Понятие как форма мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:51, контрольная работа

Описание работы

Понятие обычно определяют как одну из основных форм мышления. Оно может выступать как специфический результат мышления и является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.

Работа содержит 1 файл

Общая характеристика понятия законченое.docx

— 50.19 Кб (Скачать)

 

 Общая характеристика понятия

 

Понятие обычно определяют как одну из основных форм мышления. Оно  может выступать как специфический результат мышления и является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.

Мышление – это отражение  действительности по средством языка. Наиболее существенным моментом, определяющим возможность познания действительности с помощью языка, является обобщение предметов некоторого класса, вида (например, животных, растений и т.д.) и мысленное выделение их при этом. Результатом таких обобщений являются именно понятия. Применение понятий в мышлении необходимо всегда, когда к мышлению предъявляются требования определенности, точности и особенно доказательности. Специфика этой формы мышления состоит в том, что она, прежде всего, представляет собой результат мысленного, а значит и словесно-языкового выделения предметов некоторого класса.  Выделение осуществляется по определенной совокупности признаков, объединяющих данный класс предметов.[3.c.184]

Признаки предмета – это  не только то, в чем они сходны друг с другом, но и то чем они  отличаются.

Признаки предмета разделяются  на существенные и несущественные. Существенными признаками предмета являются те признаки, которые выражают его внутреннюю природу, его сущность. Несущественными признаками называются признаки, не выражающие сущность предмета, они могут принадлежать, и могут  не принадлежать предмету.

Характеристика понятия  как формы познания, как способа  мыслительной деятельности – это  способ мыслительного выделения  классов предметов посредством  обобщения этих предметов. Этот процесс  включает множество приемов познания. Понятия, в которых предметы обобщаются по существенным признакам, имеют наибольшую ценность в познании. Однако мысль представляет собой понятие независимо от того, насколько существенными являются признаки, составляющие основу обобщения предметов, тем более что для предметов одного и того же класса возможны и более и менее существенные признаки, существенные для характеристики самих этих предметов или с какой-то точки зрения в связи с тем или иным использованием предметов.

 

Логические приемы образования понятий

 

Для образования понятия  необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью  ряд мыслительных (логических) приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Сравнением является мысленное  установление сходства или различия предметов по существенным признакам.

Анализом называется мыслительное расчленение предметов нм их составные части, выделение в них признаков.

Синтез – это мысленное  соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Абстрагирование – мысленное  выделение одних признаков предмета и временное отвлечение от других.

Обобщение – мысленное  объединение отдельных предметов  в некотором понятии, в процессе которого человек как бы отходит  от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное.[4.c.256]

Указанные логические приемы образования понятий взаимосвязаны  и образуют единый процесс, результатом  чего является мысль, содержание которой  бесконечно разнообразно, но форма  неизменно одна – понятие.

 Процесс образования  понятий связан с процессом  их обозначения, поиска точных  словесных выражений мысли о  предмете. Данный процесс имеет свои особенности, связанные с тем, что человек не может придумывать для каждого отдельно существующего предмета свое специфическое название. Иначе, словарный запас стал бы практически необозрим, а сам язык был бы недоступным человеку.

Люди вполне обходятся  ограниченным количеством слов, поэтому  словарный запас намного меньше числа обозначаемых с помощью  слов предметов. Каждое из таких слов выражает понятия, относящиеся не к  одному предмету, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих  и существенных признаков.[1.c..143]

 Слова-понятия позволяют  человеку обобщать и углублять  знания об объектах, выходя в  их познании за пределы чувственного  опыта. Новое знание может входить  в старую систему понятий и  выражаться с помощью уже известных  слов. В связи с этим необходимость  придумывать новые слова для  выражения полученных знаний  возникает редко. С помощью  ограниченного числа слов, благодаря  понятиям, можно обозначить практически  бесконечное число предметов.  Пользуясь словами для обозначения  понятия о предмете, человек как  бы "видит" в предмете больше, чем дано ему непосредственно  через органы чувств.

 

 Понятие и слово

 

 Понятие, как и всякая  мысль, выражается в определенной  знаковой форме. Такими формами  в языке являются общие описательные  имена. Обычно вместо них используют  всякого рода сокращения. Понятия  составляют смысл имен такого  рода и в силу из функции  – мысленного выделения предметов  – связывают эти имена с  теми объектами, которые они  должны представлять как знаки  языка в процессах коммуникации  и мышления.

Понятие неразрывно связано  с основной языковой единицей – словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых не возможно ни формирования понятий, ни оперирование ими. Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. В разных национальных языках одно и то же понятие выражается                         разными словами. Но и в одном языке слово и понятие нередко                                   не совпадают. Многие слова имеют не одно, а несколько значений.                 Например, слово русского языка « связка » употребляется в значениях:

1. Несколько однородных предметов, связанных вместе («связка книг»),

2.  Сухожилие, соединяющее отдельные части скелета или органа тела («мышечные связки »),

3. Элемент суждения, связывающий субъект и предикат или простые суждения. Несколько значений имеет слово « закон », « субъект », « край » и др.

В любом языке существуют омонимы и синонимы.[2.c.74]

Омонимы ( от греч. Хомос – « одинаковый » и онима – « имя » ) – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия ( например, коса – это сплетенные вместе пряди волос, и идущая от берега узкая полоска земли и орудия для срезания травы, злаков и т.п.; Нота – графическое изображение музыкального звука и дипломатическое обращение одного государства к другому; заключение – суждение, полученное логическим путем из посылок, и состояния лица, лишенного свободы, и последняя часть, конец чего – либо).

Синонимами (от греч. Синонимус – « одноименный ») называются слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и тоже понятие, но отличающие друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, « родина» и «отечество»; «юридическая наука », « правоведение » и « юриспруденция »; « договор », «соглашение » и « контракт » и многие другие.

Многозначность слов (полисемия) нередко проводит к смешению, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значения слов, с тем, чтобы употреблять их в строго определенном смысле.

В различных областях науки  и техники вырабатывается специальная терминология – система терминов, употребляемых в данной области знаний.

Термин – это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующиеся однозначностью,  по крайней мере, в пределах данной науки или родственной группы наук. Важное значение разработки и уточнению терминологии предается правовыми науками, которые, как правило, дают разъяснение терминам, употребляемых в определенной области права. Например, в уголовно – процессуальном кодексе разъясняются термин ( наименования : « суд», « суд 1 инстанции », « кассационная инстанция », « надзорная инстанция », « судья », « прокурор », «следователь», « законные представители »  и др.

Эти подобные разъяснения  позволяют однозначно применять  правовые термины.

Смысл представляет собой  одну из характеристик знаков. Говоря о понятии, мы выходим за пределы  теории знаков, рассматривая понятие  не как некоторую характеристику знаков, а как определенную форму  отражения действительности на ступени  абстрактного мышления, то есть на ступени  познания действительности с помощью  языка. Смыслы знаков представляют собой  определенные мысленные образования, результаты определенной мысленной  переработки предметов действительности и фиксации их в языке. В этих образованиях находит выражение своеобразие  и многообразие форм мыслительной, познавательной деятельности человека. В связи с вопросом о соотношении  знаковой формы понятия и сокращающихся  слов следует различать два типа ситуаций.[5.c.416]

1. В процессе той или  иной научной деятельности или  в повседневной жизни человек  вводит некоторое понятие, выделяя  интересующий его класс предметов,  и затем подбирает какое-нибудь  сокращенное слово – общее  имя для этих предметов.

2. Имеется уже более  или менее точно интуитивно  употребляемое в научном или  повседневном обиходе некоторое  имя, обозначающее предметы некоторого  класса, и затем образуется понятие  о соответствующих предметах,  отвечающие на вопрос, что собой  представляют эти предметы.

То, что понятие и слово  неотделимы друг от друга в своем  возникновении и функционировании не означает их абсолютного тождества, так как между ними есть следующие  определенные различия.

Во-первых, не всякое понятие  выражается одним словом. Многие понятия  выражаются совокупностью слов –  словосочетаниями.

Во-вторых, понятие и слово  не всегда однозначно соответствуют  друг другу, что связано с существованием омонимов и синонимов.

В-третьих, в обыденной  речи к основному значению понятий  часто добавляются дополнительные оттенки, служащие для выражения  эмоционального или оценочного отношения  говорящего к предмету мысли.

Таким образом, понятие, находясь в неразрывном единстве со словом, не всегда однозначно с ним совпадает. Слово – форма выражения понятия, а понятие, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова.

 

Виды понятий

 

Виды понятий – это  различные способы мысленного выделения  и обобщения предметов в процессе познания. Различие видов понятий осуществляется по трем основаниям:

1) по характеристикам  объемов понятий;

2) по характеру признаков,  составляющих видовое отличие  мыслимых предметов в понятии;

3) по характеру предметов,  обобщаемых в понятии.

Среди всех возможных понятий  обычно выделяют пустые и непустые, а среди непустых – единичные и общие.

Пустыми называются понятия, объемы которых представляют собой  классы реально не существующих предметов  и существование которых в  принципе не возможно. От пустых понятий  следует отличать понятия, отражающие предметы, реально не существующие в настоящее время, но существовавшие в прошлом или существование  которых возможно в будущем. Такие  понятия не являются нулевыми.

Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет, а в общем понятии мыслится множество предметов.

Единичное понятие по своей  сути представляет собой некое обобщение  и этим отличается от имени отдельного предмета.

Общие понятия могут быть регистрирующими и не регистрирующими. Регистрирующими называются общие  понятия, в которых множество  мыслимых в них предметов поддается  учету, регистрации. Например «народный  депутат России». Не регистрирующими  называются общие понятия, относящиеся  к неопределенному числу предметов. Например «человек».[7]

По характеру признаков  обычно выделяют положительные и  отрицательные, относительные и  безотносительные понятия.

Положительные – это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету. Например «проницательность».

Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывается  на отсутствие у предмета определенных свойств. Например «не живущий по средствам».

Относительные понятия –  Это такие понятия, в которых  мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование  другого. Например: «производство» - «потребление».

Безотносительные – это  такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета. Например «инвестиция».[2c.301]

По характеру обобщаемых в понятии объектов следует различать  прежде всего понятия, в которых  обобщаются отдельные предметы того или иного типа и системы объектов.

Дальнейшее подразделение  относится к понятиям, в которых  обобщаются отдельные предметы. При  этом различаются понятия конкретные и абстрактные, с одной стороны, собирательные и не собирательные  – с другой. Первое из указанных  делений связано с различением  конкретных и абстрактных объектов.

Информация о работе Понятие как форма мышления