Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:10, курсовая работа
Цель данной работы: показать образы русской зимы и их художественные функции в творчестве А.С. Пушкина.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
проанализировать языковые средства, использованные для описания русской зимы в произведениях А.С. Пушкина
определить функции описаний русской зимы в творчестве А.С. Пушкина
выявить художественную роль описаний русской зимы в произведениях А.С. Пушкина
ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА Зима и ее роль в истории русской литературы
1. Образ зимы в русской литературе
2. Образ зимы в творчестве А.С. Пушкина
2 ГЛАВА Анализ языковых средств изображения русской зимы
1.Языковые средства изображения образа зимы в лирике А.С. Пушкина
2. Языковые средства изображения образа зимы в прозе А.С. Пушкина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА Зима и ее роль в истории русской литературы
2 ГЛАВА Анализ языковых средств изображения русской зимы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В большинстве произведений Пушкина немало страниц посвящено красоте природы, её величию и могуществу. Каждый поэт с любовью и нежностью воспевает прелести родного края, его природную неповторимость. Образы природы всегда играют важную роль в художественных произведениях. Любовь к Родине, к природе не оставляет равнодушным, пожалуй, ни одного писателя и поэта. Именно природа соединяется с человеческим сердцем той его возвышенной силой, которую издавна называют поэзией. Каждый поэт воспевает любовь к природе по-своему, своеобразно рисует картины родного пейзажа. Удивительному миру природы посвящено великое множество произведений A.C. Пушкина. Описания зимней природы занимает особое место в творчестве великого поэта. Зима у него всегда разная и неповторимая: то великолепная и блистательная, то тоскливая и холодная.
Актуальность избранной темы заключается в том, что сейчас остро стоит вопрос о связи человека и природы, его осознанному, бережному отношению к ней. Художественное произведение великого мастера слова способно пробудить в сознании людей патриотические чувства по отношению к природе, родной земле, своему национальному достоинству.
Объектом нашего исследования являются языковые средства описания русской зимы А.С. Пушкиным.
Предмет исследования – образ русской зимы в произведениях А.С. Пушкина.
Цель данной работы: показать образы русской зимы и их художественные функции в творчестве А.С. Пушкина.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Теоретические основы нашего исследования мы будем брать из трудов отечественных критиков и авторов, которые анализировали труды Пушкина. Для изучения нашей темы мы обратимся к другим дисциплинам, чтобы вывести одно, общее целое. Обращать внимание будем на такие науки как искусство, лингвистика, литературоведение и т.д.. Мы будем обращаться к различным словарям (толковым, лингвистическим и этимологическим) и к энциклопедиям.
К информационной базе будут относиться научные источники: данные и сведения из книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалы семинаров, приблизительные темы предшествующих работ и интернет ресурсы.
Глава 1. Зима и ее роль в истории русской литературы
Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени.
“Литературный энциклопедический словарь” определяет пейзаж как “описание природы, шире – любого незамкнутого пространства внешнего мира”.
Писатели очень часто
в своих произведениях
Пейзаж может создавать эмоциональный фон, на котором, на котором развертываются действия. Он может выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека, то есть как место приложения человеком его труда. И в этом смысле природа и человек оказываются нераздельными, воспринимаются как единое целое. Неслучайно М.М. Пришвин подчеркивал, что человек – часть природы, что он вынужден подчиняться ее законам, именно в ней он обретает радости, смысл и цели существования, здесь раскрывается его духовные и физические возможности.
Пейзаж, как часть природы, может подчеркивать определенное
душевное состояние героя, оттенять ту или иную особенность его характера с помощью воссоздания созвучных или контрастных картин природы.
Пейзаж может играть и роль социальную (например, невеселый деревенский пейзаж в третьей главе романа “Отцы и дети”, свидетельствующий о крестьянском разорении: “Попадались и речки с открытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами”).
Посредством пейзажа выражают свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям произведения. Пейзажными описаниями у автора, прежде всего, неразрывно связаны мотивы жизни и смерти, смены поколений, неволи и свободы.
Зима – удивительная пора, когда земля укутывается в белоснежное одеяло, а природа засыпает, предвкушая во сне будущее весеннее пробуждение. Огромные, белые и покойные пространства России, причудливо заиндевевший, как бы затаивший дыхание лес, служат символом жизни, хранящим в себе жизненные возможности иных времен года. Царство зимы не от мира сего, и зима постоянно связывается у отечественных поэтов с образами волшебства, зачарованности.
В русской поэзии зимнее время – праздник света, непорочности, чистоты. Русских поэтов образ снега, как облака севшего на землю, наводит на мысль о небесном рае, воплощенном самой природой. Но зимнее время несет в себе и некие нечистые, враждебные людям начала. Зима чревата метелью, с ее завывающей вьюгой, бунтующей против всего человеческого, наполненной неведомыми, инобытными формами души.
Первый снег в русской поэзии принадлежит П.А. Вяземскому. В своей знаменитой элегии “Первый снег”, на которую ссылается А.С. Пушкин в “Евгении Онегине”, он противопоставляет «пасмурную, полуночную» природу севера «полуденному» югу. Но затем он описывает зиму в ярких, сияющих, солнечных красках.
Лазурью светлою горят небес
вершины;
Блестящей скатертью подёрнулись долины,
И ярким бисером усеяны поля.
На празднике зимы красуется земля…
В стихотворении "Чародейкою Зимою..." Ф. И. Тютчева зима — добрая колдунья, окутавшая лес "снежной бахромой", оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет "ослепительной красой".
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Величественная, волшебная и необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.
У Н.А. Некрасова природа не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку. Природа неравнодушна к человеческим страданиям. Вспомним эпилог поэмы «Мороз, Красный нос», погружение Дарьи в заколдованный сон зимней русской природы:
Ни звука! И видишь ты синий
Свод неба, да солнце, да лес.
В серебряно-матовый иней
Наряженный, полный чудес...
Она входит в этот сказочный мир природы и остается в нем навечно, освобождаясь от всех бед. Там у нее есть все, а здесь ничего.
В стихотворениях И.А. Бунина о зиме создаются не только живописные пейзажи, но и полотна русской жизни, подчёркивающие неотделимость человека от природы. Художественно-эстетический эффект зимних образов усиливает магия воспоминаний и богатая цветовая палитра, подчёркивающая напряжение радости и печали в сердце человека, искренне любящего русскую природу.
Вот зима пришла
серебристая,
Белым снегом замела
поле чистое.
Днем с детьми на коньках
все катается,
Ночью в снежных огоньках
рассыпается…
Итак, зима - удивительное время года. То суровая ведьма, то добрая волшебница, она всегда неразрывно связана с судьбой русского человека, всегда найдет отклик в его сердце.
Что же нравится Пушкину в зиме? Отвечая на этот вопрос, он рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, "зимних праздников блестящие тревоги", катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении "Бесы": путник заблудился "в чистом поле" во время метели.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
"Снег летучий" мешает
лирическому герою найти
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Если вчера "вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась", то сегодня "мороз и солнце; день чудесный", и снег лежит "великолепными коврами". После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь.
О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина: "Зимняя дорога" и "В поле чистом...".
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит. ("Зимняя дорога ")
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой. ("В поле
чистом...".)
Оба текста проникнуты одним и тем
же настроением, скукой, и даже образный
ряд в них схож. Луна, неизменный
элемент всех стихотворений Пушкина
о зиме, есть и в этих текстах:
"пробирается луна", "льет печально
свет она", "отуманен лунный лик"
("Зимняя дорога") и "светит месяц"
("В поле чистом..."). Можно провести
еще одно текстуальное сравнение
этих двух произведений. В стихотворении
"Зимняя дорога" написано: "тройка
борзая бежит", и в тексте "В
поле чистом..." - аналогично: "тройка
мчится". В стихотворении "В
поле чистом..." Пушкин с восхищением
описывает "снег волнистый и рябой",
который в пятой главе "Евгения
Онегина" (I строфа) был назван автором
"зимы блистательным ковром".
Еще один мотив, мотив зимних праздников,
обозначенный в стихотворении "Осень",
звучит и в "Евгении Онегине".
«...И мглу крещенских вечеров.
По старине торжествовали
В их доме эти вечера:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали.
"Мгла крещенских вечеров" (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.
Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения "Зима" заметил: "медленно глотаю скуки яд".
А мысли далеко... Я книгу
закрываю;
Беру перо, сижу; насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова.
Ко звуку звук нейдет... Теряю все права
Над рифмой, над моей прислужницею странной:
Стих вяло тянется, холодный и туманный.
Усталый, с лирою я прекращаю спор,
Иду в гостиную; там слышу разговор
О близких выборах, о сахарном заводе;
Хозяйка хмурится в подобие погоде,
Стальными спицами проворно шевеля,
Иль про червонного гадает короля.
Тоска! Так день за днем идет в уединеньи!
О занятиях, которые могут помочь развеять тоску, Пушкин говорит в стихотворении "Зима" и в пятой главе, строфе XLIII "Евгения Онегина". Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить "чашку чая", "возиться со старыми журналами соседа" ("Евгений Онегин") или проверять "расход" ("Зима"), кататься на коньках, сесть "на коня" ("Зима") и "скакать верхом" ("Евгений Онегин") и, наконец, читать. В стихотворении "Зима" Пушкин дополняет этот список "разговором", "встречами" с приятными людьми. Кроме скуки, зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения "Зима" замечает: "теряю все права над рифмой".