Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:55, реферат
Среди множества логических законов логика выделяет четыре основных, выражающих коренные свойства логического мышления – его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Это законы тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Они действуют в любом рассуждении, в какой бы логической форме оно ни протекало и какую бы логическую операцию ни выполняло.
Введение …………………………………………………………….…...……..3
1.Содержание и формы логических законов………………………………....4
1.1 Закон тождества…………………………………………………………….4
1.2 Закон противоречия………………………………………………..……….5
1.2.1 Контактные и дистантные противоречия…………………….……...…6
1. 2.2 Явные и неявные противоречия………………………………………..7
1.2.3 Мнимые противоречия………………………………………….……….7
1.3 Закон исключенного третьего……………………………………………..8
1.4 Закон достаточного основания…………………………………………….9
2. Логика и мышление…………….…………………………………...………13
3. Предмет формальной логики…………………………………………….....17
Заключение………………………………………………………………….….20
Список литературы………………………………………….…………………21
Благодаря развитию научных знаний человек все шире использует в качестве основания своих мыслей опыт всего человечества, закрепленный в законах и аксиомах науки, в принципах и положениях, существующих в любой области человеческой деятельности.
Истинность законов, аксиом подтверждена практикой человечества и не нуждается поэтому в новом подтверждении. Для подтверждения какого – либо частного случая нет необходимости обосновывать его при помощи личного опыта. Если, например, нам известен закон Архимеда (каждое тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость), то нет никакого смысла погружать в жидкость какой – либо предмет, чтобы выяснить сколько он теряет в весе. Закон Архимеда будет достаточным основанием для подтверждения любого частного случая.
Благодаря науке, которая в своих законах и принципах закрепляет общественно – историческую практику человечества, мы для обоснования наших мыслей не прибегаем всякий раз к их проверке, а обосновываем их логически, путем выведения из уже установленных положений.
Таким образом,
достаточным основанием какой –
либо мысли может быть любая другая,
уже проверенная и
Если из истинности суждения a следует истинность суждения b, то a будет основанием для b, а b – следствием этого основания.
Связь основания и следствия является отражением в мышлении объективных, в том числе причинно – следственных связей, которые выражаются в том, что одно явление (причина) порождает другое явление (следствие). Однако это отражение не является непосредственным. В некоторых случаях логическое основание может совпадать с причиной явления (если, например, мысль о том, что число дорожно-транспортных происшествий увеличилось, обосновывается указанием на причину этого явления – гололед на дорогах). Но чаще всего такого совпадения нет. Суждение «Недавно был дождь» можно обосновать суждением «Крыши домов мокрые»; след протекторов автомобильных шин – достаточное основание суждения «В данном месте прошла автомашина». Между тем мокрые крыши и след, оставленный автомашиной, - не причина, а следствие указанных явлений. Поэтому логическую связь между основанием и следствием необходимо отличать от причинно – следственной связи.
Обоснованность – важнейшее свойство логического мышления. Во всех случаях, когда мы утверждаем что – либо, убеждаем в чем – либо других, мы должны доказывать наши суждения, приводить достаточные основания, подтверждающие истинность наших мыслей. В этом состоит коренное отличие научного мышления от мышления ненаучного, которое характеризуется бездоказательностью, способностью принимать на веру различные положения и догмы. Это особенно характерно для религиозного мышления, опирающегося не на доказательство, а на веру.
Закон достаточного основания не совместим с различными предрассудками и суевериями. Например, существуют нелепые приметы: разбить зеркало – к несчастью, рассыпать соль – к ссоре и т.д., хотя между разбитым зеркалом и несчастьем, рассыпанной солью и ссорой нет причинной связи. Логика – враг суеверий и предрассудков. Она требует обоснованности суждений и не совместима поэтому с утверждениями, которые строятся по схеме «после этого – значит, по причине этого». Эта логическая ошибка возникает в случаях, когда причинная связь смешивается с простой последовательностью во времени, когда предшествующее явление принимается за причину последующего.
Будучи объективным,
закон достаточного основания предъявляет
к нашему мышлению важные требования:
всякая истинная мысль должна быть
обоснованной, или нельзя признать
высказывание истинным, если для него
нет достаточных оснований. Иными
словами, ничего нельзя принимать на
веру: надо основываться на достоверных
фактах и ранее доказанных положениях.
Этот закон направлен против бессвязных,
хаотичных, бездоказательных рассуждений;
голого, необоснованного
Закон достаточного основания имеет важное теоретическое и практическое основание. Фиксируя внимание на суждениях, обосновывающих истинность выдвинутых положений, этот закон помогает отделить истинное от ложного и прийти к верному выводу.
Освоение
проблем формальной логики, в первую
очередь, требует глубокого понимания
ее объекта и предмета как науки,
уяснения ее методологической роли для
практической деятельности специалиста
любого профиля, понимания специфики
формально-логического подхода
Абстрактное мышление как объект логики
Человек, обладая сознанием, отражает действительность и получает знания о природе, обществе самом себе. Полученные знания не имеют самостоятельной ценности для человека; они необходимы ему для осуществления своей жизнедеятельности путем управления своими действиями на основе знания. Знание только тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем.Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых приводит к верным результатам. Под истиной в данном случае понимается адекватное (верное) отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления.
Есть знания, истинность которых очевидна. Такие, например, суждения, как: "Я ощущаю, что на улице холодно, или "Я слышу какой-то звук", отражают факты, которые человек познает в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Такого рода факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве. К числу очевидных воспринимаемых непосредственных знаний относятся прежде всего те знания, которые являются результатом чувственного познания, а также внутреннего опыта ("Это воспоминание для меня неприятно"). Путем чувственного отражения, которое основано на психических процессах, человек может познать отдельные предметы и их свойства.
К психическим процессам относят: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов или явлений объективного мира, непосредственно Бездействующих на органы чувств. Например, отражение свойств теплого, холодного, черного, белого, горького, сладкого и т.д.
Восприятие - представляет собой целостное отражение внешнего мира, непосредственно воздействующего на органы чувств. Например, образ самолета, моря, леса, луга и т.д.
Представление - это чувственный образ предмета (вещи), в данный момент не воспринимаемого человеком, но воспринятого ранее в той или иной мере. Примерами воспроизводящего представления являются образы своего дома, образы родных и близких людей, которых мы сейчас не видим, образы тех мест, где человек когда-то отдыхал и т.д. Представление может быть не только воспроизводящим, но и творческим, в том числе фантастическим. Следует подчеркнуть, что творческое представление у человека может возникнуть и благодаря словесному описанию.
Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых видна опосредствованно, т.е. через посредство других знаний. Все те факты, которые совершаются в нашем отсутствии (например, прошедшие или будущие явления) могут быть познаны только опосредствовано. Таким образом, опосредствованное знание доказывается, делается убедительным, очевидным при помощи знаний непосредственных, а это осуществляется на уровне абстрактного мышления. Чувственное отражение является основой абстрактного мышления, которое позволяет познавать законы мира, сущность предметов. Абстрактное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Но, чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику иногда называют наукой о правильном мышлении. Таким образом, объектом логики как науки выступает абстрактное мышление.
Но мышление - это сложный, многосторонний процесс, высшая форма познания мира, свойственная только человеку. Основными формам и абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами (например, "дерево", "самолет") или группой слов, т.е. словосочетаниями, например, "студент института", "режиссер фильма", "река Дон» и др.
Суждение - представляет собой форму мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения бывают простыми и сложными. Пример простого суждения: "Колорадский жук опустошает картофельное поле". Пример сложного суждения: "Наступила осень, и лебеди улетают". Оно состоит из двух простых суждений.
Умозаключение - это такая форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам получается заключение. Виды умозаключений и изучает логика. Приведем пример.
Все металлы - вещества
Железо - металл
Железо - вещество
Первые два суждения, которые находятся над чертой, называются посылками, а третье суждение называется заключением.
Необходимо
отметить, что в процессе познания
человек стремится к достижению
истинного знания. Развиваясь на основе
общественно-трудовой деятельности, внутренняя
структура мыслительного
Логическая
форма представляет собой исторически
установившийся способ связи между
составными элементами человеческой мысли.
При этом в каждом мыслительном акте
можно выделить как предмет мысли,
так и то, что мыслится о предмете:
его свойствах, состоянии, действиях,
а также отношениях с другими
предметами. Мысль о предмете вступает
в логические связи с другими
мыслями в доказательном
Необходимо
подчеркнуть, что логику в мышлении
интересует отнюдь не все. Ряд важных
проблем, в том числе сущность
мышления, его генезис и отношение
к материальному миру, а также
его познавательные возможности
изучает философия. Физиология, в
свою очередь, интересуется тем, как
зависит мышление от состояния мозга,
материального субстрата мысли.
Психология изучает условия нормального
функционирования и развития мышления,
влияние на него социально-психологической
среды, чувств. Генетика старается раскрыть
тайны наследования детьми от родителей
способностей к какой-либо деятельности.
Ученые-кибернетики изучают
Выяснение специфической особенности логической формы служит предпосылкой для определения предмета формальной логики. Он, как и предмет любой науки, представляет объективный характер. Формальная логика изучает объективно сложившуюся структуру мыслительного процесса, установившиеся связи понятий и суждений при выведении нового знания в умозаключениях. Вполне естественно, что устойчивые связи элементов правильной мысли приобретают характер законов. Анализ таких связей наряду с описанием структурных форм мышления составляет предмет изучения формальной логики. Логика есть наука о законах и формах правильного мышления.
Задача формальной логики - установить правила обеспечения стройности и последовательности истинного мышления. Не охватывая всех сторон познавательного процесса, формальная логика не представляет собой всеобщего метода познания. Законы этой науки остаются специфическими законами мышления, они не распространяются на всю окружающую действительность.
Особенностью предмета формальной логики служит также анализ форм и законов мышления вне их возникновения и развития.
Следует подчеркнуть, что логика берет уже сложившуюся форму, рассматривая ее как нечто устоявшееся, без всякой собственной истории. Сложный процесс формирования и совершенствования внутренней структуры мысли лежит за пределами предмета логики; она раскрывает форму мышления вне связи с историческим развитием познания.
Логическая форма и законы мышления являются общими для всех людей. Внутренняя структура мысли, как и синтаксические правила языка, непосредственно вплетены в конкретную деятельность человека, определяются свойствами и отношениями объективного мира.