Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:11, контрольная работа
В повседневной речевой практике многие слова используются на основе интуитивного установления их значений. В связи с тем, что интуитивное усвоение словарного запаса у каждого человека осуществляется при каких-то конкретных обстоятельствах, понимание значения отдельных терминов разными людьми может быть неодинаковым. На этой основе часто возникает взаимное недопонимание и всевозможные недоразумения. Но если в обыденном общении это, как правило, не влечет за собой серьезных последствий, то в деловом общении точность используемых выражений играет весьма значительную роль. Нетрудно представить, какой бы хаос возник если бы понимание терминов, используемых, например, в законодательстве, основывалось бы только на интуиции.
Введение………………………………………………………………………....2
Сравнение как прием определения понятий…………………………………..3
Задание 1………………………………………………………………………....7
Задание 2…………………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………...10
Список использованной литературы……………………………
Введение…………………………………………………………
Сравнение как
прием определения понятий……………
Задание 1………………………………………………………………………..
Задание 2…………………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………..11
В повседневной речевой практике многие слова используются на основе интуитивного установления их значений. В связи с тем, что интуитивное усвоение словарного запаса у каждого человека осуществляется при каких-то конкретных обстоятельствах, понимание значения отдельных терминов разными людьми может быть неодинаковым. На этой основе часто возникает взаимное недопонимание и всевозможные недоразумения. Но если в обыденном общении это, как правило, не влечет за собой серьезных последствий, то в деловом общении точность используемых выражений играет весьма значительную роль. Нетрудно представить, какой бы хаос возник если бы понимание терминов, используемых, например, в законодательстве, основывалось бы только на интуиции. Строго однозначное употребление понятий весьма важно при заключении контрактов в сфере бизнеса. Одной из особенностей науки является употребление строго определенных терминов. Способ, позволяющий избежать недоразумений в общении путем уточнения содержания используемых понятий, и называется определением (дефиницией).
Определение
понятия (или дефиниция) есть логическая
операция, которая раскрывает содержание
понятия или устанавливает
С помощью определения понятий мы можем раскрывать содержание понятия и тем самым отличать мыслимые в нем предметы от других предметов.
Понятие образуется на основе ощущения, восприятия и представления с помощью общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.
Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.
Сравнение – это прием, который используется для образной характеристики предмета.
С
помощью различения устанавливаются
признаки, отличающие один предмет
от других, сходных с ним, предметов.
Например, в практике следователя
часто встречаются так
Сравнение как прием
определения понятий
Всем понятиям определение дать невозможно (к тому же этом нет необходимости), поэтому в науке и в процессе обучения используются другие способы введения понятий – приёмы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение.
Сравнение
– это прием, позволяющий достаточно
четко охарактеризовать предмет
за счет сопоставления его характерных
признаков и черт с другим, однородным
предметом. Такое сопоставление
приводит к достаточно четкому отграничению
сравниваемых предметов друг от друга
путем выявления не только сходства,
но и различия их признаков. При использовании
сравнения для определения
Сравнение
— установление сходства сопоставляемых
предметов. “Река - это поистине вечно
длящийся карнавал, и всякий месяц
она может похвалиться новыми
красками” (Р. Эмерсон). “Якорь уже
вышел из воды, он висит на цепи, как
огромный морской краб” (Т. Тэсс). К
сравнению прибегают как на уровне
научного познания, так и на уровне
художественного отображения
Многие
сравнения входят в наше сознание
с раннего детства. Есть такие
сравнения, которые можно часто
услышать в речи: сладкий как мёд,
мягкий как пух, порхать как бабочка,
пыхтеть как самовар. В основе
большинства загадок лежит
В
сравнении имеет место
Сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению.
Сравнение — логический прием, который органически входит и в научную, и в практическую деятельность. В ходе мысленного сравнения мы сопоставляем несколько явлений, выявляем их сходство и различие и на основе этого различаем или отождествляем эти явления. Правила сравнения предписывают сравнивать только однородные предметы, причем сравнение должно осуществляться по наиболее существенным признакам
Прием
сравнения пронизывает и
В
науке сравнение позволяет
Сравнение на уровне художественного отображения действительности позволяет подметить общее, сходное в двух предметах и в яркой форме, образно выразить это сходство. М. Горький использует такое сравнение: “Грубость - такое же уродство, как горб”.
Художественные сравнения часто включают в свой состав слова: “как”, “как будто”, “словно” и др.
Приведем
три сравнения людей с
В. Набоков в рассказе “Весна в Фиальте” использует такиеинтересные сравнения: “...Елки молча торговали своими голубоватыми пирогами”; “...Кто-то, спасаясь, падая, хрустя, хохоча с запышкой, влез на сугроб, побежал, охнул сугроб, произвел ампутацию валенка”; “...Точно женская любовь была родниковой водой, содержащей целебные соли, которой она из своего ковшика охотно поила всякого, только напомни”.
Артур Конан Доил в одном предложении использует сразу три приема, заменяющие определение (приводит описание, характеристику и ряд сравнений): “Стоит мне и теперь закрыть глаза, Мари встает передо мной: щеки смуглые, как лепестки мускатной розы; взгляд карих глаз нежен и в то же время смел; волосы черные, как смоль, будят волнение в крови и в стихи просятся; а фигурка - точно молодая березка на ветру”.
В сравнениях необходимо упрощение, в этом случае выделяют сходный признак у объектов. Здесь редукция осуществляется по одному элементу разных явлений, который считается одинаковым для них. Можно рассмотреть, к примеру, форму предметов или найти общее в их содержании. По этим показателям их можно сравнивать между собой.
Процесс сравнения активизирует познавательную деятельность, развивает абстрактное мышление, сознательное и прочное усвоение знаний. Данный прием состоит из сопоставления, когда выделяются признаки, по которым проводится сравнение, и собственно сравнения, устанавливающего сходство и различие между объектами.
Предметы или явления можно сравнивать по одному или нескольким признакам. В процессе сравнения изучаются не только внешние признаки, но и свойства. Сравнение помогает проследить предметы и явления в изменении и развитии.
Сравнивая предметы и явления друг с другом, выделяются частные и общие, существенные и несущественные признаки. На выделении общих и существенных признаков основано обобщение. Именно оно ведет к образованию понятий, к познанию закономерных связей и отношений.
Сравнение дает возможность определить новые стороны объектов, их связи, такие черты предметов и явлений, которые не воспринимаются при изучении их в отдельности. В процессе сравнения люди проникают в сущность объектов, без посторонней помощи замечают неощутимые с первого взгляда свойства, постигают особенности явлений.
При сравнении объектов необходимо соблюдать следующие требования:
-
для сравнения следует
- необходимо четко определять признаки (свойства), по которым сравниваются объекты.
-
перечень признаков должен
Профессор
Б.В. Томашевский выделял в
Сравнения могут быть различны по своей структуре. Чаще всего они выступают в форме сравнительного оборота и присоединяются с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, как бы.
Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Влага брызнула игриво жемчугом вокруг (И. Никитин). К этим сравнениям близки и такие, которые выступают в форме сравнительной степени прилагательных, наречий. Есть сравнения, которые вводятся словами похож, напоминает. Сравнение может выступать даже в форме вопросительного предложения.
Особым
видом сравнения является отрицательное
сравнение. Противопоставление одного
предмета другому выступает здесь
одновременно и как их образное сопоставление.
Такое сравнение –