Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:47, реферат
Понятие - мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.
Например, понятие "четырехугольник с равными сторонами и равными углами" выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака "иметь равные стороны и равные углы".
Содержание
Введение 3
1 Общая характеристика понятия 4
2 Логические приемы образования понятия 7
3 Понятие и слово 9
4 Виды понятий 13
Заключение 16
Список литературы
3
Понятие и слово
Предметом
изучения логики являются формы и
законы правильного мышления. Мышление
есть функция человеческого мозга,
которая неразрывно связана с
языком. Функции языка: хранить информацию,
быть средством выражения эмоций,
быть средством познания. Речь может
быть устной или письменной, звуковой
или незвуковой, речью внешней
или внутренней, речью, выраженной с
помощью естественного или
Понятия закрепляются и выражаются в словах и словосочетаниях. Единство понятия и слова не означает их полного совпадения.
Понятия однозначны, а слова имеют нередко множество значений. В любом языке существуют омонимы и синонимы. Омонимы - это слова, совпадающие по звучанию и по форме, но выражающие различные понятия (например, слово "коса" - прядь волос, узкая полоска суши, инструмент для скашивания травы и т.п.). Синонимы - слова, близкие по значению, но различные по звучанию (родина и отечество, хворь и болезнь).
Слово лишь выражает понятие, оно – материальное образование, удобное для передачи, хранения и обработки.
Слово, обозначая предмет, заменяет его. А понятие, выражаясь в слове, отражает этот предмет в самых важных, существенных, общих признаках.
Мысль не возможно передать на расстояние. Человек передает на расстояние сигналы о возникающих в голове мыслях с помощью речи (слова), которые воспринимаются другими людьми, превращаются в соответствующие исходным, но теперь уже их мысли. На данном этапе можно определить, что понятие, слово и предмет, совершенно разные по своей сути вещи. Например, один человек сообщает другому о том, что он приобрел письменный стол, допустим, не добавляя каких-либо других его характеристик.
В целях упрощения, выделяем из контекста лишь одно понятие «письменный стол». Для первого человека оно связано с конкретным предметом, обладающим рядом свойств, из которых выделено существенное - он предназначен для письма.
При помощи речи мысль о «письменном столе» передается другому человеку и уже превращается в его мысль. В голове последнего на основании понятия идеального «письменного стола» (обобщенного, абстрактного) возникает образ этого «письменного стола» как предмета. По-моему мнению, несмотря даже на то, что это понятие можно было передать и при помощи не двух, а более сочетаний слов, характеризующих предмет, то в конечном итоге образ «письменного стола», воспроизведенного в голове другого человека все- таки не полностью соответствовал конкретному описанному предмету в точности.
Поэтому предмет, слово и понятие взаимосвязаны, но не тождественны. Признаки предмета и признаки понятия не совпадают между собой. Признаки любого материального предмета – это внешнее или внутренние свойства, признаки понятия – обобщенность, абстрактность, идеальность.
Понятие, как и всякая мысль, выражается в определенной знаковой форме. Такими формами в языке являются общие описательные имена. Обычно вместо них используют всякого рода сокращения. Понятия составляют смысл имен такого рода и в силу из функции – мысленного выделения предметов – связывают эти имена с теми объектами, которые они должны представлять как знаки языка в процессах коммуникации и мышления.
Смысл представляет собой одну из характеристик знаков. Говоря о понятии, мы выходим за пределы теории знаков, рассматривая понятие не как некоторую характеристику знаков, а как определенную форму отражения действительности на ступени абстрактного мышления, то есть на ступени познания действительности с помощью языка. Смыслы знаков представляют собой определенные мысленные образования, результаты определенной мысленной переработки предметов действительности и фиксации их в языке. В этих образованиях находит выражение своеобразие и многообразие форм мыслительной, познавательной деятельности человека. В связи с вопросом о соотношении знаковой формы понятия и сокращающихся слов следует различать два типа ситуаций.
1.
В процессе той или иной
научной деятельности или в
повседневной жизни человек
2. Имеется уже более или менее точно интуитивно употребляемое в научном или повседневном обиходе некоторое имя, обозначающее предметы некоторого класса, и затем образуется понятие о соответствующих предметах, отвечающие на вопрос, что собой представляют эти предметы.
То, что понятие и слово неотделимы друг от друга в своем возникновении и функционировании не означает их абсолютного тождества, так как между ними есть следующие определенные различия.
Во-первых, не всякое понятие выражается одним словом. Многие понятия выражаются совокупностью слов – словосочетаниями.
Во-вторых, понятие и слово не всегда однозначно соответствуют друг другу, что связано с существованием омонимов и синонимов.
Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к различным понятиям.
К омонимам примыкают слова-
Синонимы – это слова, тождественные или очень близкие по своему значению.
В-третьих, в обыденной речи к основному значению понятий часто добавляются дополнительные оттенки, служащие для выражения эмоционального или оценочного отношения говорящего к предмету мысли.
Таким
образом, понятие, находясь в неразрывном
единстве со словом, не всегда однозначно
с ним совпадает. Слово – форма
выражения понятия, а понятие, в
свою очередь, выражает смысловое содержание
слова.
4
Виды понятий
Виды
понятий – это различные
Различие видов понятий осуществляется по трем основаниям:
1)
по характеристикам объемов
2)
по характеру признаков,
3)
по характеру предметов,
1.
Среди всех возможных понятий
обычно выделяют пустые и
Пустыми называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе не возможно. От пустых понятий следует отличать понятия, отражающие предметы, реально не существующие в настоящее время, но существовавшие в прошлом или существование которых возможно в будущем. Такие понятия не являются нулевыми.
Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет, а в общем понятии мыслится множество предметов.
Единичное понятие по своей сути представляет собой некое обобщение и этим отличается от имени отдельного предмета.
Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются общие понятия, в которых множество мыслимых в них предметов поддается учету, регистрации. Например «народный депутат России». Нерегистрирующими называются общие понятия, относящиеся к неопределенному числу предметов. Например «человек».
2.
По характеру признаков обычно
выделяют положительные и
Положительные – это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету. Например «проницательность».
Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств. Например «не живущий по средствам».
Относительные понятия – Это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого. Например»производство» - «потребление».
Безотносительные – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета. Например «инвестиция».
3. По характеру обобщаемых в понятии объектов следует различать прежде всего понятия, в которых обобщаются отдельные предметы того или иного типа и системы объектов.
Дальнейшее
подразделение относится к
Конкретными
объектами называются вещи, ситуации
и процессы реальной действительности,
а также результаты той или
иной идеализации таких предметов
и множества и системы
Абстрактные объекты - суть создания мысли, идеальные предметы.
Конкретным называется понятие, элементы объема которого – конкретные объекты. Абстрактные понятия в качестве элементов объема имеют абстрактные объекты.
Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое. Например «лес», «коллектив».
Несобирательные понятия – это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием. Например «дерево», «человек».
Определить,
к какому виду относится то или
иное понятие, значит, дать ему логическую
характеристику. Логическая характеристика
понятий помогает уточнить их содержание
и объем, вырабатывает навыки более точного
употребления понятий в процессе рассуждения
Заключение
Понятие является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях, благодаря которым мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.
Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд мыслительных (логических) приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.
Понятие
находится в неразрывном
Виды
понятий – это различные
В
последнее время наблюдается
рост интереса к теории понятия в
связи с проблемой представлени
Понятия
играют важную роль как в науке, так
и в повседневной практике.
Список
литературы