Диалог и монолог

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

Диалог сам по себе представляет сложный материал, далеко не ограничивающийся каким-то одним аспектом. Об этом свидетельствует огромное количество исследовательских работ в этой области.
Сам диалог представляет собой своего рода воплощение языка в конкретных и специфических средствах. Это особая форма речевого общения, в которой проявляется речевая деятельность человека, а также форма существования любого языка.

Работа содержит 1 файл

основной текст.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

    4.Виды вопросов.

       Вопрос - это выраженный в форме вопросительного предложения и реализуемый в виде ответа запрос мысли, направленный на развитие - уточнение или дополнение знаний.

       В процессе познания вопросы не возникают  самостоятельно, без всяких на то оснований. Любой вопрос всегда опирается на уже известное знание, которое выступает его базисом и выполняет роль предпосылки вопроса.

       По  логической структуре и познавательной функции вопросы подразделяются на два основных типа:

       - уточняющие, или ли-вопросы;

       - восполняющие, или что-вопросы.

       Уточняющим  называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения.

       Грамматический  признак уточняющих вопросов - наличие  в предложении частицы “ли”: «Верно ли, что...»; «Является ли ...»; «Так ли, что...».

       Восполняющим  называется вопрос, направленный на выявление новых свойств у исследуемых явлений: «Кто изобрел телефон?»

       Грамматический  признак восполняющих вопросов - наличие  в предложении вопросительных слов: кто? что? где? когда? как? и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что собой представляет исследуемый объект.

       Как уточняющие, так и восполняющие вопросы  могут быть простыми и сложными. 
 Простым называется вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов.

       Для уточняющих вопросов простым будет  вопрос, в котором выясняется истинность лишь одного суждения. Для восполняющих вопросов простым будет вопрос, в котором содержится лишь одно вопросительное слово, относящееся к одному суждению.

       Сложным называется вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть:

       - соединительными (конъюнктивными);

       - разделительными (дизъюнктивными);

       - смешанными (соединительно-разделительными).

       Для восполняющих вопросов сложным будет  вопрос, включающий два и более  вопросительных слова, а также вопрос, в котором вопросительное слово  или слова относятся к двум и более суждениям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5.Логика ответа.

     Ответ - это высказывание, содержащее недостающую в вопросе информацию. Основная функция ответа заключается в том, чтобы минимизировать недостаточность информации, на которую указывает вопрос (и прежде всего входящая в него неизвестная переменная), или указать на некорректность постановки вопроса.

     На  один и тот же вопрос можно ответить по-разному. Вид ответа, который будет  дан на поставленный вопрос, зависит  от ситуации, от вопроса и его  корректности.

     Истинные  (правильные) ответы соответствуют действительности, ложные (неверные) – не соответствуют действительности.

     Прямыми являются ответы, воспроизводящие матрицу вопроса.

     Косвенные – это высказывания, из которых может быть выведена матрица вопроса: «Рыба ли кит?» - «Кит-млекопитающее». Так как известно, что рыбы не являются млекопитающими, из последнего высказывания следует отрицательное высказывание «Кит не рыба».

     В кратких ответах не воспроизводится матрица вопроса: в них содержится только тот элемент мысли, который устраняет неизвестность переменной вопроса. «Кто открыл Америку? - Колумб». «Правда ли, что Колумб открыл Америку? - Да». В развернутых ответах содержатся и логический элемент, устраняющий неизвестность переменной вопроса, и матрица вопроса («Колумб открыл Америку?» - «Да, Колумб открыл Америку»).

     Полный ответ должен содержать в себе логические элементы, устраняющие неизвестность всех переменных, присутствующих в вопросе: «Кто и когда открыл Америку?» - «Колумб открыл Америку 12 октября 1492 г.». В неполном ответе устраняется неизвестность лишь некоторых переменных вопроса: «Кто и когда открыл Америку?» - «Колумб открыл Америку». В этом ответе устраняется неизвестность относительного того, кто открыл Америку, но не устраняется неизвестность относительно времени (даты) ее открытия.

     Действительными ответами являются те высказывания, истинность которых доказана надлежащим образом в некоторой системе знаний («Колумб открыл Америку»). Возможные ответы – те, которые содержат запрашиваемую в вопросе информацию, но эта информация не обоснована в должной мере («Викинги открыли Америку»).

     В поисках ответа на поставленный вопрос следует помнить, что качество ответа напрямую зависит от качества вопроса. Тем не менее ответ должен удовлетворять  определенным критериям.

     Во-первых, ответ должен быть информативнее  вопроса. Даже если ответ является неполным, все-таки при вычитании из объема его информации объема информации вопроса разница должна быть положительной.

     Во-вторых, ответ следует давать на языке  вопроса. Если вопрос корректен, то и  ответ должен быть корректен, т. е. соответствовать параметрам вопроса: быть точным, ясным, однозначным, содержать в себе терминологию, которая используется при формулировке вопроса. Вряд ли непрофессионал что-либо поймет (извлечет какую-либо информацию) из ответа специалиста, если тот на вопрос об основных причинах кризиса российской экономики будет отвечать на языке современной экономической науки, используя термины макро- и микроэкономика, секвестр, реструктуризация долгов, авизо, ликвидность ценных бумаг, клиринговые и оффшорные операции и т. п.

     В-третьих, ответ на некорректный вопрос должен содержать в себе информацию о  неправильности вопроса, особенно в  том случае, если вопрос содержит ложную предпосылку. Например, в ответе на вопрос «Кто был первым императором США?» следует указать на ложность самого вопроса: историческая наука не знает и не может знать имени исторического лица, которое занимало трон США; всем известно, что нельзя занять место, которое не существует.

     В-четвертых, ответом на вопрос может быть другой вопрос, если только последний является уточняющим по отношению к первому или представляет собой риторический вопрос, т. е. является риторическим приемом. Во всех других случаях ответ вопросом на вопрос следует квалифицировать как логическую уловку, имеющую цель избежать ответа на поставленный вопрос и перевести разговор, спор в иную область или переложить бремя решения вопроса на кого-либо другого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6. Двусмысленные понятия.

     Двусмысленными  называются понятия в котором  употребляются термины в переносном значении или термины, имеющие двойной смысл своего значения. Двусмысленные понятия сбивают с логического пути, не позволяют найти верное решение. Они дают не точное определение.

     Употребление  двусмысленных понятий приводят к неточности вопросов. Двусмысленные понятия нередко используются в улавливающих, или «провокационных» вопросах, в которых содержится скрытая информация. К таким вопросам прибегали древнегреческие софисты. Один из них — софизм «рогатый», когда предлагают ответить на вопрос: «Продолжаешь ли ты носить рога?» Скрытое в этом вопросе утверждение приводит к тому, что независимо от характера ответа — «да» или «нет» — отвечающий в обоих случаях неявно признает, что у него есть или были раньше рога.

     Двусмысленность вполне уместна в качестве художественного приема, но в определении она недопустима, поскольку содержание понятия в данном случае не раскрывается. Примеры двусмысленных определений: Собака – это друг человека; двусмысленное определение; Математика – это гимнастика ума; двусмысленное определение; Краткость – это сестра таланта.

       
 
 
 
 
 
 

7. Аргументация как логико-комуникативная процедура.

     Подавляющее большинство речевых актов содержит в себе аргументацию. Аргументация – это логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции одного человека с целью последующего ее понимания и принятия другим человеком. Тот, кто обосновывает свою позицию, называется аргументатором. Тот, кому адресована обосновываемая позиция, называется реципиентом. В споре аргументатора называют пропонентом, а реципиента – оппонентом.

     Из  определения аргументации следует, что она заключает в себе два  аспекта – логический и коммуникативный.

     С точки зрения логической теории аргументация представляет собой логическую (мыслительную) процедуру поиска и предъявления оснований для данного положения. Строго логически истинность входящих в аргументы элементов должна определять истинность обосновываемой позиции. Это является нормой для научных коммуникаций. За рамками научных коммуникаций, как правило, аргументируемое положение опирается на основания иного рода, например на мнение авторитета, сиюминутное настроение аудитории, на силу традиции, на стереотипы, религиозную веру и т. д.

     В терминологии теории коммуникаций аргументацию можно трактовать как процесс  выражения в языке аргументатором определенной информации с целью ее передачи реципиенту, понимания и восприятия ее последним. В конечном итоге любая аргументация преследует цель – образование определенного убеждения у реципиента. Если он воспринял, понял и согласился с положением, которое обосновывал аргументатор, цель считается достигнутой.

     От  вопросно-ответного комплекса аргументация отличается двумя важными признаками:

     1) в рамках аргументации происходит  отбор из уже известных положений  тех, которые необходимы для обоснования данной позиции;

     2) в аргументации обе стороны  – и аргументатор» и реципиент  – активны, т. е. между ними  имеется как прямая, так и обратная  связь, т. е. если в аргументации  коммуникативный процесс осуществляется  в обоих направлениях, то в  вопросно-ответном комплексе – от вопрошающего к отвечающему.

     Следует помнить, что в реальных коммуникативных  актах, например в споре, полемике, логический и коммуникативной аспекты реализуются  как единое целое. Отмеченное выше различие между ними – всего лишь абстракция, позволяющая точнее и глубже понять природу аргументативного процесса как акта коммуникации.

     В структуру аргументации входят тезис, аргументы (основания, доводы) и демонстрация.

     Тезис – это положение, позиция, которая подлежит обоснованию. Именно ему должен уделять основное внимание аргументатор или оппонент. Это означает, что в процессе аргументации любая вовлекаемая в него информация должна концентрироваться вокруг тезиса и служить его детальному анализу.

     Происхождение тезиса связано с ситуацией. Оспариваемым тезисом может стать ответ на какой-либо вопрос, высказанное кем-то мнение по определенному предмету. В случае организованной полемики тезис формулируется заранее.

     В споре и пропонент, и оппонент, как правило, придерживаются своего тезиса. Однако, если становится очевидной несостоятельность тезиса, можно ожидать, что выдвинувшая его сторона откажется от него; но это еще не значит, что будет принят тезис противника.

     Аргументы – это известные, заранее добытые положения, с помощью которых достигаются обоснованность и убедительность тезиса. Отбор аргументов – дело творческое, и множество факторов оказывает влияние на этот процесс: мировоззрение, уровень образования аргументатора, его идеологические и культурные установки, конкретные обстоятельства, сопровождающие процесс аргументации, и т. д. По этой причине аргументы, понятные и убедительные в одной аудитории, могут оказаться несостоятельными, т. е. неубедительными и непонятными, в другой аудитории.

Информация о работе Диалог и монолог