Понятие как форма мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:51, контрольная работа

Описание работы

Понятие обычно определяют как одну из основных форм мышления. Оно может выступать как специфический результат мышления и является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.

Работа содержит 1 файл

Общая характеристика понятия законченое.docx

— 50.19 Кб (Скачать)

Конкретными объектами называются вещи, ситуации и процессы реальной действительности, а также результаты той или иной идеализации таких  предметов и множества и системы  предметов указанных типов, мыслимые как целое. Абстрактные объекты -  суть создания мысли, идеальные предметы.

Конкретным называется понятие, элементы объема которого – конкретные объекты. Абстрактные понятия в  качестве элементов объема имеют  абстрактные объекты.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое. Например «лес», «коллектив».

Не собирательные понятия  – это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому  предмету данного класса, который  охватывается понятием. Например «дерево», «человек».

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, значит, дать ему логическую характеристику. Логическая  характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения. 

Понятие может быть достаточно (если не исчерпывающе) полно охарактеризовано с двух сторон — со стороны своего содержания (смысла) и со стороны  того, к каким предметам оно  относится. Эти две стороны называются соответственно интенсиональной и экстенсиональной.

Интенсиональность понятия.

Содержание понятия объясняют, как правило, через отождествление его либо:

- с понятием как таковым  (содержание понятия — это  система признаков, на основе  которой осуществлено обобщение и выделение предметов в понятии).

- со значением (совокупность  существенных признаков предмета, мыслимых в понятии, называется  содержанием понятия)

-со всем, что известно  о данном явлении вообще.

Получается, что в некотором смысле содержание  понятия – это то, что  нам известно о вещах, соответствующих этому понятию.     Эти трактовки содержания понятия, заключают в себе некоторую мысль или тенденцию к ней, которую можно выразить так: содержание понятия — это информация, необходимая для того, чтобы образовать, сформулировать данное понятие и осмыслить его. А информация эта — знание всякого рода, о признаках отличительных, общих, существенных и всех вообще признаках.  Существует представление о величине содержания, т. е. содержание одних понятий может быть больше, чем содержание других понятий. Но определения, что такое величина удержания понятия, по-видимому, не существует.  Чаще всего объясняют это так: понятие, например, автомобиля более содержательно, т. е. больше по содержанию, чем понятие машины. Ведь чтобы сформулировать понятие автомобиля, нужно использовать понятие машины. Тогда как при определении машины понятие автомобиля использовать нет необходимости. Сравнивать по величине можно лишь подчиняющее и подчиненное понятия, но не иные.          

Специфическим элементом  содержания понятия является коннотация, т. е. те этические и эстетические оттенки, окраски и ассоциации, которые мы вкладываем в понятие (особенно в русском языке), приводящие иногда к изменению его словесной формы. Чтобы понять, что же это, достаточно сравнить такие слова, как дядя и дядюшка, дела и делишки и т. п., и попытаться сказать, чем же они отличаются друг от друга.

Экстенсиональность  понятия.

Понятие всегда относится  к каким-то объектам вне его, обозначает какие-то вещи явления, предметы. Именно те, которые имеют признаки, обобщенные в понятии. Такие предметы составляют особый класс. Класс предметов определяют как совокупность объектов, имеющих  один или несколько общих характеристических признаков, отраженных каким-либо понятием.[1c.199]   

Чтобы перейти к объему понятия, нужно провести различие между  предметами реальными и абстрактными. Случается, что кое-какие признаки и черты приписываются ему  и ошибочно. Словом, предмет в  своем реальном бытии и предмет как объект мысли — это не одно и то же. В последнем случае мы имеем дело с особым мыслительным явлением, которое называют абстрактным предметом.

Предмет, о котором известно только то, что он подходит под то или иное понятие, и больше ничего, есть целиком мыслительное образование  и называется абстрактным предметом. Совокупность абстрактных предметов, соответствующих одному и тому же понятию, составляет его объем.

Понятию, однако, соответствуют  не только отдельные конкретные предметы, но и их категории. Поэтому в трактовке объема понятия можно отметить два подхода.

Первый заключается в  том, что объем понятия, составляют все другие понятия, для которых  оно является общим. Например, понятие  машины является общим для таких  понятий, как автомобиль, грейдер, экскаватор и т. д. Такой объем можно было бы назвать объемом разнообразия, потому что он показывает, как велико число разновидностей данного явления, как разнообразно оно.

Второй подход можно выразить такими словами: объем понятия —  все предметы, к которым относится  данное понятие.

Объём понятия не может  состоять из реальных предметов, а может  состоять лишь из мыслей. Мы сказали  бы так: объем понятия составляют утверждения о наличии (существовании) конкретных предметов (или их категорий, понимаемых как одно целое), которые обладают свойствами, подходящими под данное понятие, что позволяет быть реальным и данному понятию. Объемы, составленные из утверждений о существовании предметов, соответствующих данному понятию; могут быть названы количественными.

При обращении с объемами понятий возможна следующая ошибка: части предмета могут полагаться частями объёма. Получается сколько  у предмета частей, таков и его  объем. Но части предмета — это  не экземпляры, не категории и разновидности  предмета. Плавник не есть разновидность рыбы, потому объемы этих двух понятий не соприкасаются.

 

Отношения между  понятиями

 

Рассматривая отношения  между понятиями, следует, прежде всего, различать понятия сравнимые  и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом  (например: пресса и телевидение — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации).

Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно (например:  квадрат  и общественное порицание). 

Они относятся к разным, весьма отдаленным друг от друга областям действительности и не имеют признаков, на основании которых их можно  было бы сравнивать друг с другом.

Сравнимые понятия делятся  на совместимые и несовместимые.

Понятия, объемы которых  полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет признаков, исключающих совпадение их объемов.

Отношение между понятиями  принято изображать с помощью  круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка — предмет, мыслимый в его объеме. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения. 

Существуют три вида отношений  совместимости:

a)   равнозначные:

В отношении равнозначности находятся понятия, в которых  мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно). В отношении  равнозначности находятся, например, понятия  “геометрическая фигура с тремя равными углами”  и  “геометрическая фигура с тремя равными сторонами “. Эти понятия отражают один предмет мысли: равноугольный (равносторонний) треугольник, их объемы полностью совпадают, однако содержание различно, поскольку каждое из них  содержит разные признаки треугольника.                                                                                     

b)   пересечение (перекрещивание):

В отношении пересечения (перекрещивания) находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.

с)   подчинение (субординация):

В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в  объем другого, составляя его часть.

Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное - видом. Так, понятие «городской суд» будет видом по отношению к понятию «суд».

Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее), понятие  является видом, а единичное (подчиненное) является  индивидом.                       

Отношения «род» — «вид»  — «индивид» широко используются в логических операциях с понятиями  — в обобщении, ограничении, определении  и делении. 

 

Понятия, объемы которых  не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми. Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов.

Существуют три вида отношений  несовместимости:

a)  соподчинение:  

В отношении соподчинения находятся два или больше неперекрещивающихся  понятий, подчиненных общему для  них понятию. Понятия, находящиеся  в отношении подчинения к общему для них понятию, называются соподчиненными.

b)  противоположность:

В отношении противоположности  находятся понятия, одно из которых  содержит некоторые признаки, а другое — признаки, не совместимые с ними. Объемы двух противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которому они соподчинены.

c)   противоречие:

В отношении противоречия  находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает.

Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчинены.

В отношении противоречия находятся положительные и отрицательные понятия:  четный и нечетный, успевающий и  неуспевающий. 

Между двумя противоречащими  понятиями не может быть никакого третьего понятия.[3.c.250]

 

Обобщение и ограничение  понятий

 

Обобщить понятие - значит,  перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.

Например, обобщая понятие  «Министерство юстиции Российской Федерации», мы переходим к понятию «министерство юстиции». Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия; первое относится ко второму как индивид к виду. Вместе с тем содержание понятия, образованного в результате обобщения, уменьшилось, так как мы исключили его индивидуальные признаки.

Из приведенного примера  видно, что для образования какого-либо нового понятия путем обобщения  нужно уменьшить содержание исходного понятия, т.е. исключить видовые (или индивидуальные) признаки.

Обобщение понятия не может  быть беспредельным. Наиболее общими являются понятия с предельно широким  объемом — категории, например «материя», «сознание, «отношение» и т.п. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя.

Ограничение понятия представляет собой операцию, противоположенную операции обобщения. 

Ограничить понятие - значит, перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием. 

Пределом ограничения  понятия является единичное понятие. Таким образом, изменяя объем исходного понятия, мы изменяем  и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию — с большим объемом и меньшим содержанием (обобщение) или меньшим объемом и большим содержанием (ограничение).[4.c.359]

Логические операции обобщения  и ограничения понятий широко применяются в практике мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последовательным.

Обобщение и ограничение  понятий не следует смешивать с мысленным переходом отчасти к целому и выделением части из целого. Например, сутки делятся на часы, часы на минуты, минуты на секунды. Каждое последующее понятие не является видом предыдущего, которое в свою очередь нельзя рассматривать как родовое. Поэтому переход от понятия «час» к понятию «сутки» — не обобщение, а переход от части к целому; переход от понятия «час» к понятию «минута» — не ограничение, а выделение части из целого.

 

Определение понятий.  Сущность и значение определения.

 

В научной и практической деятельности часто возникает необходимость раскрыть содержание понятий, которые употребляются в рассуждениях.

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением.

Суждение,раскрывающее содержание понятия, называют дефиницией.

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендум); понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, -  определяющим (дефиниенс).

Употребляются сокращенные обозначения: Dfd –определяемое  и  Dfn - определяющее.

Определение понятия играет важную роль в теоретической и  практической деятельности. Выражая  в сжатом виде знание о предмете, оно является существенным моментом в познании действительности. В любой науке всем основным понятиям даются определения, причем в правовых науках точное определение понятий имеет не только теоретическое, но и практическое значение.            

Информация о работе Понятие как форма мышления