Специфика логики как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой.

Содержание

1.Введение.

2.Основная часть

3.Практическая часть.

4.Заключение.

5.Список литературы.

Работа содержит 1 файл

мышление как объект логики.rtf

— 366.62 Кб (Скачать)

                      
 
 

         Логика и формирование культуры мышления

    Логика изучает познающее мышление и применяется как средство познания. Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.

    Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

    Ощущение - это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов - их цвета, формы, запаха, вкуса.

    Восприятие - это целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств.

    Представление - это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности. Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их комбинацией.

    Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между явлениями.

    Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.

    Рассмотрим основные особенности мышления.

    1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания - мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Подобным образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета, и так далее. Абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.

    2. Мышление - процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что действует на них. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника.

    3. Мышление неразрывно связано с языком. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы.

    4. Мышление - процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего - мышления. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности.

    Обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения - таковы основные особенности мышления.

    Мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи. Мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности.

    Было бы неправильно рассматривать мышление в отрыве от чувственного познания. В познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но и восприятиям  и ощущениям, и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию.

    Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает недоступные чувственному познанию явления.

    Рассмотрим основные формы мышления - понятие, суждение и умозаключение. Отдельные предметы или их совокупность отражается мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию, и отражаются в мышлении человека одинаково - как определенная связь их существенных признаков, то есть в форме понятия. В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Суждение представляет собой способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания. Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом.

    Подобным же образом, то есть благодаря связи суждений, можно получить вывод, имеющий любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях. Отличительная особенность правильного вывода в том, что от истинных посылок он всегда ведет к истинному заключению. Такой вывод позволяет из имеющихся истин получать новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и тому подобному. Неправильные выводы могут от истинных посылок вести как к истинным, так и к ложным заключениям. 

    В современной логике логические процессы изучают путем их отображения в языках формализованных, или логических исчислениях. Современная логика слагается из большего числа логических систем. Эти системы принято делить на логику классическую и логику неклассическую. Логика, как наука едина, она слагается из множества более или менее частных систем. В каждой применяется язык символов и формул.

    Законы логики долгое время представлялись абсолютными истинами, никак не связанные с опытом. Логика складывается в практике мышления. Логические законы - продукты человеческого опыта. Современная логика находит применение во многих областях. 
 
 

            Понятие о формах мышления и логических формах. 

     Познание представляет собой отражение объективной реальности в сознании человека. Однако это отражение не является зеркальным.

     По характеру отражения в процессе познания в общем случае выделяют две ступени, которые тесно связаны между собой: чувственное познание (первая ступень) и абстрактное мышление, или логическое познание (вторая ступень).

     Чувственное познание - это познание, в котором действительность отражается посредством органов чувств в форме ощущений, восприятий и представлений. Однако на основе этих форм отражения невозможно познать внутренние, существенные стороны вещей и явлений. Лишь на ступени логического познания, исходя из указанных выше чувственных данных, удается в предметах и явлениях выделить их общие и существенные свойства. В результате такого выделения и образуются понятия об этих предметах. Понятие о предмете выступает здесь как такая форма мышления, в которой отражаются существенные признаки этого класса предметов. Но понятие является не единственной формой мышления. Иные формы мышления будут рассмотрены дальше.

      

     Наряду с понятием "форма мышления" в логике употребляется также понятие "логическая форма мышления". Это несовпадающие понятия. Форма мышления есть способ отражения действительности в человеческом мышлении. Логическая же форма мышления есть способ связи составных частей содержания мысли, строение самой мысли. Иными словами, логические формы мышления - это формы идеального существования предметов и явлений в целостном мышлении человека.

     Всякая мысль, таким образом, характеризуется способом отражения предметного содержания отражаемого объекта и структурой (строением) самой этой мысли. Формы мышления, стало быть, включают в себя логические формы (однако к ним не сводятся), а также включают в себя по необходимости интуицию, воображение и другие стороны человеческого мышления.1

     Заметим, что мышление подразделяется не только на истинное и неистинное, но и - на правильное и неправильное. Здесь под истинной мыслью понимается мысль, адекватно соответствующая тому, что существует в самой действительности. Если такого адекватного соответствия не имеется, то такая мысль квалифицируется как ложная.

     Правильная же мысль - это такая мысль, которая построена по правилам логического мышления. Если при этом построении принятые правила мышления нарушаются, то такая мысль квалифицируется как неправильная.

     Таким образом, логическое мышление характеризуется истинностью содержания (содержательной истинностью) и правильностью формы (формальной правильностью). Стало быть, чтобы в процессе логического вывода была достигнута истина, должны быть соблюдены следующие два условия:

  1. исходные суждения (посылки), из которых строится рассуждение, должны быть содержательно-истинными;
  2. структура мыслей должна быть формально-правильной.

     Данный вывод может быть квалифицирован как выражение логического критерия истины в противовес практическому критерию истины, когда на основе многократного осуществления тех или иных практических действий человека, статистически выводится некоторое устойчивое понимание сути дела, которое и утверждается как истина. Несоблюдение указанных выше двух условий ведет к возникновению двух типов ошибок. Ошибки, связанные с нарушением первого из отмеченных условий, называются фактическими, или содержательными. Погрешности мышления, связанные с нарушением второго условия, называются логическими, или формальными ошибками. Ошибки второго типа делятся на так называемые паралогизмы и софизмы. Под паралогизмами понимаются ошибки непреднамеренные, которые возникают вследствие недостаточной логической культуры человека. Софизмами называются такие погрешности мышления, которые определяются преднамеренным нарушением законов логики, приемами интеллектуального мошенничества, попытками выдать ложь за истину.

     Сказанное означает, что мышление рассматривается логикой, прежде всего как "механизм" познания, как средство получения истинности выводного знания. При этом логику как систему упорядоченной мыслительной деятельности можно условно подразделить на преимущественно содержательную и преимущественно формальную. В этом смысле чисто формальная логика есть логика, полностью освобожденная от содержания. Такая логика может выступать как логика универсальная, годная, как говорят, "на все случаи жизни". Именно это обстоятельство и должно было подтверждать, по мысли Аристотеля, - фактического создателя научной формальной логики, - ту философскую предпосылку, что лишь форма (а не содержание) обладает действительной созидательной силой, благодаря чему из потенциального бытия (материи и четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли) она создает действительное, реальное бытие. К примеру, как говорил сам Аристотель, мрамор только тогда становится произведением искусства, когда он принимает форму соответствующей статуи.

     Таким образом, термин "формальная логика" приобретает уже другой, более глубокий смысл: не просто освобождение формы от содержания, но именно придание форме статуса творца фундаментальных материальных структур, а, следовательно, и структур мышления.

     Итак, формальная логика есть наука об общих структурах правильного мышления, о законах и формах выводного знания, т.е. знания, полученного из ранее установленных и проверенных истин. Это и есть предмет формальной логики как науки.

     Методологическое значение формальной логики сводится, таким образом, к следующему:

  • формальная логика является "инструментом" познания действительности, средством получения истинных знаний о ней;
  • формальная логика всегда является ориентированной на конкретный результат выводного знания;
  • формальная логика нормирует интеллектуальные операции в процессе получения выводного знания и оценивает их правильность.

 

      

               Понятие логической культуры мышления. 

     Важным мировоззренческим вопросом в учебном курсе логики является также вопрос о логической культуре мышления.

     Под логической культурой мышления мы будем понимать способность мышления человека осуществлять и контролировать различные интеллектуальные операции: умозаключать, доказывать, выдвигать и развивать гипотезы, классифицировать, строить определения и т.д

     Логическая культура мышления личности имеет в качестве "первоосновы" объективную логику бытия человека. Бытие же человека многообразно. Рассмотрим это более подробно.

     Всякое мышление в основе своей опирается, прежде всего, на знания, и именно знания делают мышление организованным, сбалансированным и определенным. Исходным же условием такого структурирования мышления является прирожденное свойство мышления - ассоциативность, в силу чего те или иные образовавшиеся представления или понятия способны вызывать в сознании и другие представления и понятия. Обычно в этой связи указывают на три вида ассоциаций: по сходству (по тождеству), по контрасту (по противоположности) и по смежности (по аналогии). Какая из названных ассоциаций будет доминировать в данном случае, зависит от стоящей перед мышлением задачи. Так возникает первичный акт мышления - суждение: A есть B. Таким образом, логическая целенаправленность ассоциативного мышления и выступает как первая характеристика культуры логического мышления.

Информация о работе Специфика логики как науки