Контрольная работа по "Логике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:47, контрольная работа

Описание работы

Определите вид отношения между понятиями.
Изобразите графически эти отношения с помощью круговых схем.

Работа содержит 1 файл

Логика.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

    Решение:

    1. Выделим структурные элементы РКС:

    - разделительная посылка «лицо, не согласное с решением областного суда, может обжаловать решение суда в кассационном или надзорном порядке», в которой одна альтернатива «лицо, несогласное с решением областного суда, может обжаловать решение в кассационном порядке» (p) и другая альтернатива  «лицо, не согласное с решением областного суда, может обжаловать решение в надзорном порядке» (p), связанные логическим союзом «или»;

    - категорическая посылка «Иванов, не согласный с решением областного суда, не обжаловал решение суда в надзорном порядке»(]p);

    - заключение «Иванов обжаловал решение суда в надзорном порядке» (q), которое стоит после слова «следовательно»

    1. Запишем структурные элементы РКС по правилу записи:

    Лицо, не согласное с решением областного суда, может обжаловать решение в кассационном (p) или надзорном порядке(q).

    Иванов, не согласный с решение областного суда, не обжаловал решение суда в кассационном порядке (]p). 

    Иванов  обжаловал решение суда в надзорном  порядке (q)

    1. Определим модус РКС – отрицающе-утверждающий, т.к. рассуждение направлено от отрицания одной альтернативы (в категорической посылке) к утверждению другой альтернативы (в заключении).
    2. Запишем формулу РКС:           <pvq>,]p

                                                                    q

    1. Проверим правильность вывода РКС по разделительной посылке: РКС правильный, т.к. в большей посылке перечислены все возможные альтернативы.
 

    Задание 13

Формулировка:

  1. Выделите структурные элементы УРС, обозначив их символами.
  2. Сделайте вывод.
  3. Определите вид дилеммы: конструктивная или деструктивная, простая или сложная.
  4. Запишите УРС символически.

Содержание:

 Умозаключение  «ЕСЛИ СУДЬЮ ЗАДЕРЖАЛИ ПО ПОДОЗРЕНИЮ  В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ИЛИ  ДОСТАВИЛИ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОРГАН, ТО ПОСЛЕ УДОСТОВЕРЕНИЯ  ЛИЧНОСТИ СУДЬЯ ПОДЛЕЖИТ НЕМЕДЛЕННОМУ ОСВОБОЖДЕНИЮ. СУДЬЮ Р. ЗАДЕРЖАЛИ ПО ПОДОЗРЕНИЮ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ИЛИ ДОСТАВИЛИ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПОСЛЕ УДОСТОВЕРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СУДЬЮ Р. ДОЛЖНЫ НЕМЕДЛЕННО ОСВОБОДИТЬ.

Решение:

    1. Выделим структурные элементы:

    - условная посылка «если судью задержали по подозрению в совершении преступления или доставили в государственный орган, то после удостоверения личности судья подлежит немедленному освобождению», которая состоит из двух оснований «если судью задержали по подозрению в совершении преступления» (p) и «если судью доставили в государственный орган» (q) и одного следствия «после удостоверения личности судья подлежит немедленному освобождению» (r). Основания и следствие соединены логическим союзом «если.., то..»

    - разделительная посылка « судью Р. Задержали по подозрению в совершении преступления или доставили в государственный орган», в которой утверждаются оба основания: «судью Р. Задержали по подозрению в совершении преступления» (p) и «судью Р. доставили в государственный орган» (q). Эти основания соединены логическим союзом «или»

  1. Сделаем вывод, т.е. составим заключение. Известно, что ход рассуждения в дилемме может идти в двух направлениях: от утверждения оснований к утверждению следствия, либо от отрицания следствия к отрицанию оснований. В нашем случае в разделительной посылке утверждаются основания, значит, в заключении должно утверждаться следствие: «судью Р. После удостоверения личности должны немедленно освободить»
    1. Определим вид дилеммы:

    - конструктивная, т.к. рассуждение направлено от утверждения оснований к утверждению следствия;

    - простая, т.к. заключение – простое суждение.

    4. Запишем  УРС символически:        (pà r) *(qà r), pvq

                                                                                     r 

    Задание 14

Формулировка:

  1. Выделите структурные элементы индуктивного умозаключения.
  2. Определите вид индуктивного умозаключения :полное или неполное.
  3. Запишите индуктивное умозаключение символически.

Содержание:

Индуктивное умозаключение: « В СОСТАВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ, КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ ВХОДИТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РФ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, В СОСТАВ ВСЕХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОЛЛЕГИЙ СУДЕЙ ВХОДИТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РФ.

Решение:

  1. Выделим структурные элементы в индуктивном умозаключении по следующему алгоритму:

- найдем  заключение – это суждение «в состав всех квалификационных коллегий судей входит представитель Президента РФ», в котором понятие «в состав всех квалификационных коллегий судей» является субъектом, а понятие «входит представитель Президента РФ» - предикатом. Субъект заключения указывает класс предметов, элементы которого являются субъектами исходных посылок, а предикат заключения есть предикат исходных посылок;

- выделим  субъекты исходных посылок – это понятия «в состав высшей квалификационной коллегии судей» (S1), «в состав квалификационной коллегии судей субъекта Федерации» (S2), т.к. они составляют класс предмета «квалификационные коллегии судей»;

- составим посылки: «В состав высшей квалификационной коллегии судей входит представитель Президента РФ. В состав квалификационной коллегии судей субъекта Федерации входит представитель Президента РФ», в которых содержатся субъекты (элементы класса) и предикат;

- посылка, в которой содержится информация о количестве элементов класса, явно не прописана. Однако, известно, что квалификационные коллегии судей состоят из двух уровней: высшей и коллегии субъекта Федерации.

    2. Определим вид индуктивного умозаключения по посылке, в которой содержится информация о количестве элементов класса. Данное умозаключение является полной индукцией, т.к. субъекты (2 элемента класса) исчерпывают класс «уровни коллегии судей»

    3. Запишем индуктивное умозаключение  символически:

                                           S1 – S2 есть P

                                           S1 – S2 составляют класс S

                                           Каждый S обладает P 

                                                           
     

                                                               

Информация о работе Контрольная работа по "Логике"