Предмет логики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 08:17, контрольная работа

Описание работы

Логика — это наука о правилах мышления, изучающая мышление как средство познания, и о законах мыслительных процессов, направленных на обнаружение и обоснование истины.
- это нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка.

Работа содержит 1 файл

Предмет логики.docx

— 34.51 Кб (Скачать)

 

Закон единства и  борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источник развития и связей всех природных, социальных и духовных объектов, раскрывается через категории: «противоположность», «противоречие», «единство», «борьба противоположностей», «тождество», «различие».

Объекты бытия представляют собой определенную целостность  со своими противоположностями. Уже в древности утверждалось, что все существующее в мире есть результат столкновения противоположных сил: доброго и злого начал (в египетском мифе о борьбе Осириса и Гора); Инь и Ян (в китайской мифологии) - взаимодействия добра и зла, красоты и безобразия, мужчины и женщины, солнца и луны, небес и земли, наслаждения и страдания и т.д.

В целом, закон взаимопроникновения  противоположностей вскрывает в  развитии импульс, побудительную силу, указывает, что основой изменений  является борьба противоположностей, а основой относительной стабильности — единство сторон, тенденций того или иного процесса, явления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закон отрицания  отрицания

Рассматриваемый закон характеризует  направление и форму развития, поступательность и преемственность, относительную повторяемость определенных моментов старого. Основополагающей для  данного закона является категория  диалектического отрицания.

Ряд философских направлений  упрощенно рассматривает отрицание: как движение вспять, разрушение; имеющее  место лишь в мышлении, особенно в негативных эмоциональных состояниях сознания, либо лишь в социальных процессах.

Реально отрицание носит  всеобщий характер. «Для диалектической философии, — отмечал Ф. Энгельс, - нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного  падения, и ничто не может устоять  перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения».

Противоречивость явлений  предполагает скачкообразный переход  от одного качества к другому, что  со стороны взаимоотношения старого  и нового выступает процессом  отрицания. Воздействие на предмет (например, размалывание зерна) может  привести к гибели этого предмета, что, однако, не означает остановки  развития, ведь полученный от размалывания продукт, употребляемый в пищу, способствует развитию человека или животного. Любое  действие представляет собой не изолированный  акт, а находится в системе  объективных взаимосвязей вещей. Например, хищники, истребляя менее приспособленных  особей, содействуют их естественному  отбору, т.е. прекращение индивидуального  развития отдельных особей сопровождается в целом совершенствованием вида. «Отрицательное, - писал Гегель, - равным образом и положительно..., противоречащее себе не переходит в... ничто...»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие

Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Понятие в формальной логике — элементарная единица мыслительной деятельности, обладающая известной  целостностью и устойчивостью и  взятая в отвлечении от словесного выражения этой деятельности. Понятие — это то, что выражается (или обозначается) любой значащей (самостоятельной) частью речи (кроме местоимений), а если перейти от масштабов языка в целом к «микроуровню», то — членом предложения. Для трактовки проблемы понятия (в её формальнологическом аспекте) можно воспользоваться готовым арсеналом трёх областей современного знания: 1) общей алгебры, 2) логической семантики, 3) математической логики.

Понятие – это совокупность существенных признаков предмета.

В быту, да и в науке, значение слова «понятие» может отличаться от его значения в философии или  формальной логике.

Понятие считается составным, если оно опирается на другие понятия, и элементарным в противном случае (например: «Элементарные понятия статистики»[3])

Понятия можно разделить  на абстрактные и конкретные, и, в каждом из них, на эмпирические и теоретические.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие называется эмпирическим, если оно выработано на основе непосредственного  сравнения общих свойств некоторого класса наличиствующих (доступных для изучения) объектов или явлений, и теоретическим, если оно выработано на основе опосредованного анализа некоторого класса явлений (или объектов) при помощи ранее выработанных понятий, концепций и формализмов.

Понятие называется конкретным, если оно относится к определённому  объекту окружающего мира, и абстрактным, если оно относится к свойствам  широкого класса объектов.

Название любого материального  предмета одновременно является конкретным эмпирическим понятием. К конкретным теоретическим понятиям следует  отнести, в частности, государственные  законы.

Абстрактные эмпирические понятия  отражают принятый стиль мышления или  суждений, например: «В контексте логотерапии понятие духовного не имеет религиозной окраски и относится к собственно человеческому измерению существования».[4]

К абстрактным эмпирическим понятиям можно отнести, в частности, неписаный и порой довольно расплывчатый кодекс поведения какой-либо социальной группы (зачастую приблатнённой или даже уголовной), который в общих чертах определяет, какие действия считаются «правильными» или «неправильными»). Чтобы увидеть разницу между теоретическими и эмпирическими понятиями, сравните 2 фразы:

 «Приговоры… выносились  в соответствии с действовавшими  в те времена законами»

«Приговоры… выносились в  соответствии с действовавшими в  те времена понятиями»[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (пример взят из[6] — по замыслу автора в последнем случае речь может идти, по существу, о беззакониях).

Абстрактные теоретические  понятия приняты в физике, например: «Перейдем к изложению основных понятий классической механики. Для  простоты, мы будем рассматривать  только материальную точку, то есть тело, размером которого можно пренебречь…» (Википедия, Классическая механика).

В более специфических  случаях понятие считается конкретным (хотя может оставаться вполне теоретическим), например: "Электрон — стабильная элементарная частица с зарядом  −1.6021892(46)×10−19 Кл, массой 9.109554(906)×10−31 кг и спином 1/2. ".

 

Понятие Истинны.

И́стина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету

В логике, для которой значение истинности суждений и умозаключений  является одним из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формальных аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суждение

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его  свойствах или отношениях между  предметами. Виды суждений и отношения  между ними изучаются в философской  логике.

Простые суждения — суждения, составными частями которых являются понятия. Простое суждение можно  разложить только на понятия.

Сложные суждения — суждения, составными частями которых являются простые суждения или их сочетания. Сложное суждение может рассматриваться  как образование из нескольких исходных суждений, соединенных в рамках данного  сложного суждения логическими союзами (связками). От того, при помощи какого союза связываются простые суждения, зависит логическая особенность  сложного суждения.

По качеству

Утвердительные — S есть P. Пример: «Люди пристрастны к самим себе».

Отрицательные — S не есть P. Пример: «Люди не поддаются лести».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По объёму

Общие — суждения, которые  справедливы относительно всего  объёма понятия (Все S суть P). Пример: «Все растения живут».

Частные — суждения, которые  справедливы относительно части  объема понятия (Некоторые S суть P). Пример: «Некоторые растения суть хвойные».

По отношению

Категорические — суждения, в которых сказуемое утверждается относительно субъекта без ограничений  во времени, в пространстве или обстоятельствах; безусловное суждение (S есть P). Пример: «Все люди смертны».

Условные — суждения, в  которых сказуемое ограничивает отношение каким-либо условием (Если А есть В, то С есть D). Пример: «Если дождь пойдет, то почва будет мокрая». Для условных суждений

Основание — это (предыдущее) суждение, которое содержит условие.

Следствие — это (последующее) суждение, которое содержит следствие.

Умозаключение.

Умозаключение - абстрактная  взаимосвязь суждений, постигаемая  с помощью рационального мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умозаключение, умственное действие, связывающее в ряд "посылок" и "следствий" мысли различного содержания; У. реализует в плане "внутренней речи" присущие индивидуальному (или общественному) сознанию нормы  и типы такой связи, которые и  являются в каждом отдельном случае психологической основой У. Если эти нормы и типы совпадают с правилами и законами логики (см. Логический закон), У. по своему результату равносильно логическому выводу (см. Логика), хотя, вообще говоря, логический вывод и У. – качественно различны. В отличие от У., логический вывод строится с опорой на "внешние средства" путём словесной (знаковой) записи мыслей или же их формализации – кодификации (отображении) мыслей и их связей в каком-либо формальном (формализованном)

языке, логическом исчислении и т.п. – с целью свести до минимума "подсознательные", "энтимематические". "эллиптические" элементы вывода, перевести абстрактный или "свёрнутый" ход мысли на язык "образов". Кроме того, нормы, определяющие "законность" У., не обязательно должны быть логическими. Например, неполная индукция – это именно У., а не логический вывод, поскольку связь посылок и заключений в индукции имеет фактическую и психологическую основу (в виде известных норм генерализации), но не имеет логической основы – формальных правил, определяющих ход мысли от частного к общему. У. отлично и от рассуждения: последнее – всегда сознательное и произвольное действие мышления, а У., по крайней мере в его основе, может быть и подсознательным, и непроизвольным актом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Предмет логики