Сравнение как прием определения понятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:11, контрольная работа

Описание работы

В повседневной речевой практике многие слова используются на основе интуитивного установления их значений. В связи с тем, что интуитивное усвоение словарного запаса у каждого человека осуществляется при каких-то конкретных обстоятельствах, понимание значения отдельных терминов разными людьми может быть неодинаковым. На этой основе часто возникает взаимное недопонимание и всевозможные недоразумения. Но если в обыденном общении это, как правило, не влечет за собой серьезных последствий, то в деловом общении точность используемых выражений играет весьма значительную роль. Нетрудно представить, какой бы хаос возник если бы понимание терминов, используемых, например, в законодательстве, основывалось бы только на интуиции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....2
Сравнение как прием определения понятий…………………………………..3
Задание 1………………………………………………………………………....7
Задание 2…………………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………...10
Список использованной литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

логика.docx

— 27.99 Кб (Скачать)

      Таким образом, сравнение — определение  сходства или различий явлений и  процессов. Этот прием позволяет  соотносить неизвестное с известным, выразить новое через уже познанное  и изученное. Сравнивая ряд предметов, мы устанавливаем наличие у них  некоторых общих признаков, присущих отдельной группе предметов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Задача 1                  

      Проведите операцию деления  следующих понятий: 

государство – монархии и республика (по форме правления) 

звезда – новорожденные, молодые, среднего возраста и старые (по возрасту) 

занятие -  мужское и женское (по полу) 

система -  централизованные и децентрализованные (по направленности связей между элементами) 

болезнь -  кишечные, респираторные, проникающие через повреждения кожи и слизистой оболочки, кожные, комплексные (в зависимости от путей проникновения возбудителей в человеческий организм) 

экзамен – устный, письменные, комбинированные (по форме сдачи)  

логический  союз делится на соединительный союз, соединительно-разделительный, исключающе-разделительный, условный, равносильный и отрицательный. 

население земного шара – делится на население с очень высоким уровнем рождаемости, средним и нулевым (рождаемость в них примерно равна смертности, например, Дания, Венгрия, Германия) 

одежда -  мужское и женское (по полу) 

часы -  женские, мужские и унисекс 

язык -  универсальные и специализированные (современные языки программирования) 

акция -  обычные (простые) и привилегированные (преференциальные). 

клетка -  эукариотические и прокариотические (по наличию ядра) 

устройство -  аналоговое и цифровое 

закон - основные, конституционные, программные и обычные (по юридической силе) 

город -  западноевропейский, арабский, африканский, атиноамериканский и североамериканский. 

лекарство -  продающиеся по рецепту врача и без него 

экономика -  экономика рыночного типы, централизованная и смешанная 

наука -  античные, средневековые, классические, современные (по временному интервалу) 

искусство -  античные, средневековое, и современное 

религия -  классическая наука делит религию на 3 основных типа: родоплеменную, народно - национальную и мировые религии. 

литература -    1. Агитационная литература, агитеза.  2. Религиозная литература.  3. Детская литература.  4. Классическая литература.  5. Развлекательная литература.  6. Общая литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             

                                                Задача 2

Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение: 

1.1. А, I, О, если Е  - истинно. 

Для решения  данных задач воспользуемся "логическим квадратом", по углам которого располагаются  суждения А, Е, I, O, а его стороны  и диагонали являются символическим  выражением основных логических отношений  между суждениями.

Для суждений, находящихся в отношении подчинения, имеет значение условие истинности: если Е - истинно, то О - истинно. Суждения Е, I и суждения А, О связаны отношением противоречия. Согласно законам логики два противоречивых суждения не могут  быть одновременно ни истинными, ни ложными. Значит если Е - истинно, то I - ложно, а  также если О - истинно, то А - ложно. 

Ответ: если Е - истинно, то А - ложно, I - ложно, О - истинно. 

1.2. А, Е, I, если O - истинно. 

Снова для решения задачи применим "логический квадрат". Так как суждения О  и А связаны отношением противоречия то если О - истинно, то А - ложно. Если А - ложно, то I может быть как истинным, так и ложным, так как для  суждений находящихся в отношении  подчинения действует отношение  истинности, если бы А было бы истинно, то мы точно могли бы предполагать, что I тоже истинно, но в нашем случае получается, что I может принять одно из двух значений: истинна или ложь. Раз А - ложно, то Е так же может  принять одно из двух значений то ли ложь, то ли истинна. Так как согласно отношению контрарности которым  суждения А и Е связаны они  могут быть оба ложные, то ли одно из них может быть ложным, а одно истинным и точно не могут быть оба истинными. Поэтому для данного  задания есть два варианта ответа: 

Ответ 1: если О - истинно, то А - ложно, I - истинно, то Е - ложно. 

Ответ 2: если О - истинно, то А - ложно, I - ложно, то Е - истинно. 

1.3. А, Е, О, если I - ложно. 

Так как  суждения I и Е связаны отношением противоречия то если I - ложно, то Е - истинно. Суждения Е и О связаны отношением подчинения то если Е - истинно, то О - истинно. Суждения А и О связаны отношением противоречия, значит если О - истинно, то А - ложно.

Ответ: если I - ложно, Е - истинно, А - ложно, О - истинно.

                                       Заключение 
 

      Сравнение - это логический прием образования  понятия, представляющий мысленное  установление сходства или различия предметов по признакам. Сравнение  предметов заключается в установлении сходства предметов.

      Сравнение – прием ознакомления с предметом, он употребляется в том случае, когда можно сопоставить интересующее нас понятие с похожим на него, и в результате такого сопоставления  лучше уяснить данное понятие; сравнивать следует только однородные понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности и сравнивать предметы надо по таким  признакам, которые имеют важное, существенное значение;

      Сравнение помогает установить не только сходные  признаки, но и признаки, отличающие один предмет от других, сходных  с ним предметов. Например, при  розыске похищенного имущества  важную роль играют особые приметы: монограмма или гравировка на часах и т.д.

      Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными.

      При сравнении объектов необходимо соблюдать  следующие требования: для сравнения  следует отбирать объекты, имеющие  определенную связь между собой; необходимо четко определять признаки (свойства), по которым сравниваются объекты; перечень признаков должен быть по возможности более полным, исчерпывающим.

     Сравнение – прием мышления, используемый как в научных исследованиях, так и в обучении. С помощью  сравнения выявляют сходство и различие сравниваемых  предметов. Рассматривая предмет или процесс с разных сторон, выделяя мысленно его элементы и сравнивая их, учащиеся учатся  анализу, а переходя от отдельных  частей к целому, постигают синтез. Приемы сравнения, аналогии, анализа  и синтеза служат формированию логического  мышления и вообще облегчают обучение учащихся навыкам самостоятельных  размышлений. 
 
 
 
 
 
 

             Список использованной литературы

 

1.Гетманова  А. Д.Логика: Для педагогических  учебных заведений. — М. Новая  школа, 2004. — 416 с.  

2.Иванов  Е. А. Логика: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 2000. - 368 с 

3.Кириллов  В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения  по логике/Под ред. В.И. Кириллова.  —  4-е изд., перераб. и доп.  — М.: ООО «Антея 2000», МЦУПЛ,  Профобразование 2000. — 160 с. 

4.Логика: Учеб. пособие/В.Ф. Берков, В.И. Бартон, И.И. Дубинин и др.; Под общ.  ред. проф. В.Ф. Беркова.— Мн.: Выш.  шк., 2004.— 296 с. 

5.Трушко  М.Н. Логика: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 131 с. 

      

Информация о работе Сравнение как прием определения понятий