Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:10, курсовая работа
Цель данной работы: показать образы русской зимы и их художественные функции в творчестве А.С. Пушкина.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
проанализировать языковые средства, использованные для описания русской зимы в произведениях А.С. Пушкина
определить функции описаний русской зимы в творчестве А.С. Пушкина
выявить художественную роль описаний русской зимы в произведениях А.С. Пушкина
ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА Зима и ее роль в истории русской литературы
1. Образ зимы в русской литературе
2. Образ зимы в творчестве А.С. Пушкина
2 ГЛАВА Анализ языковых средств изображения русской зимы
1.Языковые средства изображения образа зимы в лирике А.С. Пушкина
2. Языковые средства изображения образа зимы в прозе А.С. Пушкина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Итак, образ зимы неразрывно связан с настроением лирического героя. Каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова. Поэтому зима в его лирических произведениях такая разная.
В прозе же, образ зимы выполняет, прежде всего, символическую и философскую функции. В «Капитанской дочке» стихия предстает перед читателями в образе бурана, описанного во второй главе. При его изображении Пушкин использует некоторые детали и сравнения, сближающие образ бурана с бурей на море, с образом бушующей водной стихии из «Медного всадника»: зимнюю степь Пушкин называет «снежным морем», движение кибитки похоже на плаванье судна по бурному морю.. Пророческий сон Гринева навеян бураном («я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), он как бы продолжает описание бури, значит, образ бурана в произведении тоже является пророческим. Вся повесть «Капитанская дочка» представляет собой описание стихии Пугачевского восстания. Образ бурана предвещает и символизирует страшные события, бурю гражданской войны, народной смуты. Образ Пугачева сливается с образом бурана. Пугачев выполняет роль лоцмана, который выводит Гринева из бескрайнего «снежного моря». Природная стихия сталкивает Гринева и Пугачева, но народная стихия разъединяет этих героев.
«Мутное кружение метели» в «Капитанской дочке» символизирует еще и саму жизнь, случайность, непредсказуемость жизни, как в повести «Метель». И в «Метели» и в «Капитанской дочке» стихия все-таки счастливо влияет на судьбу главных героев. Ведь если бы Гринев не встретил Пугачева в ту ночь посреди снежной степи и потом не подарил бы ему заячий тулуп, то неизвестно, как сложилась бы судьба Гринева при встрече с Пугачевым в Белогорской крепости.
Таким образом, «метельный» сюжет Пушкина, возможно, благодаря различной контаминации его в произведениях самого поэта, становится постепенно одним из устойчивых, традиционных символов русской литературы: с интерпретацией образа пушкинской метели мы встречаемся у Достоевского («Бесы», «Идиот»), Блока («Двенадцать»), Есенина («Годы молодые…», «Ответ», «Метель»), Булгакова («Мастер и Маргарита»). Метель – это и символ бесовства, и символ разрушения космического порядка бытия, то есть прежнего привычного мироустройства, это и символ духовного распутья или тупика, утраты четких нравственных ориентиров.
ГЛАВА 2. Анализ языковых средств изображения русской зимы
Пожалуй, самыми яркими и
узнаваемыми стихотворениями А.
Стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Об этом говорят восклицания поэта: «Мороз и солнце; день чудесный !», «Навстречу северной Авроры , Звездою севера явись!».
Пушкин использует яркие и звучные эпитеты:
Изобразительные (выражающие конкретный признак предмета) - мутное (небо), (тучи) мрачные, голубые (небеса), прозрачный (лес), веселый (треск), (поля) пустые, нетерпеливый (конь), густые (леса).
Выразительные (выражающие отношение к предмету) - чудесный (день), прелестный (друг), великолепные (ковры), милый (друг), милый (берег). Все эпитеты выражены прилагательными.
Эпитеты показывают на силу чувств поэта, счастье, которое его переполняет. Именно эпитеты помогают поэту передать свою радость, бодрость, восторг. Ещё одним художественным средством, придающим динамичность лирическому произведению, является метафора. Пример метафоры: «И навестим поля пустые». Художник, употребив словосочетание поля пустые, одним мазком показал, что это не только поля, с которых убран урожай, но и что вокруг нас по-настоящему зимняя пустота. Интересно, что стихотворение построено по принципу антитезы – противопоставления слов, образов, эпизодов. Стихотворение начинается антитезой: мороз – холод; солнце – тепло, свет; Богиня зари – простая женщина. А.С. Пушкин противопоставляет «вечор» и «день чудесный», «вьюга злилась» и «мороз и солнце», «мутное небо» и «голубые небеса», «мгла носилась» и «блестя на солнце, снег лежит». Благодаря противопоставлению подчёркивается выразительность картин природы. Казалось бы, слова из второй строфы «мутном, бледное, мрачные, чернеет, зеленеет, бурую, пустые» должны омрачить картину чудесного утра, но этого не происходит, потому что много светлых, световых слов: солнце, звездою, блестя, прозрачный, блестит, блеском, озарена.
В стихотворении «Зимний вечер» настроение
поэта скорее грустное, печальное, потому
что оно отражает реальность быта поэта,
чьим единственным спутником была няня
Арина Родионовна. В стихотворении не
так много изобразительно-выразительных
средств языка, но они очень яркие, емкие,
глубокие по своему содержанию:
метафоры: «буря мглою небо кроет» - пожалуй,
единственная.
«бедная юность».
олицетворения: «буря завоет, заплачет,
зашумит, застучит».
«лачужка печальна…»
сравнения, выраженные сравнительным
оборотом с помощью союза как: «завоет,
как зверь, …; заплачет как дитя;
«как путник запоздалый, застучит».
Для точного выражения
чувств используются эпитеты, выраженные
прилагательными в краткой
Отдельно нужно сказать о стилистических фигурах поэтического текста (повторы, инверсия, антитеза, риторический вопрос). Повтор есть и в «Зимнем утре». Слово «милый» повторяется дважды: «друг милый», «милый берег». Но это повтор слова в разных строфах стихотворения, а в «Зимнем вечере» иные повторы. В первой строфе союз «то», четырежды повторяясь при употреблении однородных членов предложения, выполняет свою роль : вселяет в читателя, как и в поэта, чувства тревоги, беспокойства:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Союз «или» дважды повторяется во второй строфе («Зимний вечер»):
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Слово «выпьем» употребляется дважды:
Выпьем, добрая старушка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Данные повторы, а также риторические вопросы (их четыре), антитеза– это авторские приемы, помогающие передать состояние души поэта.
В стихотворениях поэт использует инверсию. В «Зимнем утре» читаем: «день чудесный», «друг прелестный», «поля пустые», а в «Зимнем вечере» - «по кровле обветшалой», «путник запоздалый». Данные инверсии придают какую-то необычность в выражении чувств поэта.
Рассмотрим звуковой строй стихотворений. Наблюдение показывают, что в них используется такой прием звукописи, как аллитерация. В стихотворении «Зимнее утро» читаем:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче…погляди в окно…
Звуки [р] и [р'] в первой строфе повторяются четырнадцать раз («моРоз», «дРемлешь», «дРуг», «пРелестный», «поРа», «кРасавица», «пРоснись», «откРой», «взоРы», «навстРечу», «севеРной», «АвРоРы», «севеРа». Лирический герой желает разбудить возлюбленную, чтобы поделиться счастьем, которое переполняет его. Неслучайно оба предложения в первой строфе восклицательные.
Во второй же строфе звуковой
состав меняется: завывание вьюги
помогают услышать сонорные
В четвертой строфе мы отчетливо слышим треск затопленной печи. Тавтология «треском трещит» художественно оправдана.
В стихотворении « Зимний вечер» аллитерация помогает поэту, томящемуся вдали от друзей под домашним арестом, точнее передать свои чувства:
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные, крутя
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Раскатистые [р] и [р'] , приглушенные глухие [т] и [т'] в сочетании со звонким [д'], глухие [к],[к'] ,[х], [х'] , взаимодействуя со звонкими [в], [в'] , [з], передают завывание бури, а значит и внутреннее состояние человека, чувствующего себя тревожно, печально, одиноко.
Лексика стихотворения «Зимнее утро» очень многообразна: употребляются устаревшие ,диалектные, книжные слова :
НЕГА
ж. состоянье полного довольства, услады,
по всем чувственным потребностям.
НЫНЧЕ
нареч. (разг.). 1. Сегодня.
ОЗАРИТЬ
озарю, озаришь, сов. (к озарять) (книжн.).
1. что. Ярко осветить, залить светом.
ВЕЛЕТЬ
велю, велишь, сов. и несов. (прош. только
сов. ), кому-чему с инф. или с союзом "чтобы".
Приказать (приказывать) кому-н., распорядиться
(распоряжаться)
ПРЕДАТЬСЯ
предамся, предашься, предастся, предадимся,
предадитесь, предадутся, пов. предайся,
прош. предался, предалась; предавшийся,
сов. (к предаваться) (книжн.). 1. кому-чему.
отдаться во власть, в распоряжение кого-н.,
перейти Всецело на сторону кого-н. (устар.)
ВЕЧОР
нареч. (разг. устар.). Вчера вечером.
ЗАПРЕЧЬ
, -ся, запрячь, -ся; (разг. устар.) см. запрягать
Гармоничное переплетение разных слоев
лексики придает стихотворению
В «Зимнем утре» поэт использует глаголы повелительного наклонения («проснись», «открой» «явись», «погляди»), которые призывают читателя проникнуться всей полнотой жизни. Жизнь удивительна, потому что в ней есть гармония. Эта мысль выражена уже в первой строчке:
Мороз и солнце; день чудесный!
День чудесен благодаря
Если сравнить лексику стихотворений, то можно отметить некоторое сходство. В стихотворении «Зимний вечер» находим эпитет «печальна», слово «друг»:
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бурей завываньем
Ты, мой друг, утомлена…
А в стихотворении «Зимнее утро» встречаем те же слова:
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня.
В данном стихотворении лирический герой предстает перед нами простым, добрым, близким народу. Об этом свидетельствуют и диалектные слова, и короткие предложения, и обращения, и интонация непринужденного разговора, и общий тон. Лексика стихотворения «Зимний вечер» большей частью простонародная, диалектная, а слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «старушка», «подружка», «лачужка» – выражение нежности, любви, душевности поэта.
Обратимся к еще одному стихотворению, в котором также возникает образ русской зимы с ее грозной метелью и тревогами путешествия по летучим снегам, по занесенным дорогам. Это стихотворение «Бесы». Здесь представлена реалистическая картинка вьюги, метели. Буквально несколькими штрихами здесь создается неповторимый и яркий образ, очень знакомый и по-настоящему русский.
Стихотворение построено на множестве повторов. Это прослеживается как в композиции, так и на фонетическом и лексическом уровнях.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Это четверостишие повторяется трижды, оно звучит лейтмотивом стихотворения и делит его на три композиционных отрезка, каждый со своим семантическим рисунком.
Само четверостишие изнутри построено на повторах, что прекрасно передаёт круговое движение снежных вихрей: “мчатся тучи, вьются тучи”, “мутно небо, ночь мутна”. Первая и последняя из этих четырёх строчек каждая состоит из двух параллельных частей. “Мчатся тучи, вьются тучи...” Два глагола интенсивного движения, приложенных к одному повторяющемуся слову – “тучи”, с самого начала стихотворения создают ощущение стремительного вращательного полёта. Эти строчки не просто дают яркую картину, они призваны сбить, закружить читателя, заставить его потерять ориентир. Этой же цели служит повтор “Мутно небо, ночь мутна”. Автор заботится о том, чтобы поддержать ощущение страха на протяжении всего стихотворения: “Вьюга мне слипает очи, // Все дороги занесло; // Хоть убей, следа не видно; // Сбились мы...” Постоянно повторяются образы кружения, мутного освещения, мглы, сбивающие с толку: