Автор: s**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:24, курсовая работа
Цель нашего исследования заключается в том, чтобы изучить особенности проявлений нарушений речи при динамической афазии у взрослых, а также методики коррекционно-восстановительной работы при данной форме афазии.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую и логопедическую литературу, посвященную проблеме коррекционно – восстановительного обучения при динамической афазии у взрослых.
2. Теоретически подобрать и изучить методики по восстановлению речи при динамической афазии.
3. Проанализировать данные и систематизировать их.
4. Сформулировать методические рекомендации
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения восстановления речи при динамической афазии
Понятие об афазии ……………………………………………...…………6
Развитие речи в онтогенезе………………………………………………11
Особенности речи при динамической афазии……………………….…17
Глава II . Теоретический анализ особенностей восстановления речи при динамической афазии
2.1 Обзор методик по восстановлению речи при динамической афазиии…………………………………………………………………………..23
2.2. Методика восстановления речи при динамической афазии по М.К. Бурлаковой……………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы……………………………………………………………...38
- преодолению расстройств грамматического структурирования.
- стимулированию письменной речи: раскладывание подписей под картинками; чтение идеограммных слов и фраз.
На стадии расстройств средней тяжести необходима работа по:
- восстановлению коммуникативной фразовой речи: конструирование простой фразы; составление фраз по сюжетной картинке с помощью метода фишек; составление рассказа по серии последовательных картинок; развернутые ответы на вопросы в диалоге; составление простых диалогов.
- преодолению персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании: показ предметов на картинках и в комнате, частей тела; оканчивание фраз различными словами; письмо цифр, букв в разбивку (под диктовку); элементы звукобуквенного анализа состава слова; письмо простых слов по памяти и под диктовку.
На стадии расстройств легкой степени выраженности проводится следующая работа:
- восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи: развернутый диалог на различные темы; конструирование фраз по сюжетной картинке; автоматизация фраз определенных синтаксических моделей в спонтанной речи; накопление глагольного словаря; чтение и пересказ текстов; «речевые импровизации» на заданную тему; развернутые изложения текстов, сочинения; составление поздравительных открыток, писем и т.д.
Цветкова Л.С. [7] предложила свою методику восстановления речи при динамической афазии, определив три наиболее важные задачи восстановительного обучения:
Цветкова выделяет пять стадий восстановления активной речи при динамической афазии. Обучение обычно начинается с растормаживания речи.
Задачей первой стадии обучения является работа над актуализацией глаголов с целью растормаживания произнесения стереотипных фраз. Для этого применяется целый ряд невербальных, вербально – невербальных и невербальных методов, способствующих активизации речи в целом и актуализации, в частности, глаголов.
Важной является работа, подготавливающая переход ко второй стадии, на которой ведется восстановление предикативности речи и ее словаря. Главным здесь является предметно – картинный метод актуализации слов – действий. Этот метод позволяет растормозить имеющиеся у больных предметно – функциональные семантические поля и восстановить нарушенные простейшие грамматические конструкции. Параллельно проводится работа над двигательной сферой больного: ходьба под музыку, ритмичная ходьба по счету, позже – сопровождение ходьбы соответствующими фразами.
На второй стадии работа по восстановлению функциональных связей слов продолжается, но постепенно переводится на вербальный уровень, и конструкция фразы усложняется. Одним из наиболее эффективных методов является метод многозначности слов, который способствует восстановлению многозначности предикативных связей слова. Главной целью здесь является обучение способу актуализации этих связей, оживление предметно – функциональных семантических полей.
После восстановления способности актуализировать подобные связи на одном – двух десятков слов на третьей стадии переходят к восстановлению более широких связей слов путем введения их в другие смысловые значения. С этой целью ведется работа методами обогащения «сетки значений» слов и обогащения предметно – функциональных связей отработанных ранее слов. Вторая задача на этой стадии – восстановление и наращивание образуемых с помощью «сетки значений», предметно – функциональных связей, составляющих основу фраз и целых высказываний. Подобные методы, способствуя актуализации основных связей высказывания и восстановлению схем, объединяющих многие слова в одну смысловую группу, создают и конкретный способ включения нужного слова в контекст фразы.
На четвертой стадии переходят к восстановлению собственно связной речи. Работа начинается с минимальной активности речи больного, опирающейся на развернутую и материализованную помощь со стороны педагога. Очень полезен в этом случае метод дополнения заданной фразы до целого, который помогает восстановить активное включение в речь, с одной стороны, и умение подбирать соответствующие слова, с другой. Количество пропущенных слов во фразе постепенно увеличивается. Сначала обучение ведется с опорой на письменный текст фразы, позднее работа переводится на уровень устной речи. Диалог, пересказы сюжетных картинок и прочитанных рассказов, попытка самостоятельных высказываний – все ведется на этой стадии обучения методом дополнения фразы до целого. На этой стадии восстанавливаются интра – и интервербальные связи слов, а также чувство схемы, структуры фразы. Отработка этой способности позволяет перейти к восстановлению умения активного построения фразы. С этой целью используется внешняя структура фразы (или метод «фишек»). Психологическая сущность данного метода заключается в том, что карточки – «фишки» дают больному как бы стереотип фразы. С опорой на этот метод восстанавливается способность произнесения простой фразы, затем больному становится доступным воспроизведение прочитанного рассказа, конструирование ответов на вопросы и т.д.
От
восстановления схемы отдельного высказывания
педагог переходит к
Таким образом, существует достаточное количество методик коррекционной работы при динамической афазии. Большой вклад по разработке принципов и приемов преодоления афазии внесли Э.С. Бейн, М.К. Бурлакова (Шохор – Троцкая), Т.Г. Визель, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. В процессе восстановительной работы необходимо учитывать особенности каждого конкретного случая заболевания, а именно индивидуальные свойства личности больного, тяжесть соматического состояния, условия жизни и т.д. Каждая методика имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при проведении восстановительной работы при динамической речи. Описанные коррекционно-педагогические системы занятий предполагает такой выбор приемов работы, который позволил бы либо восстановить первично нарушенную предпосылку, либо реорганизовать сохранные звенья речевой функции.
Для
обеспечения более эффективного
воздействия программа
2.2. Методика восстановления речи при динамической афазии по М.К. Бурлаковой.
При динамической афазии основной задачей коррекционно-педагогической работы является преодоление инертности в речевом высказывании. При первом варианте – это будет преодоление дефектов внутреннего речевого программирования, при втором варианте – восстановление грамматического структурирования.
В связи с тем, что при сосудистых заболеваниях головного мозга наблюдается, как правило, комплексная динамическая афазия, а нередко комплексная эфферентно – динамическая афазия, описание приемов преодоления динамической афазии приводится тоже комплексно.
Восстановление экспрессивной речи. При значительно выраженной аспонанности больному даются задания восстановить порядок слов в деформированных предложениях (например: В, дети, быстро, школу, идут), различные упражнения на классификацию предметов по разным признакам («Мебель», «Одежда», «Посуда», круглые, квадратные, деревянные, металлические предметы и т. п.). Используется прямой и обратный порядковый счет, вычитание из 100 по 7, по 4.
Преодоление дефектов внутреннего программирования осуществляется путем создания для больных внешних программ высказывания с помощью различных внешних опор (схем, предложений, фишек и т. п), постепенного сокращения их числа и последующей интериоризации, свертывания этой схемы вовнутрь. Больной, перенося указательный палец с одной фишки на другую, постепенно развертывает речевое высказывание по сюжетной картинке, затем переходит к зрительному слежению за планом развертывания высказывания без сопряженного двигательного подкрепления и, наконец, производит составление этих фраз без внешних опор, прибегая лишь к внутриречевому планированию высказывания.
Восстановлению линейного развертывания высказывания во времени содействует использование слов, входящих в вопросы к сюжетной картинке или к соответствующей обсуждаемой на занятии ситуации. Так на вопрос Куда вы сегодня пойдете? больной отвечает: «Я пойду сегодня к парикмахеру» или «Я пойду на рентген» и т. п. , то есть добавляет лишь одно слово. Другим приемом восстановления структуры высказывания является использование опорных слов, из которых больной составляет предложение. Постепенно число слов, предложенных для составления предложений, сокращается и больной свободно, по своему усмотрению добавляет слова и находит их грамматические формы.
Ввиду того, что при динамической афазии нарушается в основном составление не фразы, а текстов, в качестве внешних опор используются серии последовательных картинок, связанных одним сюжетом.
Речевая активность больных будет увеличиваться в процессе создания логопедом специальных речевых ситуаций – инсценировок, где инициатива ведения диалога принадлежит больному. Для облегчения ведения диалога логопед предварительно обсуждает с больным тему, предлагая ему вопросительные, «ключевые» слова, которые он может использовать в беседе, и план. На занятиях по стимулированию речевой активности можно инсценировать беседу с врачом, в магазине, в аптеке, в гостях и т. п. больной может быть ведущим в беседе о творчестве писателя, художника или композитора, при обсуждении художественного произведения, при обсуждении телепередач. Ему можно давать поручения, чтобы он устно передал кому – либо просьбу логопеда.
При более легких формах афазии логопед предлагает больному пересказать текст сначала с помощью развернутого вопросника, затем с помощью ключевых вопросов к отдельным абзацам текста, с опорой на односложный, свернутый план. Параллельно логопед учит его составлять самостоятельные планы к текстам, сначала развернутые, а затем краткие, свернутые. Наконец, после предварительно составленного плана больной пересказывает текст, не заглядывая в этот план. Таким образом, происходит интериоризация плана пересказа прочитанного.
Восстановление
понимания. При грубой динамической
афазии понимание ситуативной речи
восстанавливается путем
По мере воспитания внимания к речи окружающих восстанавливается и ее понимание, уменьшаются трудности переключения акустического восприятия с одной темы беседы на другую.
Восстановление письменной речи. Дисграфические нарушения в письме больных наблюдаются довольно редко. Однако они испытывают значительные трудности при составлении письменного текста. Наличие ошибок при письме говорит о том, что у больных имеются признаки эфферентной афазии.
Параллельно
с восстановлением
Таким образом, вся описанная система методов восстановительного обучения больного с динамической афазией, предложенная М.К. Бурлаковой, направлена на восстановление активности речи, способности самостоятельного развернутого повествования. Реализация предложенной коррекционной программы способствует не только восстановлению схемы фразы, целого активного повествования, но и снятию персевераций.
Информация о работе Восстановление речи при динамической афазии у взрослых