за стратегической целью. Именно четвертому уровню принадлежит исключительная роль в аналитической поддержке реализации всего логистического потенциала и ресурсов участников ТЛП.
Последний
(пятый) иерархический уровень «
§ с развитием рыночных возможностей;
§ созданием стратегических альянсов;
§ стратегией логистического менеджмента.
Для
стратегического планирования требуется
информация, поступающая от предыдущего
уровня системы. Она поступает через
фильтр «Анализ решений» и находит отражение
в хозяйственных планах на основе опенки
и сопоставления альтернативных стратегий.
Инфраструктура
логистической информационной
системы
Материально-
Технологическое оборудование составляют ПК, содержащие устройства хранения информации и устройства ввода/вывода данных. Другой блок – программное обеспечение (ПО), содержащее системные и прикладные программы. Этот блок обеспечивает информационную поддержку системы обслуживания сделок и операций, координацию трэкспортно-материальных потоков, стратегическое управление и др. Материально-технологическая база ЛИС позволяет обеспечить:
Информация о работе Информационное обеспечение транспортной логистики