Логика Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:55, реферат

Описание работы

Работа менеджера в наши дни является одной из самых востребованных и, безусловно, сложной профессий. Она подразумевает недюжинные знания, как в области точных наук, так и умение общаться с людьми, налаживать отношения, разрешать различные конфликты, как между подчиненными, так и, когда дело касается заключения выгодной сделки. Во всех вышеперечисленных начинаниях логика как одна из древнейших наук играет ключевую роль.

Содержание

Введение
1.Что такое логика и что она изучает
2.Логика как наука
2.1.Задачи логики
2.2.Виды логики.
3.Логика Аристотеля
3.1.Логика для Аристотеля
3.2.Основные положения логики Аристотеля
3.3.«Диалектика» Аристотеля
3.4. Теория достоверного познания. Определение и доказательство
3.5. Недоказуемые элементы
3.6. Силлогизм как импликация
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Логика Аристотеля.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Две мысли характерны для аристотелевской теории доказательства. Первая состоит в утверждении, что  исходные начала доказательства —  сущности, природа которых недоступна доказательству; вторая — в утверждении, что доказательство все же способно получать из сущностей свойства, вытекающие из их природы.

Ценность, в глазах Аристотеля, этого способа получения свойств  из сущностей представится еще большей, если учесть, что сущности, познание которых имеет в виду Аристотель, в большинстве не простые, а сложные. Знание о таких сущностях дано в суждениях, которые указывают отношение «материи» к «форме».

Именно этот метод  применяется в доказательстве. Последнее  есть умозаключение, в котором из сущности с необходимостью получаются истинные свойства. Свойства эти следуют из сущности, но не порождают ее как таковую. Научное умозаключение исходит как из начальных и непосредственных, из максимально очевидных истин. Заключение зависит от них как от своей причины, а его применение адекватно его предмету.

Задача доказательства — привести к усмотрению, что некоторое свойство принадлежит предмету или что некий предикат принадлежит субъекту.

                              Недоказуемые элементы

Всякое доказательство опирается на некоторые положения, как на исходные начала. Иногда начала, в свою очередь, выводятся из некоторых предшествующих им начал посредством нового доказательства.

Так обстоит дело с  познанием свойств, приписываемых  единичным «сущностям». Аристотель различает три вида недоказуемых начал: 1) аксиомы30; 2) предположения; 3) постулаты31.

Аксиомы — положения, обусловливающие возможность какого бы то ни было знания либо в любой  науке, либо в группе взаимозависимых  наук. Пример аксиомы, общей для группы наук: две величины остаются равными, если у них отнять равные части. Пользуются ими, потому что они определяют сущее как таковое.

Предположениями Аристотель называет положения, которые сами по себе доказуемы, но в пределах данного  научного рассуждения принимаются  без доказательства.

Постулатами («требованиями») Аристотель называет положения, которые принимаются в пределах данного научного рассуждения, но принимаются или при полном отсутствии у учащегося мнения по поводу исследуемого предмета, или даже при наличии несогласия учащегося с постулируемым положением.

Силлогизм как импликация

Главная и наиболее оригинальная часть логики Аристотеля — его  теория силлогизма и теория доказательства. В учении о силлогизме он сам сознавал себя пионером и признавался, что  на создание этой теории он затратил большой  труд.

Аристотель — основатель формальной логики. Он мог стать  им вследствие сделанного им фундаментального для всей логики открытия. Исследуя строение силлогизмов, он все термины  в них представляет буквами, т. е. вводит в логику переменные.

Логика эта не есть конкретное учение о конкретных вещах или терминах, не есть учение о «человеке», «смертности» и «Сократе» («все люди смертны», «Сократ — человек», «следовательно, Сократ смертен»). Логика — наука о законах силлогизмов, выраженных в переменных, а не наука о приложении этих законов к примерам или конкретным терминам. Силлогизм Аристотеля вовсе не есть вывод типа: «Всякое В есть Л; всякое С есть В; следовательно, всякое С есть Л». Только под влиянием логики стоиков силлогизм Аристотеля был истолкован как вывод, вроде указанного. У самого Аристотеля силлогизм — импликация указанного выше типа:

Если А присуще всякому  В

и В присуще всякому  С,

то А присуще всякому  С.

Это адекватный пример аристотелевского силлогизма

Аристотелевская логика предполагает свое применение только к общим терминам — вроде: «животное» или «млекопитающее». Но и эти термины собственно характеризуют не саму его логическую систему, а лишь сферу ее применения.

Аристотель разделил все силлогизмы на «совершенные»  и «несовершенные». «Совершенные»  силлогизмы — это, по сути, аксиомы силлогистики: не требующие доказательства и недоказуемые самоочевидные утверждения. «Несовершенные» силлогизмы лишены очевидности и доказываются.

                                       Заключение

Логика Аристотеля была подготовлена всем предшествующим развитием философской мысли Древней Греции. Уже первые греческие философы занимались научным исследованием природы, и только потому, что до нас дошли лишь свидетельства о результатах этих исследований, а не о том, какими путями философы пришли к ним, мы не знаем, какими умозаключениями и доказательствами они пользовались. Ионийские философы-материалисты придерживались того взгляда, что мышление должно опираться на чувственные данные и ими же проверять свои заключения. Парменид же отверг достоверность чувственных данных и в противоположность ионийским философам в качестве основного критерия истины выдвинул формально-логический закон отсутствия внутреннего противоречия, согласие истины с самой собой. Демокрит уже выступает в качестве автора специального трактата по логике, в котором проводит мысль, что основой умозаключений должны служить достоверные данные опыта, а проверкой истинности заключений – их пригодность для объяснения явлений мира.

Софистика и риторика (основатель последней Горгий) повысили интерес к вопросам логики. Сократ и Платон пытались решить основные вопросы логики на идеалистической основе.

Аристотель имел перед  собой логику Демокрита и логику Платона. От них он исходит. Так, самое  главное логическое учение Аристотеля – его теория категорического силлогизма – возникло из критики платоновского учения об определении понятия путем логического деления. Аристотель, критикуя Платона, указывает, что платоновский «путь вниз» (от высших понятий к низшим путем их логического деления) может дать лишь вероятные результаты, а не вполне достоверные, что это лишь «диалектический путь вниз», а не аподиктический. Этому пути Аристотель противопоставляет свою дедукцию в форме категорического силлогизма, гарантирующего абсолютную достоверность заключения при истинности посылок.

 

Логика Аристотеля –  закономерное звено в историческом развитии древнегреческой логики. Она  находится в теснейшей связи  с состоянием научного знания того времени. Несмотря на то, что Аристотель много занимался естествознанием и написал специальные научные трактаты по физике и зоологии, а математическим наукам не посвятил ни одного своего сочинения, тем не менее на его логике лежит печать не естественнонаучного, а математического мышления. Объяснение этому надо искать в том, что Аристотель в течение 20 лет был учеником платоновской школы, в которой процветала математика и где, кроме научных открытий в области математики, большое внимание уделялось вопросу о придании строго логической формы математическим доказательствам, логическому обоснованию истин ,и приведению их в строгую систему, построенную дедуктивным методом.

Данная В. И. Лениным  характеристика «Метафизики» Аристотеля: «Масса архиинтересного, живого, наивного (свежего), вводящего в философию…» применима и к его логике. Ленин говорит, что «логика Аристотеля есть запрос, искание ,он отмечает в логике Аристотеля подход к диалектике.

И если ставить вопрос о том, что нового внес Аристотель в логику, то необходимо признать, что его вклад колоссален. Бесспорно, он является творцом теории категорического силлогизма, которая была разработана им впервые и притом с такой тщательностью и обстоятельностью, что последующим исследователям осталось внести в эту теорию лишь незначительные, второстепенные добавления.

Заслугой Аристотеля также является то, что он впервые дал учение о делении суждений по модальности и разработал теорию модальных силлогизмов.

 

 

                     

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Список  используемой литературы:

 

1.См.: Дмитриенко Е.А. «Энциклопедия ума». М.: Олма+, 2008. с. 56

2.См: Гетманова А. Д. Логика. Для педагогических учебных заведений.  М.: 3.Добросвет, 2009. с.8

4.См: Никифоров А. Л. Книга по логике. М.: Идея-Пресс, 2008. с.2

5.См.: Ивин А.А., Логика. Изд. Мир и Образование — М.,2009., с. 24-25.

6.См.: Джохадзе Д.В.,  Диалектика Аристотеля. — М.:Дрофа, 1971. с.35

7Щербатский В.Е. Дхармакирти. Учебник логики (с толкованием Дхармоттары). СПб.: Наука, 2007. с. 37

8.Попов Ю.П.. Логика. М.: Феникс, 2009. с.6.

9.Лебедев А. В. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I.. М.: Н11аука, 2010. с. 34

 

10.Ерышев А. А., Н. П. Лукашевич Логика: Курс лекций М.: МАУП, 2007. с.134

11.Никифоров А. Л. Книга по логике. М.: Идея-Пресс, 2008. с.2

12.Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике. М.: Туманит, 2007. с. 56

13.Асмус В.Ф. Платон. (Серия «Мыслители прошлого»).  М.: Мысль, 2009. с. 41

14Асмус В. Ф. Демокрит.  М.: МГУ, 2008. с. 46

15Дёмин Р. Н. Школьный курс истории философии. СПб.: Олма пресс, 2008. с. 43

16Алексеев П.В., Панин А.В., Теория познания и диалектика. — М., 1991.

17.Берти Э., Древнегреческая диалектика как выражение свободы мысли слова // Историко-философский ежегодник 1990. — М., 1991.

18.Брутян Г., Паралогизм, софизм и парадокс // Вопросы философии.,-М.,1959.

19.Джохадзе Д.В.,  Диалектика Аристотеля. — М., 1971.

20.Грядовой Д.И., Логика: Структурированный учебник (для вузов) – 2е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

21.Зубов В. П., Аристотель: Человек. Наука. Судьба наследия. («Научно-биографическая серия»). М.,  Изд-во АН., 1963.

22.Ивин А.А., Элементарная логика., Дидакт., –Изд.2.– М., 1994.

23.Кубицкий А.В. в переработке Иткина М.И., Аристотель. Сочинения., т.1., М.: Мысль,1975.

24. Кузнецов С.А., Современный толковый словарь русского языка., – М.: Ридерз Дайджест, 2004.

25.Маковельский А.О., История логики, — М., 1967.

26.Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.2. –Изд.2.– М., 1976.

27.Микеладзе З.Н., Аристотель. Сочинения., т.2., М.: Мысль,1978.

1  См.: Дмитриенко Е.А. «Энциклопедия ума». М.: Олма+, 2008. с. 56

2 См: Гетманова А. Д. Логика. Для педагогических учебных заведений. М.: Добросвет, 2009. с.8

3 См: Никифоров А. Л. Книга по логике. М.: Идея-Пресс, 2008. с.2

4 См.: Ивин А.А., Логика. Изд. Мир и Образование — М.,2009., с. 24-25.

5 См..: Кузнецов С.А., Современный толковый словарь русского языка., – М.: Ридерз Дайджест, 2004. с.23

6 См..: там же. С.36

7 См..: там же. С.19

8 См..: Микеладзе З.Н., Аристотель. Сочинения., т.2., М.: Мысль,1978 С.105

9 См..: там же. С. 152

10 См..: Кубицкий А.В. в переработке Иткина М.И., Аристотель. Сочинения., т.1., М.: Мысль,1975. с.51

11 См..: Кубицкий А.В. в переработке Иткина М.И., Аристотель. Сочинения., т.2., М.: Мысль,1975. с.27

12 См.: Джохадзе Д.В.,  Диалектика Аристотеля. — М.:Дрофа, 1971. с.35

13  Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике. М.: Туманит, 2007. с. 56

         14  См..: Кубицкий А.В. в переработке Иткина М.И., Аристотель. Сочинения., т.1., М.: Мысль,1975. с.71

15 Микеладзе З.Н., Аристотель. Сочинения., т.2., М.: Мысль,1978

16 Брутян Г., Паралогизм, софизм и парадокс // Вопросы философии.,-М.,1959.

17 Джохадзе Д.В.,  Диалектика Аристотеля. — М., 1971.

18 Грядовой Д.И., Логика: Структурированный учебник (для вузов) – 2е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

19 Берти Э., Древнегреческая диалектика как выражение свободы мысли слова // Историко-философский ежегодник 1990. — М., 1991.

20 Алексеев П.В., Панин А.В., Теория познания и диалектика. — М., 1991.

21 Гетманова А.Д. , Логика учебник для вузов, М. 2002

22 Зубов В. П., Аристотель: Человек. Наука. Судьба наследия. («Научно-биографическая серия»). М.,  Изд-во АН., 1963.

23 Маковельский А.О., История логики, — М., 1967.С.146

24 См..: там же. С.162

25Микеладзе З.Н., Аристотель. Сочинения., т.2., М.: Мысль,1978. С 228

26 См..: там же. С.254

27 Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.2. –Изд.2.– М., 1976.С.79

28 См..: там же. С.100

  1. 29 Попов Ю.П.. Логика. М.: Феникс, 2009. с.6.
  • 30 Асмус В. Ф. Демокрит.  М.: МГУ, 2008. с. 46

    31 Щербатский В.Е. Дхармакирти. Учебник логики (с толкованием Дхармоттары). СПб.: Наука, 2007. с. 37


    Информация о работе Логика Аристотеля