Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:31, контрольная работа
Аналогия - это умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в признаках с другим предметом.
Аналогия дает не строго достоверные, а правдоподобные выводы. Поэтому, чтобы не получить ложных результатов, ею нужно пользоваться осторожно.
1. Определение и структура вывода по аналогии.
2. Виды аналогий и их использование на практике.
3. Ошибки и достоверность заключений по аналогии.
4. Упражнения.
ТЕМА 25. Умозаключение по аналогии
План
1. Определение
и структура вывода по
2. Виды аналогий
и их использование на
3. Ошибки и достоверность заключений по аналогии.
4. Упражнения.
1. Определение и структура вывода по аналогии.
Аналогия - это
умозаключение о принадлежности
предмету определенного признака на
основе сходства в признаках с
другим предметом.
Аналогия дает не строго достоверные,
а правдоподобные выводы. Поэтому, чтобы
не получить ложных результатов, ею нужно
пользоваться осторожно.
Существуют следующие правила «правильного
пользования» аналогией:
- нужно установить как можно больше сходных
признаков у сравниваемых предметов;
- найти у сравниваемых предметов существенные
с точки зрения рассматриваемого вопроса
признаки;
- стремиться к тому, чтобы признаки сравниваемых
предметов были специфическими;
- необходимо учитывать количество и существенность
пунктов различия;
- переносимый признак должен быть того
же типа, что и сходные.
В логике различают:
- аналогию предметов, когда сравниваются
признаки предметов. «дом – как большой
муравейник», «вертолет – это большая
стрекоза»;
- структурную аналогию, когда сходными
оказываются структурные признаки. Например:
«печень по структуре напоминает губку»;
- функциональную аналогию, когда аналогичным
являются принципы действия, функционирования.
Например, аналогия кровообращения и инфраструктуры
общества;
- каузальную (причинно-следственную) аналогию,
когда у сравниваемых предметов существует
одна и та же причина поступка. Например,
аналогичные мотивы разных преступлений,
общие предпосылки геофизических явлений.
2. Виды аналогий и их использование на практике.
Различают два вида
аналогии: аналогию предметов и аналогию
отношений.
Аналогия предметов. В данном умозаключении
объектом уподобления выступают два единичных
предмета, события или явления, а переносимым
признаком являются свойства этих предметов.
Аналогия отношений - это умозаключение,
в котором объектом уподобления выступают
отношения между двумя парами предметов,
а переносимым признаком являются свойства
этих отношений.
Также выделяют аналогию строгую, нестрогую
и ложную. Строгая аналогия применяется
в научных исследованиях, в математических
доказательствах. На основах умозаключения
по строгой аналогии основан метод моделирования.
Научные аналогии позволяют использовать
имеющийся к настоящему времени опыт,
при этом, кроме формально логических
принципов проведения аналогии, необходимо
учитывать и методологические требования
конкретной истины, рассмотрения явлений
в конкретно-исторической обстановке.
Нестрогая аналогия дает не достоверное,
а вероятное заключение. Например, испытание
прочности моста на модели, затем построение
настоящего моста.
В процессе познания место аналогии предопределяется
ее логической природой как умозаключение
от единичного к единичному.
При выяснении причин возникновения или
свойств единичных предметов и событий
обращаются не только к законам и научным
обобщениям, но и к ранее приобретенным
знаниям о сходных явлениях. Отсюда и возникает
необходимость использования умозаключения
по аналогии.
Судья и следователь, анализируя фактический
материал, используют не только знания,
полученные наукой и практикой, но также
они обращаются к зна¬ниям, полученным
в результате опыта - как своего, так и
чужого.
Умозаключение по аналогии в своем большинстве
используется при производстве некоторых
криминалистических экспертиз в результате
идентификации личности или материальных
предметов.
3. Ошибки и достоверность заключений по аналогии.
При нарушении правил
применения аналогии аналогия может дать
ложное заключение, т. е. стать ложной.
Вероятность заключения по ложной аналогии
равна нулю.
Рассмотренные три вида аналогии делятся
в зависимости от характера выводного
знания, т. е. по степени достоверности
заключения: получено истинное заключение,
определенная степень вероятности заключения
или ложное заключение. Вероятные заключения
тем ценнее, чем их вероятность ближе к
истине.
Выводы по аналогии носят вероятный характер.
Достоверность и вероятность характеризуют
разные степени, уровни доказательности
знания. Вероятное значение имеет многочисленные
градации, начиная от маловероятных, ненадежных
знаний и кончая степенью, непосредственно
граничащей с достоверными знаниями.
Объективные основания создают возможность
выводов по аналогии. Для превращения
этой возможности в действительность
необходимы определенные условия, которые
являются логическими основаниями аналогии.
Условиями повышения вероятности выводов
по аналогии являются в основном обстоятельность
и широта изучения аналогичных предметов
или явлений. Выводами, как правило, предшествует
исследовательская работа над явлениями.
Самый начальный и простой вид исследовательской
работы - это усмотрение сходства между
аналогичными явлениями, выявление у них
возможно большего количества сходных
признаков. На сходстве геологических
процессов, происходящих в разных местах
и в разное время, основывается принцип
актуализма в геологии, согласно которому
закономерности, установленные для современной
эпохи, по аналогии переносятся на прошлые
геологические времена.
Но само по себе наличие общих признаков
у сравниваемых предметов не является
решающим при получении выводов по аналогии.
Надо стремится к тому, чтобы общие признаки
сравниваемых предметов были наиболее
типичными для этих предметов, тесно связанными
с их специфическими признаками.
Большое значение имеет разнообразие
общих свойств у сравниваемых предметов.
Если общие свойства будут однотипными,
то вывод будет менее правомерен, чем при
общности как геометрических, так и физических,
химических, метеорологических и других
свойств.
Повышение степени вероятности выводов
по аналогии зависит от следующих условий:
1) от количества
рассмотренных сходных
2) от степени
существенности этих признаков.
Для получения более вероятных выводов
по аналогии требуется, возможно большее
сходство между сравниваемыми предметами
или явлениями. Однако при этом следует
учитывать одно весьма существенное обстоятельство.
Чем больше сходства между сравниваемыми
предметами, тем меньше эвристическая
ценность аналогии.
Выводы по аналогии вероятны. Но вероятный
характер этих выводов не следует абсолютизировать.
Аналогия аналогии рознь. В отличие от
популярных аналогий, используемых в обыденной
практике людей, некоторые научные выводы,
основывающиеся на аналогии, близки к
достоверному знанию. Известно, что действие
таких монументальных сооружений, как
мост, плотина, первоначально изучается
на моделях. Модель - аналог предмета. Моделирование
позволяет на уменьшенной или увеличенной
модели проводить качественное и количественное
изучение процесса, протекающего в «образце»,
который недоступен для детального исследования.
Результаты единичного опыта обобщаются
и переносятся на целую группу предметов,
подобных изучаемому. Метод моделирования
базируется на теории подобия, которая
дает обоснование для переноса закономерностей,
полученных на модели, на образце. При
это выводы близки к достоверным. Здесь
нельзя остановиться на суждениях: плотина,
вероятно, выдержит напор воды, корабль,
вероятно, не утонет.
Упражнения
1. Установите, по какому виду аналогии получены следующие заключения:
1.1 Завод - это большой муравейник. – аналогия предметов
1.2 Вертолет – это большая стрекоза. – аналогия предметов
1.3 Печень по структуре напоминает губку – структурная аналогия
1.4 Общество функционирует как большой живой организм. – функциональная аналогия
1.5. Причины
многих социальных явлений
аналогичны явлениям природы. –
каузальная (причинно-следственнуя)
аналогия
2. Определите вид следующей аналогии (строгая, нестрогая, ложь): Люди часто путают съедобные грибы со своими ядовитыми двойниками очень на них похожими. – ложная аналогия.
ЛИТЕРАТУРА
1. ru.wikipedia.org/
2. Конспект лекций по курсу «Логика»