Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:20, контрольная работа
Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний.
Введение…………………………………………………………...…..3
1. Понятие ……………….………………………………………..…..4
2. Суждение…………………………………………………………..12
3. Умозаключение…...………………………………………………18
Заключение……………………..……………………………………22
Список используемой литературы…….……………………...…..23
Умозаключение
Умозаключение
— это способ получения нового знания
на основе некоторого имеющегося. Он представляет
собой переход от некоторых высказываний,
фиксирующих наличие некоторых ситуаций
в действительности, к новому высказыванию
и соответственно к знанию о наличии ситуации,
которую описывает это высказывание. Например,
у меня есть суждение «ни один металл не
есть сложное тело»; имея такое суждение,
я могу сделать вывод, что «ни одно сложное
тело не есть металл». Это есть непосредственное
умозаключение. Посредством умозаключений
мы получаем приращение знаний, не обращаясь
к исследованию предметов и явлений самой
действительности, имеем возможность
открывать такие связи и отношения действительности,
которые невозможно усмотреть непосредственно. Переход
от некоторых высказываний (посылок умозаключения)
к высказыванию (заключению) в умозаключении
может совершаться на основе интуитивного
усмотрения какой-то связи - такие умозаключения
называют содержательными; или путем логического
выведения одного высказывания из других
- это умозаключения формально-логического
характера. В первом случае оно представляет
собой, по существу, психический акт. Во
втором случае его можно рассматривать
как определенную логическую операцию. Содержание
умозаключения может быть более или менее
развернутым. Так, из того, что над землей
низко летают птицы, люди заключают часто,
что завтра будет плохая погода. Это умозаключение
можно развернуть, выясняя, в чем именно
состоит связь между ситуацией, которая
фиксируется в посылке, и той, на которую
указывает заключение. А именно, если объяснить,
почему одно из наблюдаемых явлений (низкий
полет птиц) указывает на существование
другого (будет плохая погода). В результате
анализа получаем последовательность
переходов от одних явлений к другим: птицы
летают низко потому, что мошкара, за которой
они охотятся, летает низко над землей.
А это происходит в свою очередь потому,
что в воздухе имеется повышенная влажность,
от которой насекомые намокают и опускаются
к земле.
Наличие же повышенной влажности предвещает
дождь, а, следовательно, и ненастье. Как
видим, при развертывании исходного умозаключения
появляются новые посылки. Кстати, полезно
обратить внимание, что в данном случае
движение мысли идет в основном от следствий
явлений к их причинам. Таким образом,
отношение между посылками
и заключением отличается от отношения
причина - следствие. В содержательных
умозаключениях мы оперируем, по существу,
не с самими высказываниями, а прослеживаем
связь между ситуациями действительности,
которые эти высказывания представляют.
Это и отличает содержательные умозаключения
от умозаключений как операций логического
характера, называемых иногда формализованными
умозаключениями. В этих умозаключениях
операции совершаются именно над высказываниями
самими по себе, причем по правилам, которые
вообще не зависят от конкретного содержания
высказываний, т.е. от значения дескриптивных
терминов. Для их применения необходимо
учитывать лишь логические формы высказываний.
Благодаря этому для умозаключений этого
типа мы имеем также четкие критерии их
правильности или неправильности. Тогда
как для содержательных умозаключений
нет никаких определенных критериев этого
рода и всегда возможен спор - рассуждает
ли человек правильно или нет. Переход
от содержательного умозаключения к формально-алогическому,
т.е. формализация умозаключений, осуществляется
посредством выявления - и явной фиксации
ее в виде высказываний - всей информации,
которая явно или неявно используется
в содержательном рассуждении. Так, в примере
с птицами неявно используемая информация
может быть выражена в общих суждениях:
«Всегда, когда мошкара опускается к земле,
опускаются и птицы, охотящиеся за ней»,
«Всегда, когда намокает волосяной покров
насекомого, то оно опускается к земле»
и т.п. В умозаключении, как мы уже говорили,
различают посылки - высказывания,
представляющие исходное знание, и заключение
- высказывание, к которому мы приходим
в результате умозаключения. В естественном
языке существуют слова и словосочетания,
указывающие как на заключение («значит»,
«следовательно», «отсюда видно», «поэтому»
и т.п.), так и на посылки умозаключения
(«так как», «поскольку», «принимая во
внимание, что...», «ведь» и т.п.). Представляя
суждение в некоторой стандартной форме,
в логике принято указывать вначале посылки,
а потом заключение, хотя в естественном
языке их порядок может быть произвольным:
вначале заключение - потом посылки; заключение
может находиться «между посылками». Понятие
умозаключения как логической операции
тесно связано с понятием логического
следования. Учитывая эту связь различают
правильные и неправильные умозаключения.
Умозаключение, представляющее собой
переход от посылок к заключению, является
правильным, если между посылками и заключением
имеется отношение логического следования.
В противном случае - если между посылками
и заключением нет такого отношения - умозаключение
неправильно. Естественно, что логику
интересуют лишь правильные умозаключения.
Что же касается неправильных, то они привлекают
внимание логики лишь с точки зрения выявления
возможных ошибок. В делении умозаключений
на правильные и неправильные мы должны
различать отношение логического следования
двух видов – дедуктивное и индуктивное.
Первое гарантирует истинность заключения
при истинности посылок. Второе - при истинности
посылок - обеспечивает лишь некоторую
степень правдоподобия заключения (некоторую
вероятность его истинности).
Соответственно этому умозаключения делятся
на дедуктивные и индуктивные.
Первые иначе еще называют демонстративными
(достоверными), а вторые - правдоподобными
(проблематичными). Заметим, что в приводившемся
примере с птицами переход от наличия
высокой влажности к выпадению осадков
является лишь вероятностным умозаключением.
Суждение, содержащее новое знание, может
быть получено посредством преобразования
некоторого суждения. Так как исходное
(преобразуемое) суждение рассматривается
как посылка, а суждение, полученное в
результате преобразования, — как заключение,
умозаключения, построенные посредством
преобразования суждений, называются
непосредственными. К ним относятся: превращение,
обращение, противопоставление предикату,
умозаключения по логическому квадрату. Выводы
в каждом из этих умозаключений получаются
в соответствии с логическими правилами,
которые обусловлены видом суждения —
его количественными и качественными
характеристиками. -преобразование суждения
в суждение, противоположное по качеству
с предикатом, противоречащим предикату
исходного суждения, называется превращением; -
Заключение
Логика
определяется как наука о законах
правильного мышления. Мышление – это
сложный процесс, оно имеет различные
аспекты. Из этого определения следует,
что стоит изучить законы правильного
мышления и применять их в процессе мышления,
чтобы можно было мыслить вполне правильно. Но
в действительности это неверно. Логика
указывает правила, при помощи которых
могут быть открыты ошибки. Поэтому становится
понятным утверждение Д.-С.Миля: «Логика
есть великий преследователь темного
и запутанного мышления; она рассеивает
туман, скрывающий наше невежество и заставляющий
нас думать, что мы понимаем предмет, в
то время когда мы его не понимаем».
Список
используемой литературы