Зима в творчестве А.С.Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: показать образы русской зимы и их художественные функции в творчестве А.С. Пушкина.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
проанализировать языковые средства, использованные для описания русской зимы в произведениях А.С. Пушкина
определить функции описаний русской зимы в творчестве А.С. Пушкина
выявить художественную роль описаний русской зимы в произведениях А.С. Пушкина

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА Зима и ее роль в истории русской литературы
1. Образ зимы в русской литературе
2. Образ зимы в творчестве А.С. Пушкина
2 ГЛАВА Анализ языковых средств изображения русской зимы
1.Языковые средства изображения образа зимы в лирике А.С. Пушкина
2. Языковые средства изображения образа зимы в прозе А.С. Пушкина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

готовое.docx

— 69.19 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ГЛАВА  Зима и ее роль в истории русской литературы

  • 1. Образ зимы в русской литературе
  • 2. Образ зимы в творчестве А.С. Пушкина

2 ГЛАВА  Анализ языковых средств изображения русской зимы

  • 1.Языковые средства изображения образа зимы в лирике А.С. Пушкина
  • 2. Языковые средства изображения образа зимы в прозе А.С. Пушкина

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В большинстве произведений Пушкина  немало страниц посвящено красоте  природы, её величию и могуществу. Каждый поэт с любовью и нежностью  воспевает прелести родного края, его природную неповторимость. Образы природы всегда играют важную роль в художественных произведениях. Любовь к Родине, к природе не оставляет  равнодушным, пожалуй, ни одного писателя и поэта. Именно природа соединяется  с человеческим сердцем той его  возвышенной силой, которую издавна  называют поэзией. Каждый поэт воспевает  любовь к природе по-своему, своеобразно  рисует картины родного пейзажа. Удивительному миру природы посвящено  великое множество произведений A.C. Пушкина. Описания зимней природы занимает особое место в творчестве великого поэта. Зима у него всегда разная и неповторимая: то великолепная и блистательная, то  тоскливая и холодная.

Актуальность избранной темы заключается  в том, что сейчас остро стоит  вопрос о связи человека и природы, его осознанному, бережному отношению  к ней. Художественное произведение великого мастера слова способно пробудить в сознании людей патриотические чувства по отношению к природе, родной земле, своему национальному  достоинству.                    

Объектом нашего исследования являются языковые средства описания русской зимы А.С. Пушкиным.

Предмет исследования – образ русской зимы в произведениях А.С. Пушкина.

Цель данной работы: показать образы русской зимы и их художественные функции в творчестве А.С. Пушкина.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать языковые средства, использованные для описания русской зимы в произведениях А.С. Пушкина
  • определить функции описаний русской зимы в творчестве А.С. Пушкина
  • выявить художественную роль описаний русской зимы в произведениях А.С. Пушкина

Теоретические основы нашего исследования  мы будем брать  из трудов отечественных критиков и  авторов, которые анализировали  труды Пушкина. Для изучения нашей темы мы обратимся к другим дисциплинам, чтобы вывести одно, общее целое. Обращать внимание будем на такие науки как искусство, лингвистика, литературоведение и т.д.. Мы будем обращаться к различным словарям (толковым, лингвистическим и этимологическим) и к энциклопедиям.

К информационной базе будут  относиться научные источники: данные и сведения из книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалы  семинаров, приблизительные темы  предшествующих работ и интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Зима и ее роль в истории русской литературы

Пейзаж является одним  из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени.

“Литературный энциклопедический  словарь” определяет пейзаж как “описание  природы, шире – любого незамкнутого пространства внешнего мира”.

Писатели очень часто  в своих произведениях обращаются к описанию пейзажа. Пейзаж помогает автору рассказать о месте и времени изображаемых событий. Пейзаж – один из содержательных элементов литературного произведения, выполняющие многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которыми он связан, метода писателя, а так же от рода и жанра произведения.

Пейзаж может создавать  эмоциональный фон, на котором, на котором развертываются действия. Он может выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека, то есть как место приложения человеком его труда. И в этом смысле природа и человек оказываются нераздельными, воспринимаются как единое целое. Неслучайно М.М. Пришвин подчеркивал, что человек – часть природы, что он вынужден подчиняться ее законам, именно в ней он обретает радости, смысл и цели существования, здесь раскрывается его духовные и физические  возможности.

Пейзаж, как часть природы, может подчеркивать определенное

душевное состояние героя, оттенять ту или иную особенность  его характера с помощью воссоздания созвучных или контрастных картин природы.

Пейзаж может играть  и роль социальную (например, невеселый деревенский пейзаж в третьей главе романа “Отцы и дети”, свидетельствующий о крестьянском разорении: “Попадались и речки с открытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами”).

Посредством пейзажа выражают свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям произведения. Пейзажными описаниями у автора, прежде всего, неразрывно связаны мотивы жизни и смерти, смены поколений, неволи и свободы.

 

  • 1. Образ зимы в русской литературе

Зима – удивительная пора, когда земля укутывается в  белоснежное одеяло, а природа  засыпает, предвкушая во сне будущее  весеннее пробуждение. Огромные, белые и покойные пространства России, причудливо заиндевевший, как бы затаивший дыхание лес, служат символом жизни, хранящим в себе жизненные возможности иных времен года. Царство зимы не от мира сего, и зима постоянно связывается у отечественных поэтов с образами волшебства, зачарованности. 

В русской поэзии зимнее время – праздник света, непорочности, чистоты. Русских поэтов образ снега, как облака севшего на землю, наводит  на мысль о небесном рае, воплощенном  самой природой. Но зимнее время несет в себе и некие нечистые, враждебные людям начала. Зима чревата метелью, с ее завывающей вьюгой, бунтующей против всего человеческого, наполненной неведомыми, инобытными формами души.

Первый снег в русской поэзии принадлежит П.А. Вяземскому. В своей знаменитой элегии “Первый снег”, на которую ссылается А.С. Пушкин в “Евгении Онегине”, он противопоставляет  «пасмурную, полуночную» природу севера  «полуденному» югу. Но затем он описывает зиму в ярких, сияющих, солнечных красках.

Лазурью светлою горят небес  вершины; 
Блестящей скатертью подёрнулись долины,  
И ярким бисером усеяны поля. 
На празднике зимы красуется земля…

В стихотворении "Чародейкою Зимою..." Ф. И. Тютчева зима — добрая колдунья, окутавшая лес "снежной  бахромой", оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда  солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет "ослепительной  красой".

Чародейкою Зимою 
Околдован, лес стоит – 
И под снежной бахромою, 
Неподвижною, немою, 
Чудной жизнью он блестит.

Величественная, волшебная  и необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.

У Н.А. Некрасова природа не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку. Природа неравнодушна к человеческим страданиям. Вспомним эпилог поэмы «Мороз, Красный нос», погружение Дарьи в заколдованный сон зимней русской природы:

Ни звука! И видишь ты синий

Свод неба, да солнце, да лес.

В серебряно-матовый иней

Наряженный, полный чудес...

Она входит в этот сказочный мир  природы и остается в нем навечно, освобождаясь от всех бед. Там у нее  есть все, а здесь ничего.

В стихотворениях И.А. Бунина о зиме создаются не только живописные пейзажи, но и полотна русской жизни, подчёркивающие неотделимость человека от природы. Художественно-эстетический эффект зимних образов усиливает магия воспоминаний и богатая цветовая палитра, подчёркивающая напряжение радости и печали в сердце человека, искренне любящего русскую природу.

Вот зима пришла  
серебристая,  
Белым снегом замела  
поле чистое.  
Днем с детьми на коньках  
все катается,  
Ночью в снежных огоньках  
рассыпается…

      Итак, зима - удивительное время года. То  суровая ведьма, то добрая волшебница, она всегда неразрывно связана  с судьбой русского человека, всегда найдет отклик в его  сердце.

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 2. Образ зимы в творчестве Пушкина

 

Что же нравится Пушкину в зиме? Отвечая на этот вопрос, он рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, "зимних праздников блестящие тревоги", катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении "Бесы": путник заблудился "в чистом поле" во время метели.

Мчатся тучи, вьются тучи; 
Невидимкою луна 
Освещает снег летучий; 
Мутно небо, ночь мутна.

"Снег летучий" мешает  лирическому герою найти верную  дорогу, даже луна не освещает  пути, "невидимкою" скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении "Зимнее утро" описывается тихое великолепное утро после бури.

Под голубыми небесами 
Великолепными коврами, 
Блестя на солнце, снег лежит; 
Прозрачный лес один чернеет, 
И ель сквозь иней зеленеет, 
И речка подо льдом блестит.

Если вчера "вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась", то сегодня "мороз и солнце; день чудесный", и снег лежит "великолепными коврами". После чудесного дня наступает  ясная зимняя ночь.

О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина: "Зимняя дорога" и "В поле чистом...".

По дороге зимней, скучной 
Тройка борзая бежит, 
Колокольчик однозвучный 
Утомительно гремит. ("Зимняя дорога ")

Пой, ямщик! Я молча, жадно 
Буду слушать голос твой. 
Месяц ясный светит хладно, 
Грустен ветра дальний вой. ("В поле чистом...".)

Оба текста проникнуты одним и тем  же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина  о зиме, есть и в этих текстах: "пробирается луна", "льет печально свет она", "отуманен лунный лик" ("Зимняя дорога") и "светит месяц" ("В поле чистом..."). Можно провести еще одно текстуальное сравнение  этих двух произведений. В стихотворении "Зимняя дорога" написано: "тройка борзая бежит", и в тексте "В  поле чистом..." - аналогично: "тройка мчится". В стихотворении "В  поле чистом..." Пушкин с восхищением  описывает "снег волнистый и рябой", который в пятой главе "Евгения  Онегина" (I строфа) был назван автором "зимы блистательным ковром".  
Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении "Осень", звучит и в "Евгении Онегине".

«...И мглу крещенских вечеров.

По старине торжествовали

В их доме эти вечера:

Служанки со всего двора

Про барышень своих гадали.

"Мгла крещенских вечеров" (глава пятая, строфа III) завораживала  Татьяну Ларину, которая в праздничные  ночи гадала.

Однако зимними днями  порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой  стихотворения "Зима" заметил: "медленно глотаю скуки яд".

А мысли далеко... Я книгу  закрываю; 
Беру перо, сижу; насильно вырываю 
У музы дремлющей несвязные слова. 
Ко звуку звук нейдет... Теряю все права 
Над рифмой, над моей прислужницею странной: 
Стих вяло тянется, холодный и туманный. 
Усталый, с лирою я прекращаю спор, 
Иду в гостиную; там слышу разговор 
О близких выборах, о сахарном заводе; 
Хозяйка хмурится в подобие погоде, 
Стальными спицами проворно шевеля, 
Иль про червонного гадает короля. 
Тоска! Так день за днем идет в уединеньи!

О занятиях, которые могут  помочь развеять тоску, Пушкин говорит  в стихотворении "Зима" и в  пятой главе, строфе XLIII "Евгения  Онегина". Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить "чашку чая", "возиться со старыми журналами соседа" ("Евгений Онегин") или проверять "расход" ("Зима"), кататься на коньках, сесть "на коня" ("Зима") и "скакать верхом" ("Евгений Онегин") и, наконец, читать. В стихотворении "Зима" Пушкин дополняет этот список "разговором", "встречами" с приятными людьми. Кроме скуки, зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения "Зима" замечает: "теряю все права над рифмой".

Информация о работе Зима в творчестве А.С.Пушкина