Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:33, контрольная работа
В данной работе будут рассмотрены вопросы определения понятий «суждение» и «норма». Понятие суждения является одним из основополагающих в процессе познания вообще и в логике в частности. Человек, познавая объективный мир, раскрывает связи между предметами и их признаками, устанавливает отношения между самими предметами. Находить сходство и различие между предметами и приписывать им какие-либо признаки, значит, судить или рассуждать. Наиболее глубинные связи и отношения отражаются в мышлении в форме сужений. Основу суждения составляют объективные связи и отношения реального мира. В то же время, человек - существо социальное.
I. Введение. 2-3
II.Норма и суждение. 4-16
1. Понятие суждения. 4- 7
2. Понятие нормы. 8-11
3. Состав сужения и нормы. 12-16
III.Заключение. 17-18
IV.Список литературы 19
V. Терминологический словарь 20
Оглавление. Стр.
I. Введение. 2-3
II.Норма и суждение. 4-16
1. Понятие суждения. 4- 7
2. Понятие нормы. 8-11
3. Состав сужения и нормы. 12-16
III.Заключение. 17-18
IV.Список литературы 19
V. Терминологический словарь 20
I. Введение.
Логика выполняет в научном познании ряд функций. Одной из них является методологическая. Методологические принципы вырабатываются чаще всего на основе мировозренческих принципов и законов в процессе познания и практики. Логическая методология включает в себя методологические средства формальной логики и методологические средства диалектической логики. Методологическое значение логики заключается в том, что в сфере её исследования разрабатывается, анализируется методологически важное понятие - определение, классификация, доказательство, гипотеза, теория и т.д. Это ведет применительно к юриспруденции, во первых, к появлению строгого и точного понятийного стандарта, и во вторых, к появлению модальных логик, логик норм и оценок для методологического обоснования гуманитарного знания.
В данной работе будут рассмотрены вопросы определения понятий «суждение» и «норма». Понятие суждения является одним из основополагающих в процессе познания вообще и в логике в частности. Человек, познавая объективный мир, раскрывает связи между предметами и их признаками, устанавливает отношения между самими предметами. Находить сходство и различие между предметами и приписывать им какие-либо признаки, значит, судить или рассуждать. Наиболее глубинные связи и отношения отражаются в мышлении в форме сужений. Основу суждения составляют объективные связи и отношения реального мира. В то же время, человек - существо социальное. Отношение внутри социума регулируется правилами (обычаями, правилами морали, законом)- нормами. Поэтому многие суждения несут в себе дополнительную информацию - оценочную, регулятивную и другую. Эти обстоятельства делают вопросы, рассматриваемые в данном реферате, актуальными для человека, избравшего профессию юриста. В данной работе предполагается рассмотреть проблему соотношения понятий суждения и нормы.
При написании реферата была использована следующая литература:
учебные пособия Ивина А.А. «Логика» (М.1999), Гетмановой А.Д. «Учебник по логике» (М.1994), Демидов И.В., Каверина Б.И. «Логика»(М.2002). Эти книги доступно, ясно и вместе с тем строго и систематично излагает основы логики. Главное внимание уделяется тому, чтобы дать общее представление о законах нашего мышления, показать логический анализ в действии, в применении к содержательно интересным проблемам, встречающимся в повседневной практике.
II.Норма и суждение.
1.Понятие суждения.
Основу суждения составляют объективные связи и отношения реального мира.
Суждение - это такая форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов и явлений, о связях между предметами и их свойствами или об отношениях между предметами. Например:
- «Ни один закон не может быть гарантом законности»;
-«Исполнительные документы, по которым истек срок давности, судом в производство не принимаются»;
-«Тот, кто совершает подлог, не может считаться законопослушным гражданином»;
-«Справедливость- это твердое и постоянное желание каждому воздавать по заслугам» (Юстиниан).
Как видно из примеров, языковой формой выражения суждения является предложение. Однако не всякое предложение выражает суждение.
Как известно, по цели высказывания - сообщение, вопрос, побуждение - предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Суждение выражаются повествовательным предложением, в котором содержится какое-то сообщение, информация. Например, «Адвокат выясняет условия, способствовавшие совершению преступления», «Ваша версия не подтверждается фактами», «Договор купли-продажи может быть подтвержден документально или не подтвержден» и т. д.
Вопросительные и побудительные предложения суждений не выражают. В них ничего не утверждается и не отрицается, они не истинны и не ложны. Например: «По какой статье квалифицируется данное преступление?», «Кто является соучастником кражи?», «Пригласите понятых в комнату», «Подпишите протокол допроса».
Однако здесь есть определенные исключения:
- если в предложении выражен риторический вопрос, например; «Как же тебе не стыдно?» то в нем содержится суждение, но в особой, специфической форме, так как присутствует утверждение, уверенность, что «Ты должен этого стыдиться»;
- побудительные предложения, выражающие команды, приказ, призывы и лозунги, также содержат суждения. Например: «Ни шагу назад!», «Берегите мир!».
Данные предложения выражают суждения, но суждения модальные, включающие в себя модальное слово – суждение или слово- побуждение: «нельзя делать ни одного шага назад» или «Необходимо беречь мир».
Таким образом, предложение - это форма суждения, а суждение является смысловым содержанием предложения.
Суждение формируется с помощью понятий. Оно не может существовать без понятий, но и понятие не может быть без суждения, так как в каждом понятии заложена определенная мысль, которая раскрывается через суждение. Например, мысль, заложенную в понятие «криминалистика», можно раскрыть через следующее суждение: «Криминалистика - это наука, разрабатывающая систему специальных приемов и средств собирания, исследования и оценки судебного доказательства». Вместе с тем, суждение и понятие имеют некоторые различия.
Во-первых, связь суждения и понятия отражает объективную связь, общего и частного. Понятие отражает частное, то есть только те существенные признаки конкретного предмета или класса однородных предметов, которые выделяют, отличают его от других, выражают его сущность, индивидуальность. Например, понятие «преступление, совершенное по неосторожности» отличает данное преступление от всех других преступлений. Суждение же выражает общее - сходство или различие любых свойств и сторон предметов и явлений. Например, суждение «Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности» обобщает существенные признаки данного вида преступления у любых деяний с указанными признаками.
Во-вторых, суждение отличается от понятия способом своего возникновения и функциональной характеристикой.
Как известно, понятие возникает на базе логических приемов по выявлению существенных признаков предметов (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и др.), а суждение образуется на основе установления связи между понятиями путем их сочетания. При этом формирование понятия проходит исторически длительный путь, включающий опыт многих людей. Рождение же суждения сиюминутно-конкретно и связано с опытом и знаниями отдельного человека.
Функционально понятие отражает предмет только в существенных признаках, суждение же отражает любые признаки предметов.
В-третьих, суждение отличается от понятия способом грамматического выражения - предложением. Проиллюстрируем это на примерах, когда одна и та же мысль выражается как в понятии, так и в суждении:
Понятие | Суждение |
Состоявшееся плодотворное заседание Государственной Думы | Состоявшееся заседание Государственной Думы было плодотворным. |
Важная задача вуза, связанная с формированием личности современного юриста | Формирование личности современного юриста является важной задачей вуза. |
Отправляющийся на зимние каникулы студент Михайлов | Студент Михайлов отправляется на зимние каникулы. |
В-четвертых, завершенный акт мысли начинается с суждения, то есть с утверждения или отрицания чего-либо. Если понятием выражается предметный характер нашего мышления, то в суждении раскрывается активное отношение мысли к окружающему миру - отражение объективных свойств и связей между предметами и явлениями.
В-пятых, характерной особенностью суждения является то, что оно - при логически правильном его построении - истинно или ложно. Понятие же не имеет формально-логических истинностных характеристик.
Истинные - это такие суждения, в которых связь понятий правильно отражает реальные свойства и отношения предмета мысли. Например, «Все сделки, соответствующие требованиям закона, являются действительными».
Ложные - это такие суждения, где связь понятий искажает объективные свойства и отношения предмета мысли. Например, «Все осужденные к лишению свободы - рецидивисты». Это суждение ложное, так как очевидным фактом современной судебной практики является то, что только некоторые осужденные к лишению свободы являются рецидивистами, то есть людьми, которые совершили преступление, аналогичное тому, за которое они были ранее осуждены.
2. Понятие нормы.
Понятие нормы разрабатывается в деонтической логике - разделе логики, исследующем логическую структуру и логические связи нормативных высказываний (норм). Анализируя рассуждения, посылками или заключениями которых служат такие высказывания, деонтическая логика отделяет необоснованные схемы рассуждений от обоснованных и систематизирует последние. Особенностями деонтической модальности является то, что она распространяется только на деятельность людей, на нравственные и правовые нормы их поведения в обществе.[1]
Деонтическая логика слагается из множества систем, или «логик», различающихся используемыми символическими средствами и доказуемыми утверждениями. Вместе с тем эти «логики» имеют общие черты. Предполагается, что все многообразные нормы имеют одну и ту же структуру. Выделяются четыре структурных «элемента» нормы: характер — норма обязывает, разрешает или запрещает; содержание — действие, которое должно быть, может быть или не должно быть выполнено; условия приложения; субъект — лицо или группа лиц, которым адресована норма.
Именно это отличает деонтичесую логику от классической логики, которая рассматривает ассерторические суждения, т.е. такие, в которых не устанавливается характер связи между субъектом и предикатом.[2]