Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:18, задача
Задание 1
Установите, какой из основных законов логики — тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания, — нарушен в следующих примерах. Обратите внимание на то, что в одной и той же ситуации может быть нарушен не один логический закон, а несколько. Обоснуйте свой ответ — почему вы утверждаете, что в данной ситуации нарушен именно этот закон (законы), а не другой (другие).
Сеня шмыгнул носом, похлопал белесыми ресницами и переспросил:
— Ночью? Генерал?
— Да-да, генерал, — закивал филер.
— Тута? — Мальчик наморщил лоб.
— Тут, тут, где же еще!
— А
рази генералы по ночам ездят? —
недоверчиво поинтересовался
— Почему же нет?
Мальчик с глубоким убеждением ответил:
— Генерал, он ночью спит. На то он и генерал.
(Б.Акунин «Смерть Ахиллеса»)
Нарушен закон достаточного основания. Нет никаких доказательств тому, что генерал должен обязательно спать ночью.
Найдите в литературе (художественной,
публицистической, научно-популярной,
учебной) или придумайте самостоятельно
пример какого-либо софизма, причем подробно
прокомментируйте его: как в нем
нарушается закон тождества; какие
объекты, ситуации, явления и т.п.
в нем незаметно
Софизм «Вор»:
«Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего»
Нарушен закон тождества, потому что, используется умышленно ошибочное рассуждение. Высказывание построено с использованием нетождественных, но внешне сходных понятий.
Вывод в этом софизме («вор») основан прежде всего на том, что в рассуждении используется двоякий смысл слова «приобретение»: в первом случае – слово «приобрести» подменяет слово «украсть», во втором случае – слово «приобрести» употребляется в смысле законного приобретения (купля, обмен).
Но в этом софизме имеется
еще одна двусмысленность. Этическое
понятие «дурное» относится к
вещи, которую вор желает «приобрести»,
а этическое понятие «хорошее»
относится к поступку, который
совершает вор. В результате мы имеем
дело с «учетверением терминов»,
что запрещено правилами
Доказательство сбивчивое, попытка выдать ложь за истину имеет случайный, не связанный с существом рассматриваемой темы характер и является сугубо внешним препятствием на пути проводимого рассуждения. Отсюда следует, что никакого глубокого и требующего специального разъяснения содержания за ним не стоит.