Зима в творчестве А.С.Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: показать образы русской зимы и их художественные функции в творчестве А.С. Пушкина.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
проанализировать языковые средства, использованные для описания русской зимы в произведениях А.С. Пушкина
определить функции описаний русской зимы в творчестве А.С. Пушкина
выявить художественную роль описаний русской зимы в произведениях А.С. Пушкина

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА Зима и ее роль в истории русской литературы
1. Образ зимы в русской литературе
2. Образ зимы в творчестве А.С. Пушкина
2 ГЛАВА Анализ языковых средств изображения русской зимы
1.Языковые средства изображения образа зимы в лирике А.С. Пушкина
2. Языковые средства изображения образа зимы в прозе А.С. Пушкина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

готовое.docx

— 69.19 Кб (Скачать)

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

...............................

Вьюга мне слипает очи...

...............................

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

................................

Сил нам нет кружиться  доле...

................................

Закружились бесы разны...

Но не только повторы конкретных слов «работают» в тексте: используются контекстуальные синонимы: «Вьюга злится, вьюга плачет…», «Домового ли хоронят, / Ведьму ль замуж выдают?» Повторяются  даже приставки: «Бесконечны, безобразны…»; «Средь неведомых равнин…» — «…Там верстою небывалой…»

Стихотворение насыщено  олицетворениями: «мчатся тучи, вьются тучи..», «вьюга  слипает  очи», «колокольчик вдруг умолк». Стихия представляется нам как некое живое существо.

Рассмотрим эпитеты.

Изобразительные (выражающие конкретный признак предмета) -  «мутно небо», «ночь  мутна», «снег летучий», «одичалого коня», «искрой малой», «белеющих равнин».

Выразительные (выражающие отношение  к предмету)  -  «неведомых равнин», «кони чуткие», «бесконечны, безобразны….бесы», «в беспредельной вышине»,  «визгом жалобным».

Как мы видим, стихотворение изобилует  различными эпитетами, которые выражены полными и каткими прилагательными, причастиями. Эпитеты помогают лучше проникнуться настроением стихотворения, они передают атмосферу страха и ужаса перед стихией.

Автор использует сравнение  «закружились  бесы разны, будто листья  в ноябре».  Это наглядно показывает динамику.

В стихотворении есть несколько  образов, явно восходящих к фольклорной  традиции. Рассмотрим их поближе.

 

"ЕДУ, ЕДУ В ЧИСТОМ  ПОЛЕ". 
 
"Чистое поле" — одна из самых распространенных в традиции пространственных формул, кроме того, приобретшая в истории литературы особый символический статус — обозначать русскую фольклорную традицию в целом, указывать на нее, отсылать к ней. Судя по всему, в этой функции использует формулу и Пушкин; прежде всего она является знаком, сигналом обращения к народной традиции и традиционным представлениям о мире. Образ "чистого поля" здесь сопряжен с мотивом пути".

 

В ПОЛЕ БЕС НАС ВОДИТ, ВИДНО". 
 
Клише "бес водит" - вариант более архаичных выражений "леший водит", "блуд водит": "по общераспространенным поверьям, люди блуждают и теряются в лесу "не своей волей": их заставляет "блудить", "водит" неопределенная или самого разнообразного облика нечистая сила".

 

"ДУЕТ, ПЛЮЕТ НА МЕНЯ". 
 
Данная формула обычна для обобщенного обозначения магической деятельности в быту. Часто действия знахарей описываются как: "подул, поплевал..." - и вылечил.

 

"ДОМОВОГО ЛИ ХОРОНЯТ, 
ВЕДЬМУ ЛЬ ЗАМУЖ ВЫДАЮТ?"

На первый взгляд, здесь  Пушкин отсылает читателя к распространенным мотивам народных мифологических рассказов, то есть вводит в лирическое стихотворение  некий сюжетный подтекст. Интересно, что этот подтекст не может быть развернут, так как оба упомянутых мотива фактически не встречаются в  фольклорной традиции. Из традиции приходят только сами образы домового и ведьмы, а их сюжетный антураж, скорее всего авторского происхождения. Правда, само противопоставление "свадьба - похороны" весьма красноречиво; это два полюса ритуальной традиции; одна из основных оппозиций в системе народных представлений о жизненном пути человека.

Итак, образ зимы создается  не только с помощью средств выразительности, но и с помощью его переплетения с фольклором, что придает именно национальный характер и некую близость к народу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 2. Языковые  средства изображения образа зимы в лирике А.С. Пушкина

 

Описания природы в пушкинской прозе так же просты и кратки, как и описания внешности, домашней обстановки, быта героев.

Рассмотрим описание зимы в повести «Капитанская дочка». Пушкин использует пейзаж  для раскрытия характеров героев. Вот взволнованный проигрышем и мучимый стыдом перед верным Савельичем Гринев обращает внимание на окружающую местность: «Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом». Это только предчувствие событий, и понять его помогает эпитет «печальный». Окружающую природу Пушкин сравнивает с пустыней, подчёркивая тем самым безлюдность и одиночество.

Ключевая сцена метели  у Пушкина немногословна, но очень точна и выразительна. Короткие предложения без пышных эпитетов и сравнений дают, тем не менее, образную картину:

 «Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу  становился сильнее. Облачко обратилось  в белую тучу, которая тяжело  поднималась, росла и постепенно  облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер  завыл; сделалась метель. В одно  мгновение темное небо смешалось  со снежным морем. Все исчезло. "Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран"!... Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихрь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом - и скоро стали»

Пушкинский буран в  степи – это символ стихийности  народного восстания под предводительством  Пугачева. Отсюда – одушевленность в описании метели: «И ветер выл  с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным». Метафора помогает почувствовать страх и беспомощность людей перед надвигающейся стихией: «В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем».

Обилие глаголов движения придает картине динамичность, читатель как  бы ощущает приближение страшной стихии.

Рисуя образ страшного  бурана, А.С.  Пушкин использует аллитерацию, паронимический ряд слов на букву  «б». «Ну, барин, — закричал ямщик, —  беда буран!»

Бросается в глаза пунктуация писателя. Он неоднократно использует тире, что как бы подгоняет, ускоряет действие. 

Пейзаж этот во многом символичен, он предваряет предстоящие события и участие в них главного героя, волей судьбы попавшего в метель. Буран — символ пугачевской вольницы. Темнота, вихрь, мутное кружение метели напоминают о человеческих заблуждениях, о том, что души людские зачастую находятся во мраке, где невозможно различить добро и зло, хорошее и дурное.

В повести «Метель» метель предстает как стихия жизни, как  судьба, распоряжающаяся жизнью героев, разлучающая одних и соединяющая  других. Причем эта судьба оказывается  мудрее людей, заблуждающихся в своих  помыслах и желаниях. Слово «метель», по Далю, писалось двояко: метель – от слова «мести» (однокоренным здесь является слово «метла», с которой народ связывал представления о нечистой силе) и мятель – от слова «мясти» - приводить в смущение, мутить, смущать, тревожить, беспокоить (и мятеж, смута – слова того же корня).

Уже изначально в само слово  «метель» заложено все это многообразие значений: и связь с бесовщиной, и душевная тревога, и смятение, и  мятеж.

 

Описание самой метели предельно лаконично и кратко: 
«Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею»

 Эпитеты «мутный» и «желтоватый» рисуют перед читателем картину настоящей русской метели с пургой и холодным ветром.

Автор использует просторечную и разговорную лексику. Об этом говорят формы слов «снегу» и «слилося», «землею» а также «взвидеть»(разг., с оттенком сильной взволнованности). Это оказывает близость писателя к народу,  к земле, к природе.

Метель является символом живой жизни, а может быть, и самой Судьбы.

Таким образом, описание зимы в прозе Пушкина выполняет  философскую и сюжетообразующую функции. Через него раскрывается образ  персонажей, судьба главных героев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

               Несомненно, пейзаж - выражение авторской точки зрения на события, отношения к природе, героям произведения. Пейзаж помогает раскрыть замысел писателя, лучше понять героев.

               Зима, пожалуй, один из ярчайших образов в русской литературе. То холодная и суровая, то блестящая и яркая, зима всегда завораживала русского человека. 

               В нашей исследовательской работе мы попытались понять, какова же роль образа  зимы в русской литературе и в творчестве Пушкина, мы проанализировали языковые средства описания зимы в лирике и прозе А.С. Пушкина.

Каждый писатель по-своему воспринимал зиму. У Ф. И. Тютчева зима — добрая колдунья, у  Некрасова — заколдованный сон. У И.А. Бунина — полотно русской жизни, подчёркивающее неотделимость человека от природы;

А.С. Пушкин любил зиму, тот факт доказывает огромное количество замечательных произведений, освященных тому времени года. Но в зависимости от периода его жизни, зима в произведениях всегда разная. Образ зимы всегда передаёт настроение героя, его душевные переживания. В прозе  образ зимы выполняет символическую и философскую функции. «Метельный» сюжет Пушкина стал одним из устойчивых, традиционных символов русской литературы.

В описании зимы Пушкина активно использует яркие и звучные эпитеты, олицетворения повтор и инверсию. Лексика стихотворений очень многообразна: употребляются устаревшие, диалектные, книжные слова. Проза А.С. Пушкина лаконична, небогата на эпитеты, но от этого не менее выразительна. Описание зимы в прозе Пушкина выполняет философскую и сюжетообразующую функции.

В нашей исследовательской  работе мы доказали, что зима у А.С. Пушкина – образ невероятно емкий и многозначный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Влашенко В. И. Читаем "Зимнее утро" A.C. Пушкина // Начальная школа. 2000. - № 1. - с. 59-63.
  2. Городецкий Б. П. Лирика Пушкина. Л.: Просвещение, 1970.- 184с.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М.:Русский язык, 1998
  4. Кишкин Л. С. Природа в жизни и творчестве Пушкина // Природа. 1999. - № 6. - С. 58-67.
  5. Лотман Ю.М. Роман А,.С. Пушкина "Евгений Онегин": Комментарий,- Л.: Просвещение,1983.- 416с.
  6. Макогоненко Г.П. "Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы". Л.: художественная литература, 1974.-376
  7. Никонов В.А. Пейзаж в поэзии Пушкина // Литература в школе.-1987.- № 1.- С. 67-79.
  8. Осипова А. Мир русской зимы в романе A.C. Пушкина "Евгений Онегин"//Литература. Приложение к газете "Первое сентября".- 1997.- № 6.- С. 14-15.
  9. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений: В 10-ти т.-2-е изд.- М.: АН СССР,1956-1958.
  10. Словарь языка Пушкина: В 4-х т. М.: ГИС, 1959
  11. Справ. материалы: Кн. для учащихся / С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, К. Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988. –  С. 335.
  12. Сурат И.З. Путь Пушкина // Пушкина A.C. Поэзия. -М.: Слово / SLOVO,1999.- С. 5-14.
  13. Эпштейн М.Н. "Природа, мир, тайник вселенной.": Система пейзажных образов в русской поэзии. М. : Высшая школа, 1990.- 302с.
  14. Юкина Е., Эпштейн М. Поэтика зимы // Вопросы литературы. 1979. - № 9. - С. 171-205.
  15. http://essaysbay.ru/essays/121/2165
  16. http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/mak/mak-001-.htm
  17. http://festival.1september.ru/articles/503929/
  18. http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1178339&uri=page1.html
  19. http://refsoch.ru/soch/pushkin/index110.html
  20. http://russianclassics.ru/morozisolncedenchudesny
  21. http://serafim-library.narod.ru/PublikatciiSerafima/pub-suzdalceva.html
  22. http://test1291.ucoz.ru/index/kartiny_zimnej_prirody2/0-29
  23. http://www.dissercat.com/content/folklornaya-traditsiya-v-peizazhe-s-pushkina-evgenii-onegin-lirika
  24. http://www.getsoch.net/tema-russkoj-prirody-v-romane-a-s-pushkina-quot-evgenij-onegin-quot/
  25. http://www.kritika24.ru/page.php?id=3405
  26. http://www.slovopedia.com/
  27. http://www.studzona.com/referats/view/10444

 

 

 


Информация о работе Зима в творчестве А.С.Пушкина