Понятие как форма мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:33, реферат

Описание работы

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)
Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.

Содержание

1. Введение.
2. Общая характеристика понятий.
2.1 Логические приёмы образования понятий.
2.2 Понятие и слово.
3. Содержание и объём понятий.
3.1 Логика содержания.
4. Виды понятий.
5. Отношение между понятиями.
5.1 Совместимые понятия.
5.2 Несовместимые понятия.
6. Обобщение и ограничение понятий.
7. Определение понятий.
7.1 Виды определения.
7.2 Правила определения.
8. Деление понятий.
8.1 Сущность деления.
8.2 Виды деления.
8.3 Классификация.
8.4 Операции с классами.
9. Вывод.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 73.85 Кб (Скачать)

 При обращении  с объемами понятий возможна  следующая ошибка: части предмета  могут полагаться частями объёма. Получается сколько у предмета  частей, таков и его объем. Но  части предмета — это не  экземпляры, не категории и разновидности  предмета. Плавник не есть разновидность рыбы, потому объемы этих двух понятий не соприкасаются.

3.1  Логика содержания.

Формальная  логика.

Это логика объемов, она сосредоточивает свое внимание на экстенсиональной стороне мышления. Для нее мышление — это всякого рода операции с объемами понятий и суждений. От их содержания она отвлекается. Потому-то она и формальна. Она ищет способы определения истинности высказываний, основываясь только на отношениях объемов (или, как говорят, только в экстенсиональном контексте).

Отсюда следует, что должна существовать и логика содержания, которая сосредоточивалась бы на интенсиональной стороне мышления, на содержании понятий и суждений и на взаимодействии этих содержаний. Логика содержания должна идти в русле теории познания, выяснять, как внешний мир правильно отражается в мышлении,                         

 

Пустые  объемы.

Иногда говорят, что объемы тех или иных понятий  являются пустыми. Объем (класс), согласно распространенной точке зрения, может быть пустым в двух случаях:

- когда предметы, отраженные в понятии, противоречат  физической возможности. Это либо  вещи вроде вечного двигателя,  либо порождения фантазии (кентавры, русалки и т. п.).

- когда речь  идет о само противоречивых  понятий. И те, и другие понятия,  говорят, имеют свое содержание, но объемы их пусты. Эти понятия  называют еще ложными.  

Онтологическая  модальность понятий.

Существует понятие  модальности. Модальность - способ существования какого-либо объекта или протекания какого-либо процесса (онтологическая модальность) или же способ понимания, суждения об объекте, явлении или событии (гносеологическая или логическая модальность).

Логическое  существование — это существование вообще, в самом широком смысле слова существование, безотносительно, каким способом и в качестве чего.

Эти виды существования  перекрещиваются, и мы можем наметить основные виды (классы) существования вещей:

• чувственно-объективное – это вещи, которые нами ощущаются и которые физически реальны. Таковы предметы, которые мы видим вокруг себя солнце, облака, деревья, другие люди и т. д.

• чувственно-субъективное - это наше настроения, мысли, фантазии, мечты, образы и т.п.;

• скрыто-объективное - это то, что есть физически, но что не дано нам в ощущениях непосредственно, прежде всего, физический и биологический микромир, иные планеты и космические миры;

• скрыто-субъективное - это то, что называют бессознательным содержанием нашей психики, различные комплексы и установки.

Объем того или  иного понятия существует лишь в  каком-то из этих четырех классов. Будучи перенесенным, не в свой класс, он оказывается пустым, т. е. его элементы лишаются такого признака, как существование.          

  Сделаем вывод  — абсолютно пустых  объемов нет. Пустота  объема относительна. Тот или иной объем может быть пустым, лишь с точки зрения принимающей  какой-либо класс существования за единственный и игнорирующий все остальные.

4.   Виды понятий.

Понятия принято  делить на следующие виды:

a)   Понятия единичные и общие:

В зависимости  от того, мыслится в них один элемент  или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица», «писатель», «федерация»).

Общие понятия  могут быть регистрирующими и  не регистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе).

Общее понятие, относящееся к неопределенному  числу элементов, называется не регистрирующим. Множество мыслимых в них элементов не поддается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошедшего, настоящего и будущего. Не регистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

b)   Понятия собирательные и не собирательные. 

Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Например, «коллектив», «полк», «созвездие». Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Собирательные понятия могут быть общими (коллектив, созвездие) и единичными (коллектив нашего института, созвездие Большой Медведицы).

Понятие, в котором  мыслятся признаки, относящиеся к  каждому его элементу, называется не собирательным.

Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия  будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным.   

c)   Понятия конкретные и абстрактные.

В зависимости  оттого, что они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами).

Понятие, в котором  мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным. 

Понятие, в котором  мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.

Различие между  конкретными и абстрактными понятиями  основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим. 

Абстрактные понятия  образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного  признака предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты  мысли.

Не следует  смешивать конкретные понятия с  единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие посредник - общее, конкретное; понятие посредничество - общее, абстрактное).

d)  Понятия положительные и отрицательные.         

  В зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными.

Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так,  понятия:  грамотный и порядок,  являются положительными, а понятия неграмотный и беспорядок -  отрицательными.

e)   Понятия безотносительные и соотносительные

В зависимости  от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в  отношении с другими предметами.

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и  мыслящиеся вне их отношения к  другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия  студент,  государство. 

Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. Например:  родители  (по отношению к понятию  дети) или  начальник (подчиненный).

Определить, к какому виду относится  то или иное понятие, значит, дать ему  логическую характеристику.   Логическая  характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.  
 

Формы мышления

В психологи  различают следующие формы мышления:
  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры - длину сторон и площадь, определенную величину углов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их треугольник не перестанет быть треугольником. Равно и каждое отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют отличить его от кустарника, травы (т. е. существенными признаками), например наличием ствола, и такими, которые отличают одно дерево от другого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д.

Понятие выступает  и как форма мышления, и как  особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. 
Понятия могут быть:

  • общими и единичными;
  • конкретными и абстрактными;
  • эмпирическими и теоретическими.

Общее понятие  есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов  и явлений действительности. Единичное  понятие есть мысль, в которой  отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки. В  зависимости от типа абстракции и  обобщений, лежащих в основе, понятия  бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятие фиксирует  одинаковые предметы в каждом отдельном  классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная  связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия  формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему  понятий в процессе жизни и  деятельности.

Каждое новое  поколение людей усваивает научные, технические, моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом  в процессе исторического развития. Усвоить понятие - это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и  практической деятельности.

Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает (кроме, разумеется, слов, обозначающих имена собственные). В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.

Содержание понятий  раскрывается в суждениях, которые  всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или  про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как "Ученик знает урок" или "Психика есть функция мозга". К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: "Это слово не глагол" или "Эта река несудоходна".

Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения образуются двумя основными способами: 
- непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 
- опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

В первом случае мы видим, например, стол коричневого  цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения  из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

1.   введение:

Как самостоятельная  наука логика сложилась более  двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее  основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)

Логика –  это наука о мышлении. Но в отличие  от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью  которых человек познаёт окружающий его мир.

Логика, изучающая  познающее мышление и применяемая  как средство познания, возникла и  развивалась как философская  наука и в настоящее время  представляет собой сложную систему  знаний, включающую две относительные  науки: логику формальную и логику диалектическую.

Мышление человека подчиняется логическим законам  и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно  тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики.

Что касается логики, то её задача заключается в том, что  бы научить человека сознательно  применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить  и, следовательно, правильнее познавать  мир.

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение  к своим и чужим мыслям.         

 Основными  формами мышления являются понятие,  суждение и умозаключение. В  своей работе я попытаюсь, как  можно подробнее рассмотреть  одну из форм мышления –  понятие (его виды, содержание  и объём, отношение между понятиями  и логические операции с понятиями).  

 

понятие как  форма мышления  

2.    общая характеристика понятий.  

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Любые свойства, черты, состояние предмета, которые, так или иначе, характеризуют  предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие  предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается  как его признак.

Любой предмет  имеет множество разнообразных  признаков. Одни из них характеризуют  отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых, например, черты лица, телосложение, походка, мимика, так  называемые особые приметы, броские  признаки, принадлежат только данному  человеку и отличают его от других людей. Другие профессия, национальность, социальная принадлежность и т. д. являются общими для определенной группы людей. И, наконец, есть признаки, общие для  всех людей. Они присущи каждому  человеку и вместе с тем отличают его от всех других живых существ. К ним относятся способность  создавать орудия труда, способность  к абстрактному мышлению и членораздельной  речи.

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков  логика выделяет признаки существенные и несущественные.

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Они могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки (напр. способность создавать орудие труда). Понятие, отражающее один предмет (напр. “Аристотель”),  наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки.

Признаки, которые  могут принадлежать, но могут и  не принадлежать предмету и которые  не выражают его сущность, называются несущественными.

Понятие качественно  отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятия и представлений, существующих в сознание человека в  виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Восприятие и представление – это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного предмета. Понятие лишено наглядности.

Понятие как  форма мышления отражает предметы и  их совокупность в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков. 

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них  изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства  индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятия и представления. Вместе с тем, они  позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить её с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

2.1 Логические приёмы  образования понятий.

Что бы составить  понятие о предмете, нудно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий  сходство или различие предметов, называется сравнением.

Выделение признаков  связано с мыленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение  предмета на части называется анализом.

Выделение с  помощью анализа признаков позволяет  отличить существенные признаки от несущественных. Это мысленное выделение  признаков, называется абстрагированием. 

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью  анализа, должны быть соединены в  единое целое. Это достигается с  помощью приёма, противоположного анализу, - синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.

Признаки изучаемых  предметов распространяются на все  сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения, с помощью которого определенные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов.

Таким образом, мы образуем одну из основных форм мышления – понятие.

2.2  Понятие и слово.

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятие выражается и  закрепляется в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование имени (это  слова и словосочетания, имеющие  определённый смысл и обозначающие какой-либо предмет).

Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия.

Синонимы – это слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и тоже понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значения или стилистической окраской.

Многозначность  слов нередко приводит к смешению понятий, а, следовательно, к ошибкам  в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов, с  тем, чтобы употреблять их в строго определённом смысле.

Термин - это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью, по крайней мере, в пределах данной науки или родственной группы наук.

3.   Содержание и объем понятия.

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия.  

Понятие может  быть достаточно (если не исчерпывающе) полно охарактеризовано с двух сторон — со стороны своего содержания (смысла) и со стороны того, к каким  предметам оно относится. Эти  две стороны называются соответственно интенсиональной и экстенсиональной.  

а) Интенсиональность понятия. 

Содержание понятия  объясняют, как правило, через отождествление его либо:

- с понятием  как таковым (содержание понятия  — это система признаков, на  основе которой осуществлено  обобщение и выделение предметов в понятии).

- со значением  (совокупность существенных признаков  предмета, мыслимых в понятии,  называется содержанием понятия)

-со всем, что  известно о данном явлении  вообще. 

 Получается, что в некотором смысле содержание  понятия – это то, что  нам известно о вещах, соответствующих этому понятию.     Эти трактовки содержания понятия, заключают в себе некоторую мысль или тенденцию к ней, которую можно выразить так: содержание понятия — это информация, необходимая для того, чтобы образовать, сформулировать данное понятие и осмыслить его. А информация эта — знание всякого рода, о признаках отличительных, общих, существенных и всех вообще признаках.               

 Существует  представление о величине содержания, т. е. содержание одних понятий может быть больше, чем содержание других понятий. Но определения, что такое величина удержания понятия, по-видимому, не существует.  Чаще всего объясняют это так: понятие, например, автомобиля более содержательно, т. е. больше по содержанию, чем понятие машины. Ведь чтобы сформулировать понятие автомобиля, нужно использовать понятие машины. Тогда как при определении машины понятие автомобиля использовать нет необходимости. Сравнивать по величине можно лишь подчиняющее и подчиненное понятия, но не иные.          

Специфическим элементом содержания понятия является коннотация, т. е. те этические и эстетические оттенки, окраски и ассоциации, которые мы вкладываем в понятие (особенно в русском языке), приводящие иногда к изменению его словесной формы. Чтобы понять, что же это, достаточно сравнить такие слова, как дядя и дядюшка, дела и делишки и т. п., и попытаться сказать, чем же они отличаются друг от друга.    

  б) Экстенсиональность понятия.  

 Понятие всегда  относится к каким-то объектам  вне его, обозначает какие-то  вещи явления, предметы. Именно  те, которые имеют признаки, обобщенные  в понятии. Такие предметы составляют  особый класс. Класс предметов  определяют как совокупность  объектов, имеющих один или несколько  общих характеристических признаков, отраженных каким-либо понятием.      

 Чтобы перейти  к объему понятия, нужно провести  различие между предметами реальными  и абстрактными. Случается, что  кое-какие признаки и черты  приписываются ему и ошибочно. Словом, предмет в своем реальном  бытии и предмет как объект мысли — это не одно и то же. В последнем случае мы имеем дело с особым мыслительным явлением, которое называют абстрактным предметом.   

 Предмет,  о котором известно только  то, что он подходит под то  или иное понятие, и больше  ничего, есть целиком мыслительное  образование и называется абстрактным предметом. Совокупность абстрактных предметов, соответствующих одному и тому же понятию, составляет его объем.  

 Понятию,  однако, соответствуют не только  отдельные конкретные предметы, но и их категории. Поэтому в трактовке объема понятия можно отметить два подхода.   

 Первый заключается  в том, что объем понятия,  составляют все другие понятия,  для которых оно является общим.  Например, понятие машины является  общим для таких понятий, как  автомобиль, грейдер, экскаватор  и т. д. Такой объем можно  было бы назвать объемом разнообразия, потому что он показывает, как велико число разновидностей данного явления, как разнообразно оно.        

 Bторой подход можно выразить такими словами: объем понятия — все предметы, к которым относится данное понятие.  

 Объём понятия  не может состоять из реальных  предметов, а может состоять  лишь из мыслей. Мы сказали  бы так: объем понятия составляют  утверждения о наличии (существовании)  конкретных предметов (или их категорий, понимаемых как одно целое), которые обладают свойствами, подходящими под данное понятие, что позволяет быть реальным и данному понятию. Объемы, составленные из утверждений о существовании предметов, соответствующих данному понятию; могут быть названы количественными.            

 При обращении  с объемами понятий возможна  следующая ошибка: части предмета могут полагаться частями объёма. Получается сколько у предмета частей, таков и его объем. Но части предмета — это не экземпляры, не категории и разновидности предмета. Плавник не есть разновидность рыбы, потому объемы этих двух понятий не соприкасаются. 
 

Суждения могут быть: истинными, ложными, общими, частными, единичными.

Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие  объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В  общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного  класса, например: "Все рыбы дышат  жабрами". В частных суждениях  утверждение или отрицание относится  уже не ко всем, а лишь к некоторым  предметам, например: "Некоторые  студенты - отличники". В единичных  суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения - доказательство геометрических теорем.

Исходные суждения, из которых выводится, извлекается  другое суждение, называют посылками  умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и  общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить  следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно".

Различают умозаключение:

  • индуктивное;
  • дедуктивное;
  • по аналогии.

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором  рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором  рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором  вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий 

Цель: дать студентам представление об умозаключении как форме мышления, рассмотреть виды дедуктивных умозаключений.

План  занятия: Выводы из простых суждений. Непосредственные умозаключения. Дедуктивные умозаключения. Выводы из сложных суждений: их формы и логические правила. Понятия о логике высказываний и логике предикатов. Утверждающий модус. Отрицающий модус. Чисто условное и условно-категорическое умозаключение. Разделительно-категорическое умозаключение. Условно-разделительное умозаключение.

Все знания о  мире делятся на непосредственные (эмпирические) и опосредованные (выводные). В первом случае это результат непосредственного изучения окружающего мира. Но большая часть знаний получается опосредованно, выводным путем, путем логической обработки опытного материала.

Например, зная, что все продукты, изготовленные  для продажи – товар, а машина – тоже продукт, делаем вывод о  ее товарном характере. Вывод об этом свойстве получается путем умозаключения, с помощью которого из содержания исходных суждений извлекается новое  знание.

Итак, умозаключение  – это форма мышления, посредством  которой из одного или нескольких определений, истинность которых доказана, с необходимостью выводится суждением, несущее новое знание. Структура  умозаключения содержит посылки  и вывод или заключение.

Посылки – это суждения, из которых делается вывод. Они содержат известное знание и должны быть истинными. Вывод (заключение) – новое суждение, полученное из посылок в ходе умозаключающей деятельностиИз суждений составляется более сложная и важная в теоретическом отношении форма логического мышления - умозаключение. Иногда к ним прилагают название "силлогизм", хотя, строго говоря, силлогизм - только одна из разновидностей умозаключения, правда, наисложнейшая и, пожалуй, самая распространенная. С помощью умозаключения мысли, выражаемые через суждения, связываются между собой, образуя новую мысль, которую можно рассматривать результатом их сцепления, взаимодействия. Возьмем для наглядности такое рассуждение:

Если число 64 делится на 3 и на 4, то оно делится  на 12.

Число 64 не делится  на 12.

Следовательно, число 64 не делится на 3 или на 4.

Это так называемая усложненная контрапозиция. При  такой схеме рассуждения из высказываний, составляющих первые две строчки, с  необходимостью вытекает третье (третья строчка). Мы могли бы взять и какие-то другие явления, связанные подобным же образом, например: если дует сильный  ветер и падает снег, то значит на улице пурга; но пурги нет; следовательно, на улице не падает снег или нет  ветра.

Информация о работе Понятие как форма мышления