Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:23, реферат
Естественный язык является самым необходимым инструментом человека в его интеллектуальной деятельности . Однако именно язык часто создает проблемы для тех, кто его использует. Эти проблемы заложены в самом языке, они не связаны напрямую с логикой, но, для того чтобы эффективно пользоваться языком как инструментом интеллектуального познания, необходимо выявить, рассмотреть и попытаться устранить возникающие в языке противоречия.
1. Вступление.
2. Что такое парадокс.
3. Парадокс лжеца (парадокс Евбулида).
4. Парадокс Греллинга-Нельсона (парадокс гетерологичности).
5. Парадокс определимости (парадокс Берри).
6. Как избежать логико-семантических парадоксов.
7. Заключение.
8. Список литературы.
Схема 2.
Это разделение прилагательных на две группы кажется ясным и не вызывает возражений. Оно может быть распространено и на существительные: «слово» является словом, «существительное» —существительным, но «озеро» — это не озеро, «прилагательное» — не прилагательное.
Парадокс возникает, как только задается вопрос: к какой из двух
групп
относится само прилагательное «гетерологическое»?
Если оно аутологическое, оно
обладает обозначаемым им свойством
и должно быть гетерологическим. Если
же оно гетерологическое, оно не имеет
называемого им свойства и должно быть,
поэтому аутологическим. Налицо парадокс
(Схема 3).
Схема 3.
Прилагательное «гетерологический»
оно автологическое
Оказалось, что парадокс Греллинга-Нельсона
был известен еще в средние века как антиномия
выражения, не называющего самого себя.
5. Парадокс определимости (парадокс Берри).
Еще
одна, внешне простая антиномия была
указана в самом начале прошлого
века Д. Берри13. Пример: множество
звезд во Вселенной бесконечно. Множество
же тех названий этих звезд, которые имеются,
например, в русском языке и содержат меньше
чем, допустим, сто букв, является конечным.
Это означает, что существуют такие звезды,
для которых в русском языке нет названий,
состоящих менее чем из ста букв. Но выражение:
«Звезда, для которой не существует в русском
языке ее сложного названия, слагающегося
менее чем из ста букв», является как раз
названием такой звезды! Это название
только что сформулировано в русском языке
и содержит только 88 букв. Очевидный парадокс:
названной оказалась та звезда, для которой
нет имени! (Схема 4).
Схема 4.
Звезда
Этот
парадокс исчезает, если различать
предметный язык и метаязык. В самом
деле, в рассматриваемой фразе
речь идет о различных описаниях названной
звезды, сделанных на некотором предметном
языке, следовательно, в этой фразе утверждается,
что эти описания должны содержать не
менее 100 букв предметного языка; сама
же эта фраза относится к метаязыку и поэтому
может содержать и меньшее количество
букв.
6. Как избежать логико-семантических парадоксов.
Как
избежать логико-семантических
1)
Семантический подход. В каждом
из приведенных выше парадоксов заметна
одна общая черта: противоречие появляется
тогда, когда языковое выражение начинает
говорить что-то о самом себе. Действительно,
самоприменимость – необходимое (хотя
и недостаточное) условие всякого парадокса.
Значит, чтобы устранить языковые парадоксы,
надо разорвать семантическую замкнутость
естественного языка, то есть четко разграничить
объектный язык – тот язык, который является
объектом исследования, и метаязык – тот,
с помощью которого исследуется
объектный язык. Тогда парадоксы
исчезнут сами собой, потому что их
невозможно будет сформулировать (Схема
5)
Схема 5.
Вывод: это предложение не истинно и не ложно – оно просто некорректно построено, и следовательно, бессмысленно.
2) Логический подход. Во всех приведенных выше парадоксах рассуждения начинались с выделения двух взаимоисключающих альтернатив, которые затем оказывались «замкнуты» друг на друга. А нельзя ли предположить наличие в парадоксальных рассуждениях какого-то третьего варианта? Правда, для этого придется отказаться от классического принципа бивалентности (т.е. двузначности) для суждений (Схема 6).
Схема 6.
Вывод:
это предложение не истинно и
не ложно, оно «нейтрально».
7. Заключение.
Какие выводы для логики следуют из существования парадоксов? Прежде всего, наличие большого числа парадоксов говорит о силе логики как науки, а не о ее слабости, как это может показаться. Обнаружение парадоксов не случайно совпало с периодом наиболее интенсивного развития современной логики и наибольших ее успехов.
Парадоксам посвящена обширная литература, предложено большое число их объяснений. Но ни одно из этих объяснений не является общепризнанным, и полного согласия в вопросе о происхождении парадоксов и способах избавления от них нет.
Знакомство
с парадоксами, проникновение в суть
стоящих за ними проблем — непростое дело.
Оно требует максимальной сосредоточенности
и напряженного вдумывания в несколько,
казалось бы, простых утверждений. Только
при этом условии парадокс может быть
понят. Трудно претендовать на изобретение
новых решений логических парадоксов,
но уже ознакомление с их решениями является
хорошей школой практической логики. Поэтому
знакомство с некоторыми парадоксами
и попытки разрешить их – шаг в развитии
собственных логических способностей,
необходимых любому современному специалисту
практически в любой области, в том числе
и в психологии.
8. Список литературы