Предмет логики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 08:17, контрольная работа

Описание работы

Логика — это наука о правилах мышления, изучающая мышление как средство познания, и о законах мыслительных процессов, направленных на обнаружение и обоснование истины.
- это нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка.

Работа содержит 1 файл

Предмет логики.docx

— 34.51 Кб (Скачать)

Предмет логики

Логика — это наука  о правилах мышления, изучающая мышление как средство познания, и о законах  мыслительных процессов, направленных на обнаружение и обоснование  истины.

               - это нормативная наука о формах  и приемах интеллектуальной познавательной  деятельности, осуществляемой с  помощью языка. 

Предметом логики служат законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек  познает окружающий мир.

Значимые вопросы философии  относятся к познанию действительности и связаны с мышлением, поэтому  логика зародилась и развивалась  как наука философская, в современности  представляющая собой систему знаний, состоящую из двух самостоятельных  наук: логики формальной и диалектической.

  В настоящее время  понятие «логика» используется, во-первых, для обозначения последовательных  связей предметов и явлений  окружающего мира (например, «логика  событий», «логика международных  отношений»); во-вторых, для характеристики  способа мышления («субъективная  логика»,«женская логика», «железная логика»); в-третьих, для обозначения непосредственно науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Логика как наука  зародилась в Древней Греции  и много столетий считалась  критерием образованности. В начале XIX в. Г.В.Ф. Гегель указал на  ее ограниченность и недостаточность  с точки зрения отражения процесса движения мысли. Он отметил, что такая логика отражает не движение содержания мысли, а форму мыслительного процесса. Для компенсации этого недостатка Гегель создал новую диалектическую логику, а существовавшую до нее назвал формальной.

Предметом изучения диалектической логики служат законы развития человеческого  мышления и основанные на них методологические принципы (объективность, всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные  стороны, восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

  Диалектическая логика  — это один из способов познания  диалектики реальности.

Формальная логика, использующая математические методы изучения реальности, в начале XX в. получила название «логистика», означающее искусство вычисления. Теперь данный термин почти вышел из употребления, уступив место терминам «математическая логика» или «символическая логика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формальная логика изучает  форму как нечто отдельное, обособленное от содержания.

  Предметом изучения  формальной логики служит форма  мышления. Рассмотрим внешнюю и  внутреннюю формы мышления как  любого явления.

  Внешняя форма явления  — это способ данного явления  проявиться вовне, его поверхность  (например, для мышления такой  формой становится речь).

  Внутренняя форма явления  — это структурная конструкция  из элементов, которые составляют  данное явление.

   Внутренней формой  мышления можно назвать процесс  сочетания и взаимодействия образований,  которые называются мыслями.

Структура мышления — это  различные способы группировки  мыслей в процессе мышления.

  В отличие от самого  мышления и, тем более, его  структуры мы видим их внешнюю  речевую форму. Невозможно сделать  мышление устойчивым предметом  исследования, если только оно  не облекается в форму речи (устной или письменной). Очевидно, речь — это эмпирический материал, служащий истоком для формальной  логики. Но речь и язык как  внешняя структура мышления интересуют  логику как средство для ее  выражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формальная логика — это  наука об общих структурах правильного  мышления в его языковой форме, раскрывающая лежащие в его основе закономерности.

Логическими формами называются различные соединения мыслей, рассматриваемые  как структурные образования  мышления.

  Логические формы состоят  из мыслей, в том числе, например, из других логических форм  и различных способов их связи,  или так называемых связок. Три  вида логических форм, таких как  понятие, суждение, умозаключение,  состоят из мыслей и средств  их связи, связок.

Общая логика представляет собой учение о трех логических формах: понятии, суждении, умозаключении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мышление

Четыре закона правильного  мышления-  тождество, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания.

Наиболее общие формы  мышления - Это понятия, суждений, умозаключений, доказательств.

Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения  между познаваемыми объектами. Мыслить  — значит производить операции с  использованием формальной логики.

http://www.braintools.ru/thinking

Взгляды на проблему. Определение  понятия мышления

С точки зрения психологии

В психологии мышление —  совокупность умственных процессов, лежащих  в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание,восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся  в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений  между ними.

Мышление как одна из психических  функций — психический процесс  отражения и познания существенных связей и отношений предметов  и явлений объективного мира.

В диалектической логике мышление — идеальный компонент реальной деятельности общественного человека.

Мышление — высшая ступень  познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законы формальной логики

Формально-логические законы складывались и развивались по мере развития разума. Эти законы - своеобразная фиксация свойств и признаков, постоянно  наблюдаемых в реальной жизни: таких  как определенность, уникальность и  стабильность объектов окружающего  мира. Но здесь должно быть четкое понимание: логические законы - это не фиксация конкретных законов развития мира. Будучи аналитическими предложениями, они не могут ничего сказать о  фактическом мире. Это именно законы правильного построения мыслительных цепочек. В этом смысле - как выразители признаков правильного мышления - они действуют в абсолютно  любом рассуждении, к чему-бы оно ни применялось. Таким образом - логические законы относятся только к форме мышления, а не к его объекту.

Поэтому формально-логические законы абсолютно глобальны в социально-культуральном смысле - они действуют во все времена и во всех странах, люди разных национальностей и разной культуры мыслят логически, используя одни и те же законы.

Собственно - вот эти законы:

-Закон тождества - всякое понятие и суждение тождественно самому себе.

Вывод: нельзя отождествлять  различные мысли, нельзя тождественные  мысли принимать за нетождественные.

Результат применения: закон  тождества обеспечивает  определенность логического мышления.

-Закон непротиворечия - два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными; по крайне мере одно из них необходимо ложно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Утверждая что-либо о каком-либо объекте, мы не можем, не противореча себе, отрицать то же самое  о том же самом объекте, взятом в то же самое время и в том  же самом отношении.

Результат применения: второй закон обеспечивает  непротиворечивость и последовательность мышления, способность  фиксировать и исправлять всякого  рода противоречия в своих и чужих  рассуждениях.

-Закон исключенного третьего - два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными: одно из них необходимо истинно; другое - необходимо ложно; третье суждение исключено.

Вывод: нельзя уклоняться от признания истинным одного из двух противоречащих друг другу высказывай и искать нечто третье между ними.

Результат применения: достигается  однозначность логического мышления.

-Закон достаточного основания - всякая истинная мысль имеет достаточное основание

Вывод: достаточным основанием какой либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и признанная истинной мысль, из которой вытекает истинность рассматриваемой мысли.

Результат применения: закон  обеспечивает  обоснованность мышления. Во всех случаях, когда мы утверждаем что-либо, мы обязаны доказать свою правоту, т.е. привести достаточные  основания, подтверждающие истинность наших мыслей.

 

Основные законы диалектики

Закон взаимного  перехода количественных и качественных изменений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалектика - теория и метод  осмысления новых граней бытия, конкретных ситуаций, проблем. Диалектика постигает  окружающее через диалог мысли и  действия, через анализ и синтез взаимоисключающих и взаимополагающих мнений и точек зрения. Диалектика учит мудрости, учит избегать ошибок. В своем внутреннем основании диалектика едина, в проявлениях, формах и способах применения - разнообразна и многомерна. В исходных установках и целях она относительно устойчива, в конкретных приложениях и воплощениях - изменчива, постоянно совершенствуется (последнее видно, хотя бы, на примере обогащения диалектики идеями синергетики).

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений  показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков их механизм. Содержание действия этого закона раскрывается через категории: «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок».

Человек издавна пытался  выявить природу качественных и  количественных характеристик в  строении и динамике мироздания. Пифагорейцы  утверждали, что числа, выражающие количественные соотношения, являются элементами всех вещей, придают гармонию сферам Солнечной  системы. Отличие друг от друга неодинаковых вещей и процессов, т.е. их качественное своеобразие, пытались объяснить Фалес, Анаксимен и Гераклит. Аристотель ввел категории качества и количества для определения фундаментальных  свойств природы и познания. Качеству он приписывал следующие контексты: свойства и состояния, как преходящие, так и стабильные, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи. Количество Аристотель рассматривал с точки зрения «множества» и «величины», «равенства» либо «неравенства».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, рассматриваемый закон  диалектики устанавливает, что количественные изменения на известной ступени  скачком переходят в качественные различия с возникновением обладающего  новой мерой свойств предмета. Вновь образованное качество, имея новые количественные параметры, делает возможным новый виток развития.

Информация о работе Предмет логики