Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 07:59, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы заключается в выборе наилучших вариантов поставщиков для розничного торгового предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить принципы отбора критериев;
- рассмотреть классификацию критериев;
- изучить методы оценки критериев;
- произвести оценку поставщиков по выбранным критериям;
- выбрать наилучший вариант поставщиков для предприятия.
Введение 3
1 Понятие критерия……………………………………………………..…….4
1.1 Принципы отбора критериев………………………………………...…4
1.2 Классификация критериев отбора поставщиков 4
1.3 Методы оценки критериев……………………………………………...7
2 Описание предприятия и его источников поставок 16
2.1 Описание предприятия 16
2.2 Источники поставок 16
3 Оценка поставщиков………………………………………………………17
Заключение 233
Список использованных источников 2
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный
технический
университет»
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра маркетинга
и коммерции
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Коммерческая логистика»
Формирование
критериев выбора поставщика
Студент группы
7КОб
Преподаватель
2010
Процесс закупки представляет собой цепочку взаимосвязанных действий, начиная от выявления собственных потребностей в материальных ресурсах и заканчивая реальным поступлением требуемых товаров в нужном количестве с соблюдением требуемого уровня качества. И в этой логистической цепи одной из основных проблем в управлении закупками материальных ресурсов является проблема выбора поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков схожих материальных ресурсов, но главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером розничного торгового предприятия в реализации его стратегической стратегии.
Объектом исследования данной курсовой работы является розничное торговое предприятие, для которого производится оценка поставщиков и их выбор.
Предмет работы – критерии выбора поставщика.
Основная цель данной курсовой работы заключается в выборе наилучших вариантов поставщиков для розничного торгового предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
изучить принципы отбора
- рассмотреть классификацию критериев;
-
изучить методы оценки
- произвести оценку поставщиков по выбранным критериям;
-
выбрать наилучший вариант
1 Понятие критерия
1.1 Принципы отбора критериев
Прежде чем осуществлять выбор поставщиков, необходимо выяснить по каким критериям они будут оцениваться.
Как правило, при выборе поставщика используют два основных критерия:
-
стоимость приобретения
- качество обслуживания.
Стоимость приобретения включает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость, к которой можно отнести, например, изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности фирмы [1].
Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуг и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течении заданного промежутка времени и вне зависимости от недопоставок, которые могут возникнуть, нарушений сроков доставки. Надежность оценивается через вероятность отсутствия заказа в удовлетворении заявки потребителя. В отдельных случаях качество обслуживания, а также отдельные условия поставки не отражаются на цене приобретения.
1.2 Классификация критериев отбора поставщиков
Критерии оценки и отбора поставщиков материальных ресурсов зависят от требований потребителей логистической системы и могут быть различными. Обычно их три - четыре, в отдельных случаях их может быть более 60. В то же время независимо от специфики отрасли, размера предприятия, особенностей производства важнейшими критериями в процессе оценки и отбора согласно требованиям закупочной логистики являются следующие [4].
1. Надежность снабжения.
2.
Качество поставляемой
3. Приемлемая цена.
4. Удаленность генератора материальных потоков от потребляющей логистической системы.
5. Сроки выполнения текущих и экстренных заказов.
6.
Способность обеспечить
7. Психологический климат в трудовом коллективе поставщика.
8.
Организация управления
9.
Кредитоспособность и
10. Репутация и роль в своей отрасли.
11. Имидж.
12. Оформление товара (упаковка).
13. Наличие резервных мощностей у источника поставки.
Майклом Р. Линдерсом и Харольдом Е. Фироном предлагается другая шкала критериев (критерии расположены в порядке приоритета).
1. Качество продукции.
2. Своевременность доставки (на основе фактов соблюдения или несоблюдения ими сроков поставок).
3. Цена (сравнение реальной цены с желаемой или с минимальной) у других поставщиков.
4. Обслуживание (качество технической помощи, отношение поставщика и время ответа на просьбы о помощи, квалификация обслуживающего персонала и т. д.).
5.
Повторные предложения по
6.
Техническая, инженерная и
7. Оценка дистрибьюторских возможностей (если поставщик выполняет функцию дистрибутора).
8. Детальная оценка финансов и управления.
Указанная шкала критериев используется большинством зарубежных фирм-производителей продукции при выборе (или предварительном отборе) поставщиков материальных ресурсов.
Обобщение рассмотренных подходов позволяет выделить главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщика [2]:
1.
Качество продукции. Относится
к способности поставщика
2. Надежность поставщика (честность, отзывчивость, обязательность, заинтересованность в ведении бизнеса с данной компанией, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки и сроков поставки).
3.
Цена. В цене должны учитываться
все затраты на закупку
4. Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников. Необходимо соблюдать мнения о качестве технической помощи, отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, квалификации обслуживающего персонала.
5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Поставщики, предлагающие выгодные условия платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избежать многих проблем снабжения.
Как
показывает практика, системе установленных
критериев может
Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.
1.3 Методы оценки критериев
Выбор поставщика осуществляется с применением различных экспертных методов. Однако анализ теории и практики управления закупочной деятельностью показывает, что вне зависимости от применяемого метода необходимо соблюдать алгоритм выбора наилучшего поставщика, показанного на рисунке 1 [11].
Рисунок 1 - Алгоритм выбора наилучшего поставщика
Выбор
поставщиков, осуществляемый по итогам
выполнения уже заключенных договоров
поставки, может применяться метод, основанный
на расчете интегральных оценок деятельности
каждого претендента [11]. Расчет интегральных
оценок предлагается производить с помощью
формулы, позволяющей объединить оценки
по трем критериям, а именно цене, качеству
и надежности:
,
(1)
где Иi – интегральная оценка деятельности i-го претендента;
- средний темп роста цен на товары, предлагаемые i-м претендентом;
Wц – коэффициент весомости критерия «цена»;
Тiн.к – темп роста поставок товаров ненадлежащего качества, производимых i-м претендентом;
Wн.к – коэффициент весомости критерия «качество»;
- темп роста среднего периода запаздывания поставок от i-го претендента;
Wн.п
– коэффициент весомости критерия «надежность».
Расчет среднего темпа роста цен должен учитывать динамику цен на отдельные виды товаров, поставляемых от соответствующего претендента [1].
Таким
образом, анализ ценовой политики претендента
можно производить с помощью выражения:
,
где - цена j-й разновидности товара, поставленного i-м претендентом в отчетном периоде;
- цена j-й разновидности товара, поставляемого i-м претендентом в
базисном периоде;
-доля j-й разновидности товара в общем объеме поставок,
организованных от i-го претендента в течении отчетного периода;
l – общее
количество разновидностей закупаемых
товаров.
Темп
роста поставок товаров ненадлежащего
качества характеризует изменение
доли товаров, в отношении которых были
оформлены претензии:
,
где - доля товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок, произведенных i-м претендентом в течение отчетного периода времени;
- доля товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок,
произведенных
i-м претендентом в течение базисного периода
времени.
Темп роста среднего периода запаздывания
может быть вычислен по следующей формуле:
Информация о работе Формирование критериев выбора поставщика