Специфика логики как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой.

Содержание

1.Введение.

2.Основная часть

3.Практическая часть.

4.Заключение.

5.Список литературы.

Работа содержит 1 файл

мышление как объект логики.rtf

— 366.62 Кб (Скачать)

Заметим, что умение строить правильные суждения развивает такие фундаментальные качества мышления, как его интериоризация и экстериоризация. Под интериоризацией понимается переход от внешнего человеческого действия к внутреннему действию мышления. Например, это может быть перевод внешней, звучащей, речи во внутреннюю, "молчащую". В свою очередь, под экстериоризацией понимается переход от внутреннего действия мышления (задумка) к внешнему человеческому действию (исполнение). Отсюда второй характеристикой логической культуры мышления является "автоматизация" процессов интериоризации и экстериоризации мышления. Мышление на первой (низшей) ступени сознания еще не в состоянии выделять общие и существенные признаки предметов и явлений, а способно лишь синкретически (нерасчлененно) фиксировать предметы и явления в виде некоторого неоформленного их множества (синкретическое мышление).

  1. Мышление на второй ступени сознания приобретает некоторую способность выделять уже некоторые типические признаки предметов и явлений и образовывать своего рода понятия-комплексы, фиксирующие практически важные внешние отношения этих предметов и явлений (ориентационное мышление).
  2. Третья ступень в развитии сознания характеризуется тем, что мышление становится способным выделять, абстрагировать и синтезировать в определенные целостные образования общие и существенные признаки рассматриваемых предметов и явлений (аналитическое мышление).

     Если синкретическое мышление и мышление в понятиях-комплексах (ориентационное) характерны, как правило, для детей соответственно дошкольного и младшего школьного возраста, то понятийное (логически-аналитическое) мышление становится достоянием человека только с подросткового возраста, примерно от 11-15 лет. Стало быть, весь предшествующий период до указанного возраста мышление человека как бы еще готовится стать мышлением доминантно-понятийным (логическим).

     Итак, логическая культура мышления есть культура интеллектуальной интегральной человеческой деятельности, которая на основании объективной способности мышления к образованию ассоциативных связей формирует целенаправленные структуры, характеризующиеся способностью к образованию понятий и субъективным состоянием понимания.

     Понимание здесь можно определить как осознанную оценку предмета мышления на основе некоторого образца, стандарта или правила.

     Как было отмечено выше, оперирование понятиями и суждениями, умение умозаключать и доказывать, не дается человеку от рождения. Этому приходится учиться. Совокупность знаний, умений и навыков такого рода и образует логическую культуру личности. Но логическая культура не тождественна логической науке. Она богаче ее по содержанию и шире ее по объему, ибо включает в себя все предпосылки логики. Поэтому элементами логической культуры, вообще говоря, могут обладать люди, которые никогда логической теории не изучали. Вместе с тем, также ясно, что логическая культура личности, подкрепленная специальными логическими знаниями, становится культурой более высокого порядка, более сильного влияния как на формирование самой личности человека, так и на совершенствование его профессиональных качеств. От чего же зависит логическая культура личности?

     Можно подчеркнуть, что человеку от рождения присуще более интенсивное, нежели у животных, развитие способности к мыслительным процессам.2 Но действительное развитие интеллекта человека может быть осуществлено лишь в определенной сфере его деятельности, так называемой логосфере, под влиянием которой как раз и складываются необходимые знания, умения и навыки логического мышления, формируется логическая культура человека. Так, логосфера современного общества в значительной мере определяется функционированием средств массовой коммуникации: книг, периодических изданий, теле- и радиопередач и т.д. Именно благодаря этим средствам люди косвенно обучаются навыкам мышления, приучаются воспроизводить различные интеллектуальные операции, переносят внешнюю логосферу вовнутрь себя.

     Конечно, данный процесс иначе как стихийным назвать нельзя: совершая разного рода логические действия, люди не анализируют внутренние механизмы этих действий, не задумываются над тем, соответствуют ли они каким-либо законам или рекомендациям. На таком уровне интеллектуальные акты для людей выступают как неосознанные и автоматические. Подобная ситуация обычно характеризуется как интуитивно-оценочная, ибо интуиция никогда по своей сути не в состоянии ответить на вопрос "Почему?". Но интуиция в силу этих, же обстоятельств не имеет и критерия для выбора правильного решения. И здесь уже необходим логический анализ, включающий в себя и оценку ситуации, и принятие мотивированного решения, и выбор оптимального способа его реализации. Такой анализ может осуществляться на разных уровнях, но изначально он осуществляется, как правило, на уровне здравого смысла. Заметим в этой связи, что здравый смысл нередко оказывается достаточным средством для преодоления каких-либо конкретных профессиональных трудностей специалиста. И все же здравый смысл не может принципиально выйти за пределы конкретного материала, тогда как наука логика в каждом эпизоде мышления видит воплощение какой-то общей модели, соответствие или несоответствие универсальным законам (правилам, предписаниям). Здравый смысл, таким образом, вынужден всякий раз как бы заново "изобретать велосипед".

     Но не только утилитарные соображения (быстрота и надежность смыслового аппарата) говорят в пользу необходимости изучения логики. У человека, профессионально занимающегося своим делом, рано или поздно его дело будет вызывать размышления о его внутренней сущности, стремление обнажить скрытые, стихийно используемые в разных операциях механизмы, рано или поздно будет приводить к четкому пониманию того, какие основные единицы мышления и какие интеллектуальные операции помогают приводить в тех или иных ситуациях к достижению поставленной цели.

     Логика нужна всем, кто, так или иначе, занят умственным трудом, но ряд профессий требует особенно целенаправленного логического обеспечения, и одной из первых здесь следует назвать профессию юриста (следователя, судьи, прокурора, адвоката, эксперта и др.). Именно здесь логические ошибки становятся особенно чреватыми своими человеческими и социальными последствиями, ибо, как говорят, "что напишешь пером, того не вырубишь топором". Отсюда логическая чистота анализа той или иной исходной информации (документов, показаний, сообщений и т.д.) есть необходимое условие непротиворечивости для получения выводов по тому или иному делу (уголовному, гражданскому, административному и т.д.).

     К числу достаточно распространенных логических противоречий, встречающихся в документах, относятся так называемые дистантные противоречия, т.е. противоречия, разделенные в анализируемой информации (документах, показаниях, сообщениях) некоторым текстовым интервалом, отчего противоречия не сразу становятся очевидными и потому ускользают от контроля специалиста. Оперативное обнаружение таких противоречий возможно лишь при условии, что специалист обладает достаточно развитой логической культурой.

     Повышению качества информативности документа способствует и разнообразие средств логического построения материала, ибо документ должен быть не только содержательным, но и доступным для точного и одновременно оперативного восприятия.

     Существует и такой практический аспект проблемы логической культуры. Дело в том, что в интеллектуально-речевой практике относительно нередко возникают конфликтные ситуации, связанные с разными способами, разными мотивировками и разными целями подачи информационного материала со стороны общающихся друг с другом людей и инстанций. (Например, в результате проведения следствия, по уголовному процессу взятые показания у подследственных и у свидетелей имеют различную мотивацию и в силу этого нередко происходит несовпадение встречных позиций - истца и ответчика). Эти отношения столь непросты, что, как правило, не могут не расходиться в оценках тех или иных фрагментов обсуждаемой информации. Именно квалификация содержания в информации интеллектуальных операций и мотивировка принимаемых в связи с этим решений, несомненно, будут более основательными тогда, когда они будут опираться не на субъективные оценки, а на прочное знание принципов и норм логического мышления. 

Структурно - деятельностные и психофизиологические основания мышления. 

     Мышление является не только высшим познавательным, но и высшим психическим феноменом вообще, конкретно выступающим в качестве фактора разрешения противоречия между тем, что человеку дано, и тем, что он должен в данном случае достигнуть, так как то, что дано, и то, что надо достигнуть, как правило, не совпадают. Такие ситуации принято называть проблемными. Будучи осмысленными, проблемные ситуации принимают форму определенных интеллектуальных задач, т.е. задач-проблем, каждый из которых, так или иначе, характеризуется следующими параметрами: целью, как ориентирующей основой для постановки задачи-проблемы; условиями, как обеспечивающей основой развертывания задачи-проблемы; потребностью, как движущей основой для развития задачи-проблемы; принципиальной недостаточностью имеющихся в наличии стандартных средств и способов для решения данной задачи, как стимулирующей основой для оптимизации задачи-проблемы. Стало быть, проблема возникает там и тогда, где и когда выявляется ничем не компенсированный дефицит информации, в силу чего необходимые в данном случае потребности человека принципиально не могут быть удовлетворенными.

     Таким образом, мышление человека всегда возникает в связи с постановкой и необходимостью решения какой-либо проблемной задачи - практической или теоретической. Отсюда мышление - это особого рода практическая или умственная деятельность, предполагающая актуализацию системы включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского или преобразовательно-конструирующего типа. При этом, если исходить из характера проблемных задач, то в мышлении это объективно выделяет практический и теоретический уровни (виды) мыслительной деятельности человека. Если же исходить из формы собственно человеческого мышления, то тогда можно выделить образное и понятийное мышления.

     Следуя сказанному, можно полагать, что человеческое мышление формируется в виде некоторой двухуровневой системы - мышления практического и мышления теоретического. Различие же между этими уровнями состоит в том, что они просто по-разному связаны с практикой. Работа практического мышления в основном направлена на решение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей. Это означает, что и практическое, и теоретическое мышление всегда, в конечном счете, связаны с практикой, только в случае собственно практического мышления эта связь имеет более прямой и непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение именно конкретно практических задач, и его выводы непосредственно проверяются конкретной практикой здесь и теперь. Теоретический же ум выступает как более широкоохватный и глубинно-опосредствованный, выходящий за пределы непосредственной практики, в силу чего его выводы проверяются на практике лишь по своим конечным результатам.

     Кроме "уровневых" градаций мышления существуют и так называемые "профильные" его градации, подразделяющие мышление на образное, творчески-продуцирующее по своей сущности, и понятийно-операциональное, выступающее в конечном счете как абстрактно-логическое. Указания на такую возможность разделения мышления можно найти уже в древних восточных учениях. По терминологии же великого русского физиолога И.П. Павлова, людей, тяготеющих к названным типам мышления, можно назвать либо "художниками", либо - "мыслителями". При этом "художники" имеют лучшее развитие чувственно-образного мышления, а "мыслители" - логического.

     Как показала психофизиологическая наука XX-го века, художественно-образную и логически-понятийную ориентации мышления для большинства человеческих индивидов обеспечивают соответственно "правое" и "левое" полушария головного мозга человека. Именно в ведении "левого" (логического) полушария находятся такие виды деятельности, как речь, чтение, письмо, счет, а также решение задач, требующих применения формальной логики. "Правое" же, внелогическое, полушарие имеет прямое отношение к образному, синтетическому, "целостному" восприятию действительности без ее "дробления", т.е. к эвристически-творческой деятельности. В реальной жизни оба эти полушария естественным образом дополняют друг друга. Правое имеет преимущество в сфере неизвестного, нового, парадоксального, неопределенного, нешаблонного. Левое же упорядочивает и систематизирует опыт, позволяет избегать хаоса в жизни и мышлении. Такова специфика действия психофизиологического механизма человеческого мышления.

    Задачи и упражнения 

    1.Правильно ли обобщены следующие понятия?

    А) «Конституция Российской Федерации» - «Конституция» - Да

    Б) «Декларация о доходах» - «Декларация о независимости» - Нет

    В) «Римское право» - «Право» - Да

    Г) «Заседание Верховного Совета» - «Верховный совет» - Да

    Д) «Гражданин»- «Гражданство» - Да 

    2.Правильно ли ограничены следующие понятия?

    А) «Организация» - «Партия» - Нет

    Б) «Трудовой коллектив» - «Совет трудового коллектива» - Да

    В) «Город» - «Город Москва» - Да

Информация о работе Специфика логики как науки