Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:44, доклад
Логика как наука о мышлении первоначально возникает в связи с развитием практики ораторского искусства, как часть теории риторики. Такой характер носят начатки логики в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции и Риме, а также в России. Основоположник науки логики Аристотель в своем первом сочинении по логике «Топика», как показывает само название, рассматривает проблемы логики в связи с теорией риторики. В Древнем Риме логика тоже была неразрывно связана с риторикой. В России первая оригинальная система логики, принадлежащая М. В. Ломоносову, изложена в его руководстве по теории красноречия.
1. Введение………………………………………………………………………… 3
2. Для чего нужно изучать логику? …………………………………… …… 5
3Логика в древнегреческой философии ( Логика Платона, Логика Аристотеля)……………………………………………………… …………… 6
4. Логика в странах Востока(Логика в Индии
Логика в Китае ) …………………………………………………………… … 7
5. Средневековая логика………………………… …………………… …… …9
6. Логика в эпоху Возрождения и в Новое время ……… ……… …… … 9
7. Современная логика………………………………………………………… 10
Заключение……………………………………………………………………… 11
Список использованной литературы…… … …………………………… 12
Об истолковании, анализ простых категорических суждений.
Первая аналитика, формальный анализ валидных форм рассуждений или силлогизмов.
Вторая аналитика, изучение научных доказательств.
Эти труды имеют выдающееся значение для истории логики. Аристотель был первым логиком, который попытался провести системный анализ логического синтаксиса. В Категориях он классифицирует все возможные виды того, что может быть субъектом и предикатом суждения. Это послужило основой его философского сочинения Метафизика. Он первый последовательно применяет законы противоречия и исключённого третьего. Он первый показывает принципы аргументации, лежащие в основе логических форм умозаключений, с помощью переменных, исследует отношение зависимости, которое характеризуют необходимые условия вывода и различает валидность этих отношений. В Первой аналитике содержится его изложение силлогистики и впервые в истории применены три важнейших принципа: применение переменных, чисто формальное рассмотрение и использование аксиоматической системы. В сочинениях Топика и ''О софистических опровержениях также рассматривается неформальная логика (например, исследование логических ошибок).
Логика в странах Востока
Логика В Индии
Формальная
логика возникла независимо и продолжала
развиваться до Нового времени без
влияния древнегреческой
Две из шести ортодоксально-индуистских школ индийской философии — ньяя и вайшешика — занимались методологией познания, из этого проблемного поля и выделилась логика.
7
Само название школы «ньяя» значит «логика». Главным её достижением и была разработка логики и методологии, ставших впоследствии общим достоянием (ср. аристотелевская логика в Европе). Основным текстом школы были Ньяя-сутры Акшапады Гаутамы (II век н. э.). Поскольку ньяики считали единственным путём освобождения от страданий достижение надёжного знания, они разрабатывали тонкие методы отличия надёжных источников знания от ложных мнений. Есть только четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство. Строгая пятичленная схема умозаключения включала в себя: начальную посылку, основание, пример, приложение и вывод.
Буддийская философия (не входившая в число шести ортодоксальных школ) была главным оппонентом ньяиков в логике. Нагарджуна, основатель мадхьямики («срединного пути»), развил рассуждение, известное как «катускоти», или тетралемма. Она дает возможность развернуть любой фокус одновременно на уровне материальном и этот же фокус на уровне энергетики, на уровне духовного, на уровне самых тонких энергий. Тетралемма – это стратегия создания реальности, реальности привычных понятий или стратегия генерации открытий.
У
Дигнаги и его последователя Дхармакирти
буддийская логика достигла вершины. Центральным
пунктом их анализа было установление
(определение) необходимой логической
присущности (включённости в определение),
«вьяпти», также известное как «неизменное
следование» или «убеждение». Для этой
цели они развили учение об «апоха» или
различении, о правилах включения признаков
в определение или исключения их из него.
Логика в Китае
Логика в Китае появилась в период появления большого количества школ, конкуренции и дискуссий между ними. Современник Конфуция Мо-цзы(«Учитель Мо», «Мудрец Мо»; V—IV вв. до н. э) был известен как основатель моизма (школы мо цзя), представители которой занимались поиском источников достоверного рассуждения и условий его правильности. В области аргументации они предпочитали разработку рассуждения по аналогии разработке дедукции. В процессе анализа семантики языка моисты разработали метод классификации имён по степени их общности и деления вещей по видам (метод «трёх правил», «трёх фа»).
Одно из ответвлений моизма, логики (мин цзя, школа имён, V—III вв. до н. э), приступило к исследованию собственно формальной логики (её представители подошли к открытию категорического силлогизма ранее или одновременно с ее формулировкой Аристотелем).
Позднее,
при династии Цинь, эта линия исследований
исчезла в Китае, поскольку тогда философия
легизма жестоко подавляла все остальные
философские школы. Вновь логика в Китае
появилась только с проникновением туда
индийской логики буддистов и далее сильно
отстала от развития европейской и ближневосточной
логики.
8
Средневековая
логика
Средневековая
логика (VI—XV вв.) изучена еще недостаточно.
В средние века теоретический
поиск в логике развернулся главным
образом по проблеме истолкования природы
общих понятий. Так называемые реалисты,
продолжая идеалистическую
Сформулируем основные проблемы, которые разрабатывались в средневековой логике: проблемы модальной логики, анализ выделяющих и исключающих суждений, теория логического следования, теория семантических парадоксов (логики в средние века усиленно занимались их анализом, например, парадокса «Лжец», и предлагали разнообразные решения).
Теоретические
источники средневековой
Сирийская
логика послужила посредником между
античной и арабоязычной наукой. Историки
логики признают влияние логики арабов
на развитие европейской лотки в средние
века.
Логика
в эпоху Возрождения
и в Новое время
Этот исторический период в логике отмечается появлением множества крайне значимых для науки публикаций.
Френсис Бэкон в 1620 году опубликовывает свой «Новый органон», содержащий основы индуктивных методов, усовершенствованных позднее Джоном Стюартом Миллем и получивших название методов установления причинных связей между явлениями Бэкона-Милля. Суть Индукции(Обобщения) в том, что знания нужно возводить в принципы. Также необходимо искать причину своих ошибок.
В
1662 году в Париже издан учебник
«Логика Пор-Рояля», авторами которого
являются П. Николь и А. Арно, создавшие
логическое учение на основе методологических
принципов Рене Декарта.
9
Современная
логика
В
конце XIX — начале XX веков были заложены
основы т. н. математической, или символической,
логики. Её суть заключается в том,
что для обнаружения
Огромный вклад в развитие символической логики внесли такие учёные, как Дж. Буль, О. де Морган, Г. Фреге, Ч. Пирс и др. В XX веке математическая логика оформилась в качестве самостоятельной дисциплины в рамках логической науки.
Начало XX века ознаменовалось становлением идей неклассической логики, многие важные положения которой были предвосхищены и/или заложены Н. А. Васильевым и И. Е. Орловым.
В середине XX века развитие вычислительной техники привело к появлению логических элементов, логических блоков и устройств вычислительной техники, что было связано с дополнительной разработкой таких областей логики, как проблемы логического синтеза, логическое проектирование и логического моделирования логических устройств и средств вычислительной техники.
В 80-х годах XX века начались исследования в области искусственного интеллекта на базе языков и систем логического программирования. Началось и создание экспертных систем с использованием и развитием автоматического доказательства теорем, а также методов доказательного программирования для верификации алгоритмов и программ для ЭВМ.
В
80-ые годы начались также изменения
в образовании. Появление персональных
компьютеров в средних школах
привело к созданию учебников
информатики с изучением
10
Заключение
Логика является очень давней наукой, история которой насчитывает 2,5 тысяч лет. Поэтому, я считаю, достаточно естественным можно назвать тот факт, что эта история достаточно насыщенна громкими именами и блестящими открытиями. За это время логика существенно расширила рамки своего предмета исследований и начала разрабатывать такие вопросы, как анализ естественного языка и создание искусственного языка для упрощения анализа суждений и взаимосвязей между ними. Мы видим что за последних полтора века логика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками, особенно тесной является взаимосвязь с математикой, информатикой и лингвистикой. Достаточно распространенным стало использование логического знания в такой сфере жизни как политика.
Современные учении, которые занимаются изучением истории логики выделяют два ее периода, какие явно не являются равнозначными с точки зрения своей длительности, но не за содержательным наполнением. Также большинство из них отмечает то, что современная логика не отрицает Аристотельскую логику и ее достояния.
В настоящее время логика представляет собой весьма разветвленную и многоплановую науку, результаты и методы которой активно используются во многих областях теоретического познания, в том числе и непосредственно связанных с рядом современных направлений практической деятельности. Она находит применение в философии, математике, психологии, кибернетике, лингвистике и др. С самой общей точки зрения в современной логике, как мы уже говорили, выделяют три больших раздела: символическую («формальную») логику, логическую семиотику и методологию.
Завершая
текст, не могу не привести слова английского
философа Д.С.Миля о пользе практической
логики: «Когда я принимаю в соображение,
как проста теория умозаключения, какого
небольшого времени достаточно для
приобретения полного знания ее принципов
и правил и даже значительной опытности
в их применении, я не нахожу никакого
извинения для тех, кто, желая
заниматься с успехом каким-нибудь
умственным трудом, упускает это изучение».
11
Список использованной литературы:
12