Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:34, контрольная работа
Результатом познания являются те, или иные формы знания, и ясно, конечно, что для осуществления процесса познания существенной является задача оформления и фиксации этих результатов. Но не менее важно в этом процессе уметь фиксировать и то, что является еще неизвестным и требует выяснения. Формами, в которых мы фиксируем знание того, что мы еще не знаем, что подлежит выяснению, являются как раз вопросы. Для понимания структуры вопроса подчеркнем: выделение того, что нам не известно, осуществляется всегда в рамках чего-то известного, познанного.
Определение вопроса, его структура, виды и функции.
Корректные и некорректные вопросы. Софистический, провокационный, риторический вопросы.
1) Вы за неотвратимость
наказаний или за их
2) Вы лично, сейчас, здесь, готовы привести в исполнение смертный приговор? На эти вопросы не было получено ответов.
Как следует отвечать на такие вопросы? Отвечая на первый вопрос, нужно отметить, что вопрос является логически некорректным, провокационным, поскольку его предпосылка «Человек должен выступать или за неотвратимость наказания, или за ужесточение наказания» есть ложное утверждение. Затем целесообразно предложить исправить вопрос, например, «разбив» его на два вопроса: «Вы за неотвратимость наказания или против неотвратимости?», «Вы за смягчение наказания или за ужесточение, или за то, чтобы оставить действующие меры наказания?»
При ответе на второй вопрос тоже нужно сказать, что он является провокационным, и указать предпосылку: «Если человек не исключает возможность смертной казни в качестве высшей меры наказания, то он должен быть готов привести такой приговор в исполнение в любое время, в любом месте». Эта предпосылка является ложной.
Риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Например, задающий вопрос «Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?» не ожидает ответа, а хочет подчеркнуть, что «Мы терпим несправедливость, причём слишком долго» и как бы намекает, что «Пора уже перестать её терпеть и предпринять что-то по этому поводу».
Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.
Упражнения:
1. Проверьте, являются
ли корректными следующие
1.1."Какая река является самой длинной рекой в мире?" Корректный
1.2."Почему мы, как и все цивилизованные страны, не отменили закон о смертной казни?" Некорректный, поскольку все выражения, входящие в формулировку вопроса, имеют определенные смыслы или значения, однако между этими выражениями нет согласования
1.3. "И какой же русский не любит быстрой езды?" Некорректный, поскольку по смыслу это риторический вопрос, он выражает утверждение и вопросом не является, он является суждением.
1.4. "Вы перестали бить своего отца?" Некорректный, поскольку это провокационный вопрос и при любом ответе ответчик будет виновен в избиении своего отца. Если ответ «нет», то сейчас отца ответчик не бьет, но раньше бил.
Литература
1. Малыхина Г.И.: Логика
2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики
3. Челпанов Г.И. «Учебник логики»