Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:47, реферат
Понятие - мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.
Например, понятие "четырехугольник с равными сторонами и равными углами" выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака "иметь равные стороны и равные углы".
Содержание
Введение 3
1 Общая характеристика понятия 4
2 Логические приемы образования понятия 7
3 Понятие и слово 9
4 Виды понятий 13
Заключение 16
Список литературы
Содержание
Введение 3
1
Общая характеристика понятия
2 Логические приемы образования понятия 7
3 Понятие и слово 9
4 Виды понятий 13
Заключение 16
Список
литературы 17
Введение
Понятие - мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.
Например, понятие "четырехугольник с равными сторонами и равными углами" выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака "иметь равные стороны и равные углы".
Понятие (наряду с суждением и научной теорией) - одна из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания.
Понятия
представляют собой идеальные сущности,
продукты мыслительной деятельности человека,
их функция состоит в мысленном
объединении разнородных
Понятия, используемые в науке и в других сферах человеческой деятельности, чрезвычайно многообразны по своей структуре, типам обобщаемых в них объектов и другим характеристикам.
Типологизация
понятий, т.е. выделение и систематизация
различных их видов, может проводиться
по разным основаниям - их делят на виды,
во-первых, исходя из особенностей содержаний,
и во-вторых, учитывая специфику
их объемов и элементов объемов.
1
Общая характеристика
понятия
Окружающий
нас мир предстает перед
Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Все то, что так или иначе характеризует предмет, позволяет рассматривать его именно как данный, а не иной предмет, служит его признаком, то есть показателем, приметой, средством отличить его от других.
Главное для данной формы мысли – отражать общее и в тоже время существенное, отличительное в предмете. Общими признаками выступают те, которые присущи нескольким предметам, явлениям, процессам.
Признаки предмета могут носить самый разнообразный характер.
Они
могут быть общими и единичными,
существенными и
В основе понятий лежат общие, существенные и необходимые признаки. Понятие носит предметный характер, то есть отражает конкретно существующие в материальной или духовной деятельности людей вещи, процессы, явления, их свойства, связи и отношения. В то же время понятия обладают относительной самостоятельностью. предмет может исчезнуть, а понятие его - сохраниться и передаваться от поколения к поколению. С изменением человеческой деятельности появляются новые понятия.
Существенным
является признак, который отражает
внутреннее, коренное свойство предмета.
Уничтожение или изменение
Но следует иметь в виду, что существенность того или иного признака определяется интересами человека, сложившейся ситуацией.
Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными.
Существенным
признаком воды для жаждущего
человека и для химика будут два
различных свойства. Для первого
– способность утолить жажду,
для второго – структура
Несущественными признаками преступления против свободы, чести и достоинства личности на этапе его квалифицирования являются последствия преступления, количество его участников, наличие предварительного сговора, угроза применения оружия и многие другие.
Важно
иметь в виду, что различия между
существенными и
Исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком-либо отношении и фиксирует их в понятиях. Каждый из существенных признаков необходим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мысли из общей предметной среды.
Так
как понятие по своей природе
является «идеальным», то не имеет вещественно-
Понятия служат одним из важнейших способов освоения человеком мира. Они выполняют две основные функции.
Первая
- познавательная. Понятие образуется
в результате выявления наиболее
общих свойств предметов. Понятия
служат средством дальнейшего познания
мира при помощи логической операции
подведения под понятие. Например, понятие
вещество образовалось в результате
выделения общих свойств
Вторая - коммуникативная, заключающаяся в том, что понятие является средством общения. Закрепляя свои знания в форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе общения, а также передаются их последующим поколениям. Тем самым осуществляется социальное наследование знаний, обеспечивается духовная преемственность поколений и эволюция, научный прогресс.
Таким образом, понятие - это логическая мысль о предмете, отражение предмета в его одном или нескольких существенных признаках
Под
предметом подразумеваются
Понятие обычно определяют как одну из основных форм мышления. Оно может выступать как специфический результат мышления и является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.
Мышление
– это отражение
Характеристика
понятия как формы познания, как
способа мыслительной деятельности
– это способ мыслительного выделения
классов предметов посредством
обобщения этих предметов. Этот процесс
включает множество приемов познания.
Понятия, в которых предметы обобщаются
по существенным признакам, имеют наибольшую
ценность в познании. Однако мысль
представляет собой понятие независимо
от того, насколько существенными
являются признаки, составляющие основу
обобщения предметов, тем более что для
предметов одного и того же класса возможны
и более и менее существенные признаки,
существенные для характеристики самих
этих предметов или с какой-то точки зрения
в связи с тем или иным использованием
предметов.
2
Логические приемы
образования понятия
Образование
понятия - не простой зеркальный акт
отражения предметов
Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд мыслительных (логических) приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.
Сравнением является мысленное установление сходства или различия предметов по существенным признакам.
Анализом называется мыслительное расчленение предметов нм их составные части, выделение в них признаков.
Синтез – это мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и временное отвлечение от других.
Обобщение
– мысленное объединение
Таким образом, устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез)и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм мышления - понятие.
Указанные логические приемы образования понятий взаимосвязаны и образуют единый процесс, результатом чего является мысль, содержание которой бесконечно разнообразно, но форма неизменно одна – понятие.
Процесс образования понятий связан с процессом их обозначения, поиска точных словесных выражений мысли о предмете. Данный процесс имеет свои особенности, связанные с тем, что человек не может придумывать для каждого отдельно существующего предмета свое специфическое название. Иначе, словарный запас стал бы практически необозрим, а сам язык был бы недоступным человеку.
Люди вполне обходятся ограниченным количеством слов, поэтому словарный запас намного меньше числа обозначаемых с помощью слов предметов. Каждое из таких слов выражает понятия, относящиеся не к одному предмету, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и существенных признаков.
Слова-понятия
позволяют человеку обобщать и углублять
знания об объектах, выходя в их познании
за пределы чувственного опыта. Новое
знание может входить в старую
систему понятий и выражаться
с помощью уже известных слов.
В связи с этим необходимость
придумывать новые слова для
выражения полученных знаний возникает
редко. С помощью ограниченного числа
слов, благодаря понятиям, можно обозначить
практически бесконечное число предметов.
Пользуясь словами для обозначения понятия
о предмете, человек как бы "видит"
в предмете больше, чем дано ему непосредственно
через органы чувств.