Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:44, реферат
Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания.
ВВЕДЕНИЕ
К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий мир, стремятся ее получить. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, - горе: сильных истина зовет на подвиг, у слабых парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности. Но, несмотря ни на что, все люди стремятся к истине, получению новой информации о мире, в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания.
Но добыть истинное знание, пусть даже неполное, неокончательное, всегда нелегко. Порой это связано с самопожертвованием. Известны подвиги многих выдающихся ученых, отдавших свою жизнь служению людям, добывавшим истину для блага человечества. Ряд ученых-физиков, изучавших радиоактивность, подверглись радиоактивному облучению. Некоторые ученые-микробиологи проводили опасные эксперименты на себе.
К сожалению, на сегодняшний день не все научные достижения ставятся на службу человеку. Однако хочется верить, что наступит время, когда добытое с таким трудом истинное знание будет использовано только на благо человеку.
Люди хотят познать не только законы природы и сущность общественных явлений, но и тайны человеческого мозга. Еще в XVII в. английский философ Ф. Бэкон говорил, что знание и могущество человека совпадают. Однако тернист путь к истине. Чтобы расширить возможности познания, человек создал микроскоп и телескоп, радио и телевидение, ЭВМ и космическую ракету, луноход и искусственные спутники планет, которые позволили ему глубже и полнее познавать свойства природных и социальных явлений.
Изобретены различные методы познания, расширяющие возможности разума человека: моделирование и математические методы, в том числе методы теории вероятностей, физический и биологический эксперименты, методы генной инженерии и обработка информации на ЭВМ и др.
Чтобы эффективно пользоваться всеми этими методами и изобретениями, мышление человека должно быть безупречным, логически правильным. Законы развития есть у природы, общества и, конечно же, у самого мышления. Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, т. е. логические законы.
Истина
и логика взаимосвязаны, поэтому
значение логики невозможно переоценить.
Логика помогает доказывать истинные
суждения и опровергать ложные, она учит
мыслить четко, лаконично, правильно. Логика
нужна всем людям, работникам самых различных
профессий. В первую очередь - преподавателям,
ибо они не смогут эффективно развивать
мышление учащихся, не владея логикой.
Юристам, которые строят свои обвинения
или защиту в соответствии с правилами
логики. Врачам, ставящим диагноз на основании
проявлений той или иной болезни. Логика
необходима вообще всем людям - как интеллектуального,
так и физического труда.
Наука о законах правильного мышления сложилась в Древней Греции. Ее основателем является великий Аристотель (384-322 гг. до н.э.), хотя теория понятия начала развиваться уже учителем Аристотеля - Платоном (427-347 гг. до н.э.). Однако основные законы логики сформулированы именно Аристотелем. Он же разработал в практически законченном виде ее важнейшие разделы.
На
возникновение логики существенное
влияние оказали условия
После Аристотеля заметный вклад в науку о выводном знании внесли философы-стоики; они, кстати, и ввели слово "логика" (сам основатель науки о законах мышления называл ее аналитикой). Много внимания ей уделяли средневековые арабские мыслители. Например, Авиценна, по его собственным словам, знал некоторые труды Аристотеля наизусть, а его логические трактаты перечитывал сорок раз. Средневековые схоласты до тонкостей изучили логические идеи Аристотеля, изложив его учение в более компактной и понятной для неподготовленного читателя форме. В семнадцатом веке Лейбниц (1646-1716 гг.) предложил ввести буквенные обозначения для высказываний. В принципе это делал уже Аристотель, но Лейбниц пошел дальше - выдвинул идею записывать мысли в виде формул, а рассуждение заменить счетом. Его поэтому считают родоначальником символической логики, хотя до конкретных разработок по ней у него не дошло и фактически она начала развиваться только в девятнадцатом веке.
Всю
совокупность логических идей, которые
были выдвинуты в период от Аристотеля
до Лейбница, называют традиционной или
аристотелевской логикой. Она продолжает
разрабатываться и в настоящее время тоже,
но наряду с ней после Лейбница существует
и развивается также и символическая,
или математическая логика. С девятнадцатого
века, как уже сказано, она стала предметом
пристального внимания специалистов,
и в наше время эта ветвь логической науки
переживает период бурного развития, которое
вдобавок с появлением компьютеров получило
новый мощный стимул.
Гл.2 Логические законы.
Прежде чем рассмотреть содержание и специфику законов логики целесообразно определить родовое понятие "закон".
Закон есть существенная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь явлений, обусловливающая их структуру, функционирование или развитие.
На основе этой общей дефиниции определим категорию "закон мышления".
Закон мышления - это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами мысли и самими мыслями. Источники этих связей - объективны. Законы мышления являются обобщенным отражением закономерностей внешнего мира, преобразованных в человеческой голове и ставших общими принципами познающего мышления. Отсюда, порядок и связь вещей определяет порядок и связь мыслей. Этот процесс идет по двум направлениям:
Первое
направление реализуется в
Логические законы составляют основу человеческого мышления. Они определяют, когда из одних высказываний логически вытекают другие, и представляют собой тот невидимый железный каркас, на котором держится последовательное рассуждение и без которого оно превращается в хаотическую, бессвязную речь. Без логического закона нельзя понять, что такое логическое следование, а тем самым – и что такое доказательство.
Правильное, или, как обычно говорят, логичное мышление – это мышление по законам логики, по тем абстрактным схемам, которые фиксируются ими. Отсюда понятна вся важность данных законов.
Логические законы объективны и не зависят от сознания и воли человека. Они не являются результатом соглашения между людьми, некоторой специальной или стихийно сложившейся конвенции. Они не являются и порождением некоего «мирового духа» или «абстрактной идеи», как полагали некоторые философы. Власть законов логики над человеком, их обязательная для правильного мышления сила обусловлена тем, что они есть отображение реального мира, многовекового опыта его познания и преобразования человеком.
Подобно всем иным научным законам, логические законы являются универсальными и необходимыми. Они действуют всегда и везде, распространяясь в равной мере на всех людей и на любые эпохи. Присущая этим законам необходимость в каком-то смысле даже более настоятельна и непреложна, чем природная, или физическая, необходимость. Невозможно даже представить, чтобы логически необходимое стало иным. Если что-то противоречит законам природы и является физически невозможным, то никакой инженер, при всей его одарённости, не сумеет реализовать это. Но если нечто противоречит законам логики и является логически невозможным, то не только инженер – даже бог не смог бы воплотить это в жизнь.
Логических законов бесконечно много, однако не все они в равной мере употребительны.
Традиционная логика из всех законов, связанных с правильным мышлением, выделяет четыре закона: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания.
Эти законы играют особо важную роль в логике и, будучи наиболее общими, лежат в основе различных операций с понятиями или суждениями, используются в ходе умозаключений или доказательств.
Закон тождества гласит: «Каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же определение, устойчивое содержание». Соблюдение этого закона требует определенности, точности формулировок. Закон запрещает произвольно и беспричинно менять содержание и объем понятия. Во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим. Каждое суждение сохраняет одно и то же содержание, сколько бы раз оно ни повторялось. |
Закон противоречия (не противоречия) формулируется следующим образом: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». Это означает, что закон противоречия не позволяет отвечать на поставленный вопрос в одно и то же время в одном и том же смысле одновременно «да» и «нет»). |
Закон
исключенного третьего предписывает:
«Из двух противоречащих суждений одно
должно быть истинным, другое ложным, а
третьего не дано». Рассуждение здесь
ведется по формуле «или - или», и никаких
других вариантов нет. Этот закон был открыт
Платоном и сформулирован следующим образом:
«Человек не может быть одновременно как
здоровым, так и больным». Противоречащие
суждения всегда выражают альтернативу,
т. е. два понятия, одно из которых утверждает,
другое это же понятие отрицает.
Соблюдение закона исключенного третьего для правильного ведения диалога, полемики, дискуссии - требование обязательное. |
Закон достаточного основания относится к обоснованности речи (выступления) и формулируется так: «Любая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана ранее». Это значит, что любая мысль, высказанная в речи, должна обосновываться фактами, научными положениями, личным опытом. |
Рассмотрим
более подробно закон достаточного
основания.
Гл.3 Логический закон достаточного основания.
Важное
место среди формально-
Отсюда — действие закона достаточного основания. В нем выражается еще одна коренная черта правильного мышления наряду с определенностью и последовательностью, непротиворечивостью — его обоснованность, доказательность.
Объективные
предпосылки и смысл закона достаточного
основания. Качественно определенные
предметы, известным образом
Такая
объективно существующая универсальная
зависимость одних предметов
от других и служит важнейшей
предпосылкой возникновения и
Правда, у Лейбница он дан как универсальный закон и бытия, и познания
— закон причинности. Применительно лишь к мышлению ему можно дать следующую формулировку: ни одно суждение не может быть признано истинным без достаточного основания. Отсюда — название самого закона. Но почему идет речь именно о “достаточном” основании? Достаточными являются такие фактические и теоретические основания, из которых данное суждение следует с логической необходимостью. Примерная формула закона: “А истинно, потому что есть достаточное основание В”.