Логика как наука. Предмет логики. Мышление и язык

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

Еще в древности люди знали, что достоверность выводных знаний зависит не только от истинности исходных посылок, но и от способа их соединения. Для того, чтобы убеждать, надо не только хорошо говорить, но и владеть различными приемами построения умозаключений и доказательств.
Поэтому логика использовалась теоретически и практически в повседневной интеллектуально – речевой деятельности и вошла в программу европейских университетов в составе так называемого тривиума – первой ступени высшего образования, куда, кроме логики, входили грамматика и риторика.

Содержание

Введение
1. Становление логики как науки
2. Предмет формальной логики
3. Абстрактное мышление как объект логики
4. Соотношение языка и мышления
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

логика2.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

     Необходимо  подчеркнуть, что логику в мышлении интересует отнюдь не все. Ряд важных проблем, в том числе сущность мышления, его генезис и отношение к материальному миру, а также его познавательные возможности изучает философия. Физиология, в свою очередь, интересуется тем, как зависит мышление от состояния мозга, материального субстрата мысли. Психология изучает условия нормального функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды, чувств. Генетика старается раскрыть тайны наследования детьми от родителей способностей к какой-либо деятельности. Ученые-кибернетики изучают технические возможности моделирования человеческого мышления. Свою специфическую сторону мышления изучает логика. 

     4. Соотношение языка  и мышления 

     Мысль человека всегда выражена языком, которым  в широком смысле называют любую  знаковую систему, выполняющую функции  формирования, хранения и передачи информации и выступающую средством общения между людьми. Вне языка могут быть переданы только посредством мимики или жестов неясные побуждения, волевые импульсы, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека. Однако связь языка и мышления достаточно сложна.

     Язык  представляет собой необходимые  условия существования абстрактного мышления. Он возник одновременно с  сознанием и мышлением. Логический анализ мышления всегда имеет форму  исследования языка, в котором оно протекает и без которого, оно не является возможным. В этом плане логика – наука о мышлении – есть в равной мере и наука о языке.

     Язык  и мышление образуют единство: без  мышления не может быть языка, и мышление без языка невозможно. Выделяют два основных аспекта этого единства [12, с. 60]:

     – генетический, который выражается в том, что возникновение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот;

     – функциональный – языки мышление в сегодняшнем, развитом состоянии, представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга.

     Однако  это вовсе не означает, что язык и мышление тождественны друг другу. Между ними существуют и определенные различия.

     Во-первых, отношение между мышлением и  языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Обладая относительной самостоятельностью, язык специфическим образом закрепляет в своих формах содержание мыслительных образов. Специфика языкового отражения заключается в том, что абстрагирующая работа мышления не прямо и непосредственно воспроизводится в формах языка, а закрепляется в них особым образом. Поэтому язык часто называют вторичной, косвенной формой отражения, так как мышление отражает, познает предметы и явления объективной действительности, а язык обозначает их и выражает в мысли, т.е. они различаются по своим функциям.

     Во-вторых, различие существует и в строении языка и мышления. Основными единицами  мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются: фонема, морфема, лексема, предложение (в речи), аллофон (звук) и другие.

     В-третьих, в формах мышления и языка действительные процессы получают упрощенное в известном  смысле отражение, но в каждом случае это происходит по-разному. Мышление фиксирует противоречивые моменты любого движения. Развиваясь само, оно воспроизводит в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. А там, где начинается закрепление, вступает в свои права язык. Язык как форма отражения мира, подобно мыслительным образам, может представлять действительность более или менее полно, приблизительно верно. Закрепляя в своих формах содержание мыслительных образов, язык выделяет и подчеркивает в них то, что ранее было сделано мышлением. Однако делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик объективной реальности.

     В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением законами логики субъектом, с его  познавательными способностями.

     Поэтому овладение языком, грамматическими формами, лексикой является предпосылкой для формирования мышления. Не случайно известный отечественный психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что мысль никогда не равна прямому значению слова, однако она и невозможна без слов [8, с. 74]. Язык и мышление, находясь в таком противоречивом единстве, оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны: мышление представляет содержательную основу для языка, для речевых выражений; мышление контролирует использование языковых средств в речевой деятельности, саму речевую деятельность, управляет использованием языка в коммуникации; в своих формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знания языка и опыта его употребления; мышление определяет уровень языковой культуры; обогащение мышления ведет к обогащению языка.

     С другой стороны: язык является средством  формирования и формулирования мысли  во внутренней речи; язык выступает  по отношению к мышлению в качестве основного средства вызова мысли  у партнера, ее выражения во внешней  речи, тем самым делая мысль доступной для других людей; язык представляет собой средство мышления для моделирования мысли; язык представляет мышлению возможность управлять мыслью, так как оформляет мысль, придает ей форму, в которой мысль легче обрабатывать, перестраивать, развивать; язык по отношению к мышлению выступает как средство воздействия на действительность, средство прямого, а чаще всего косвенного преобразования действительности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением с помощью языка; язык выступает в качестве средства тренировки, оттачивания, совершенствования мышления.

     Таким образом, соотношение языка и  мышления разнообразно и существенно. Главное в этом соотношении: как  для мышления необходим язык, так  и для языка необходимо мышление. 
 

 

      Заключение 

     Таким образом, логика как самостоятельная  наука начинала формироваться в  Индии, Китае, Греции задолго до нашей  эры. Наиболее обстоятельно теоретические  проблемы логики были разработаны и  систематизированы в Древней  Греции. В VI–XV вв. логика в значительной мере была подчинена интересам богословия. В этот период теоретический поиск в логике развернулся вокруг проблемы объяснения природы общих понятий. Далее, в эпоху Возрождения (XV–XVI вв.), происходит активизация эмпирических тенденций в логике и методологии научного знания. С начала XX столетия формальная логика получает дальнейшее развитие. Возникла математическая логика, широко применившая метод математической формализации и специальный аппарат символов к определенному кругу логических операций.

     Логика – это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области.

     Следовательно, предмет логики составляют:

     1. Законы, которым подчиняется мышление  в процессе познания объективного  мира.

     2. Формы мыслительного процесса  – понятия, суждения и умозаключения.

     3. Методы получения нового выводного  знания – сходства, различия сопутствующих изменений, остатков и другие.

     4. Способы доказательства истинности  полученных знаний: прямое и косвенное  доказательство, опровержение и т.д.

     Итак, логика (в наиболее широком понимании  ее предмета) исследует структуру  мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. При этом абстрактное мышление, обобщенно, опосредствованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач. А язык в целом является при этом косвенным объектом ее внимания и интереса. 
 

 

      Список использованной литературы 

1. Бойко А.П. Логика. – М., 2004.

2. Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: логика и риторика в вопросах и ответах. М., 2002.

3. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1994.

4. Гжегорчик  А. Популярная логика. М., 1979.

5. Зегет  В. Элементарная логика. М., 1985.

6. Ивин А.А. Логика для журналистов. Учебное пособие/ А.А. Ивин. – М.: Аспект Пресс, 2002.

7. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1997.

8. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 1996.

9. Краткий  словарь по логике. – М., 2001.

10. Кузина Е.Б. Практическая логика. – М., 1996.

11. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике. – М.: Гнозис, 1996.

12. Сарычев Е.В. Лекции по логике. М., 2004.

13. Свинцов В.И. Логика. М., 1997.

14. Челпанов Г.И. Учебник логики. – М.: «Прогресс», 1994.

Информация о работе Логика как наука. Предмет логики. Мышление и язык